Радиоэлектронное оборудование
Содержание
[показать]
История создания и перспективы[править | править вики-текст]
Программа создания авианосца нового поколения, призванного заменить авианосцы типов «Энтерпрайз» и«Нимиц» ранее была известна как программа CVN(X) и CVN-21 («авианосец XXI века»)[3].
Финансирование программы началось в 2001 году, начало строительства — в августе 2005 года, закладка головного корабля — в ноябре 2009 года. Всего в 2001—2013 годах на проектирование и строительство головного корабля будет выделено 10,5 млрд долл. в текущих ценах, в том числе 2,4 млрд долл. на проектирование и 8,1 млрд долл. на строительство. Ещё 3,3 млрд долл. в 1997—2013 году планируется затратить на исследовательские работы по созданию новых военных технологий. Стоимость строительства второго и третьего корабля серии составит соответственно 9,2 и 10,7 млрд долл. в текущих ценах[4].
После принятия головного корабля в состав флота (ориентировочно 2017 год), следующие корабли последуют за ним с интервалом 5 лет, заменяя приближающиеся к предельному 50-летнему сроку службы старые авианосцы. Принятие в строй последнего (десятого) авианосца серии ожидается в 2058 году.
Самый первый атомный авианосец ВМФ США«Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет до ввода в строй авианосца «Джеральд Форд» (CVN-78) в составе ВМФ США будет находиться 10 авианосцев. С этого момента планируется постепенный переход к 10-авианосному составу флота.
С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4 млрд долл. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы «Джеральда Форда» тоже 50 лет, стоимость постройки трёх авианосцев нового класса составит примерно 42 млрд долл.[5][6].
«Джеральд Форд» стал первым кораблём ВМФ США, полностью спроектированным в системе 3D-дизайна, внедрённой компанией «Нортроп Грумман» и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.
Особенности конструкции[править | править вики-текст]
Изометрическая проекция модели авианосца
При одинаковом с авианосцами типа «Нимиц» водоизмещении(около 100 000 т), «Джеральд Форд» будет иметь на 500—900 человек меньший экипаж. Это будет достигнуто за счёт уменьшения на 30 % трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем, а также за счёт широкого внедрения автоматизации[7].
По сравнению с авианосцами типа «Нимиц», будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за водоизмещением и остойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.
Компоновка
Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Нимиц». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками (ФАР) и система автоматического подлёта и посадки[en] (JPALS), использующая глобальную систему позиционирования GPS. Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов.
Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников — с четырёх до трёх.
Флагманские апартаменты[что?] на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу.
радиоэлектронное оборудование
Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонная радиолокационная система DBR, которая интегрирует в себе многофункциональный радар AN/SPY-3 X-диапазона фирмыRaytheon и радар объёмного обзора VSR S-диапазона фирмы Lockheed. AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. Система разрабатывалась для эсминцев нового поколения DDG-1000 «Замволт»[8].
Авиагруппа
Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S, а также боевые беспилотные летательные аппараты.
Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новыеэлектромагнитные катапульты[en] (Electromagnetic Aircraft Launch System, EMALS) фирмы General Atomics на основе линейного электродвигателя. Она позволяет разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.
Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров фирмы General Atomics. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта.
Вооружение
В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH.
На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc.
Силовая установка
Два новых реактора A1B[en], заново разработанных для авианосца, способны производить на 25 % больше электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50 %. Запас мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты. Реактор может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца.[8]
Состав серии[править | править вики-текст]
Источник информации: Доклад исследовательской службы Конгресса США[9]. Все даты после 2009 года — планируемые. 24 апреля 2014 г. Google опубликовала спутниковый снимок на котором виден второй авианосец серии, CVN-79 «Джон Ф.Кеннеди», находящийся на стапеле кораблестроительной корпорации «Нортроп Грумман». Характерная конструктивная особенность кораблей этой серии - передвинутая к корме "командная рубка".
Авианосец «Джеральд Форд» спущен на воду 9 ноября 2013 года, на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии.
Название | Номер | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Заменит в строю |
Джеральд Р. Форд Gerald R. Ford | CVN-78 | 13.11.2009 | 10.11.2013 | ~2016 | Энтерпрайз (CVN-65) |
Джон Ф. Кеннеди John F. Kennedy[10] | CVN-79 | 22.08.2014 | ~2018 | ~2020[11] | Нимиц (CVN-68) |
Энтерпрайз Enterprise | CVN-80 | ~2018 | ~2023 | ~2025 | Дуайт Эйзенхауэр (CVN-69) |