IV. Открытие нового знания
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Блицопрос
• Назовите государства Древнего мира.
• Что такое иероглиф?
• В честь кого строили храмы в Древнем Египте?
• Что такое пирамиды? Кто такие фараоны?
• Что является сердцем Афин?
• Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах. (Парфенон.)
• Назовите древние постройки в Риме. (Римский форум, Пантеон, Колизей.)
2. Тест
1. Главная площадь Рима:
а) Форум б) Капитолий в) Палатин
2. Жилище для богов в Древнем Египте:
а) храм б) саркофаг в) пирамида
3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм б) пирамида в) сфинкс
4. На берегах этой реки возникло Египетское государство:
а) Нил б) Амазонка в) Дон
5. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс б) Апис в) Хеопс
6. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:
а) Амон-Ра б) Эхнатон в) Тот
7. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь б) Агора в) Академия
Индивидуальное задание на карточке
— Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
Главная площадь Рима - ... (Форум). Жилище для богов в Древнем Египте — ... (храм). Гробница фараона в Древнем Египте — ... (пирамида). Египетское государство возникло на берегу реки ... (Нил). Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов, — ... (Сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, — ... (Тот). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется ... (Акрополь).
Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 6 рабочей тетради. (У древних египтян был солнечный календарь. Новый год начинался 19 июня — в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. В Римской империи счет велся от основания Рима с 21 апреля 753г. до н. э.)
III. Самоопределение к деятельности
(У каждого на парте стихотворение.)
— Прочитайте. Добавьте в стихотворение нужное слово.
На щите моем эмблема
И девиз «Любовь и честь!».
Докажу я непременно,
Что они на свете есть.
Я невинных защищаю,
Преступления отмщаю —
Лишь за правду должен биться
Каждый благородный... (рыцарь).
— Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)
— Когда жили рыцари?
(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или отвечают неточно.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
— Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих вопросов.
(План записан на доске.)
План работы
1. Какая эпоха в истории называется Средними веками?
2. Какие религии возникли в Средневековье?
3. Кто такие рыцари Средневековья?
4. Для чего строили замки?
5. Кто и когда изобрел книгопечатание?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группах, в парах, по плану.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа по учебникуС. 15
— Что означает слово «средний»? (1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе. 2) То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)
— Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.)
— Какая же эпоха в истории называется Средними веками? (Предположения детей.)
— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В книге, в учебнике.)
— Прочитаем текст на с. 15. (Ученики читают текст.)
— Что вы узнали о Средневековье? (Ответы детей.) (Учитель делает дополнения. См. дополнительный материал к уроку.)
— Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии возникли в Средневековье?
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться следующие мировые религии.
С. 17-18
— Какие? И вновь обратимся к учебнику. (В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.)
— Как назывались здания для молитв? (У христиан — церкви, соборы; у мусульман — мечети; у буддистов — храмы; у иудаистов — синагога.)
Христианство появилось в I в. в восточной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия).
Ислам — тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в VII в. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу, Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране.
Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в V—VI вв. до н. э. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.
Иудаизм — вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.
Работа в группах
— Следующий вопрос — о рыцарях. Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? (Рыцарь — это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек.)
— Вы правы. А вот какие были рыцари в Средневековье, вы узнаете, прочитав текст «Рыцари Средневековья». Здесь же вы найдете ответ на следующий вопрос о замках.
(См. дополнительный материал к уроку. У каждой группы распечатан текст. Ученики читают его и формулируют 2—3 вопроса другим группам.)
V. Физкультминутка