Церковь Преображения Господня в Санума
Церковь Преображения и приход Такасимидзу
Согласно отчету Сэндайской епархии от 25 марта, церковь получила повреждения: трещины на внутренних стенах, повреждения кровли.
Церковь расположена в административной границе г. Курихара на севере префектуры Мияги. Относится к приходу Исиномаки. Сейчас здесь небольшой населенный пункт, а в XVIII–XIX вв. был довольно процветающий город, расположенный на одном из крупнейших трактов Японии. Был частью владения феодального клана Сэндай, в городе располагалось немало самурайских усадеб. Выходцы из самурайского сословия, как часто было в Тохоку, стали и первыми православными верующими.
В августе 1873 г. здесь начал проповедь высланный властями из Хакодатэ катехизатор Павел Цуда. Его слова произвели действие на 41-летнего директора местной начальной школы Хариу и его сына. Хариу был уважаемым в округе человеком, и его сочувствие православию стало хорошей рекомендацией для Цуда. Бывший владелец Такасимидзу, знакомый Цуда, позволил ему вести проповеднические собрания в одном из помещений своей усадьбы. По совету Хариу посещать их стал и ученый-конфуцианец Като, имевший собственную частную школу, со своими учениками. По большей части проповеди Цуда слушали молодые выходцы из самурайских семей, позднее интерес стали проявлять и крестьяне. В Такасимидзу было уже более десятка оглашенных; кроме Цуда, это место стали посещать и другие православные катехизаторы, устраивались чтения отрывков Священного Писания для детей, занятия по толкованию «Православного зерцала» (перевод «Православного исповедания» св. Димитрия Ростовского)...
Между тем, власти префектуры, выяснив, что Хариу, несмотря на свою преподавательскую должность, исповедует «чужеземное учение», приняли решение о его увольнении. После этого Хариу с сыном, решив посвятить себя церковной службе, отправились в Токио, в штаб-квартиру Российской духовной миссии. Там они были крещены святителем Николаем (отец – с именем Матфей, сын – Тимофей) и позднее назначены катехизаторами, вернувшись в Тохоку. Тимофей впоследствии стал и священником. Работа же Цуда продолжалась, и в ноябре 1875 г., когда Такасимидзу посетил недавно рукоположенный первый священник-японец – о. Павел Савабэ, он смог крестить здесь 46 человек.
На следующий год в Такасимидзу был выстроенный первый молитвенный дом, получивший посвящение в честь Преображения Господня. К 1878 г. в общине было уже более 100 верующих.
Немало уроженцев Такасимидзу в эти годы отправлялись учиться в православные духовные школы Токио (семинарию, катехизаторское и причетническое училища). За период с 1874 г. по 1882 г. такой путь прошли более 20 человек. Из них четверо стали священниками (в том числе оо. Тимофей Хариу, Роман Тиба), а Пантелеймон Сато, окончив семинарию в 1884 г. и продолжив образование в Казанской духовной академии, по возвращении в Японию стал семинарским преподавателем.
В 1883 г. в Такасимидзу смогли выстроить также дом для священника, а в 1894 г. перенесли и церковь и дом для причта на современное место. Нынешний храм был выстроен в 1974 г.. Иконостас в нем – работы первой (и долгие годы единственной) японской иконописицы Ирины Ямасита.
За ХХ век община уменьшилась. По данным 1999 г., в Такасимидзу было 25 верующих в 8 семьях.
Церковь Преображения Господня в Санума
Согласно отчету Восточно-Японской епархии от 25 марта, зданиецеркви признано аварийным, велика вероятность его обрушения.
Церковь расположена в преф. Мияги, в административной черте г. Томэ. Принадлежит к приходу Исиномаки.
Где-то с 1873 г. здесь трудился катехизатор Спиридон Осима, побывал также высланный из Хакодатэ катехизатор Иоанн Сакаи (один из первых крещенных святителем японцев, впоследствии диакон и священник). Первые крещения состоялись в 1874 г. В 1875 г. здесь некоторое время провели о. Павел Савабэ и, снова-таки, Иоанн Сакаи, было крещено 53 человека. К началу 1890-х в общине было до 90 верующих, существовал молитвенный дом. Во время землетрясения 1896 г. он был разрушен и восстановлен через два года. Однако в 1920 г. церковь сгорела во время пожара. Позднее был выстроен небольшой «временный» молитвенный дом, который и стоит до нашего времени.
На 1999 г. в Санума было 26 верующих в 8 семьях.
4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дзёгэдзуцуми
По данным Восточно-Японской епархии, церковь не пострадала.
Церковь расположена в сельской местности в преф. Мияги, недалеко от залива Мацусима, по классической традиции причисляемого к трем красивейшим местам Японии. В административной границе г. Хигаси-Мацусима. Принадлежит к приходу Исиномаки.
Первым уроженцем Дзёгэдзуцуми, принявшим православие, стал 13-летний подросток из самурайской семьи – Николай Итидзё, крещенный в январе 1877 г. в Сэндай, после чего в эту местность был направлен катехизатор Иоанн Такахаси. В ноябре того же года здесь побывал о. Анатолий Тихай, настоятель церкви в Хакодатэ, и крестил еще десяток человек. Так родилась первая православная община. Дзёгэдзуцуми также часто посещали катехизаторы из Сэндай, и число верующих быстро увеличивалось, к 1881 г. перевалив за 150 человек. На постоянном служении тут находились двое катехизаторов. В том же году на земле, пожертвованной семьей Итидзё, был выстроен молитвенный дом. Современное здание сооружено в 1974 г. В храме хранится немало русских икон (очевидно, часть также привезена св. Николаем в 1880 г.).
На 1999 г. в Дзёгэдзуцуми было 47 верующих в 12 семьях.