Промышленности, транспорта
СВЯЗИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ИНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ.
ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Объединение этих разнообразных по составу и правовому режиму земель в единую категорию было произведен в Общих началах землепользования и землеустройств СССР 1928 г., где они именовались землями специально! назначения. В более позднем законодательстве они названы землями несельскохозяйственного назначения.
Часть 1 ст. 119 Кодекса о земле дает легальное определение этих земель следующим образом. Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения являются земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередностиих освоения.
Порядок использования земель промышленности транспорта, связи, энергетики и иного назначения, также установления зон с особыми условиями пользования (охранные, защитные и другие зоны) определяем законодательством Республики Беларусь.
С точки зрения экономической данные земли используются как базис, основа разнообразной деятельности и предназначены для различных целей. Правовой режим этих земель характеризуется рядом общих черт и особенностей.
1. Для правового регулирования состава данных земель характерны две тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга данных территорий. Законодатель выделил земли обороны в составе вышеназванных земель. Земельный кодекс России относит к их числу, кроме того, земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики. Перечень этих земель исчерпывающий и будет дополняться с развитием новых сфер хозяйственной деятельности.
Вторая тенденция состоит в том, что из состава земель данной категории исключены некоторые земли. Это земли курортов, заповедников. Они образуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
2. Правовой режим указанных земель характеризуется специальной цельюих использования, определяется их ролью и значением в хозяйственной жизни страны. Эта цель, установленная законом, другими нормативными актами, является важным ограничителем данных земель от земель других категорий. Специфика объекта таких земель в том, что эти земли не образуют единого массива, однако их правовой режим един. Для характеристики объекта земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения важно отметить наличие в их структуре двух составных частей. Так, основная часть земель занята промышленными, транспортными, оборонными объектами. Для другой же установлены зоны с условиями землепользования. Это санитарные, санитарно-защитные зоны, охранные и т.п. Кроме того, земельно-правовой режим вышеуказанных земель распространяется на смежных субъектов (собственников, владельцев, пользователей) даже тогда, когда такие зоны не установлены. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, на землях которых устанавливаются зоны с особенными условиями землепользования, имеют право на возмещение всех убытков, связанных с ограничениемих прав, включая упущенную выгоду. Ответчиками по данным искам выступают предприятия и организации, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду для которых устанавливаются подобные зоны.
Если в составе земель промышленности и иного назначения есть участки, пригодные для использования в сельскохозяйственных целях, они могут быть отведены во временное пользование гражданам и сельскохозяйственным предприятиям и организациям. В решении предусматриваются сроки предоставления земельного участка, его размеры, а также условия использования и возврата земель.
3. Для промышленных, транспортных и иных специальных нужд должны предоставляться в первую очередь земельные участки, которые не пригодны для сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества.
4. Размеры земельных участков, предоставленные промышленным, транспортным предприятиям, организациям связи, энергетики, определяются всоответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией. Отвод земель для вышеуказанных целей осуществляется с учетом очередности их освоения.
5. Субъектами прав на земли данной категории являются в основном юридические лица. Физические лица могут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке, установленных Кодексом о земле Республики Беларусь.
6. Одна из особенностей правового режима этих земель состоит в характеристике управления ими. Предоставление земель в собственность, пользование и аренду, регистрацию землепользовании и ряд других распорядительных действий осуществляют органы, указанные в Кодексе о земле. Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведению соответствующих предприятий и организаций. Множественность органов управления землями определяется их разнообразием. Но при всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления этими землями имеют ряд общих черт: на них возложено осуществление внутрихозяйственного устройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельных частей и ряд других.
Органы управления проводят учет земель,их распределение и перераспределение, контролируют использование, защищают и отстаивают ведомственные интересы перед Советами депутатов,их исполнительными и распорядительными органами. Предприятия-собственники земель осуществляют управлениеими самостоятельно.
7. Специфичен порядок использования таких земель. Круг прав и обязанностей субъектов по использованию данных земель определяется как Кодексом о земле, так и другим законодательством Республики Беларусь. Причем если в Кодексе о земле показаны лишь общие контуры и направления использования земель, то детальная проработка предполагает наличие специально нормативного акта. Для одних земель законодатель это предусмотрел (как для земель транспорта), правовой режим других ждет своего нормативного решения. В настоящее время правовой режим различных по целевому назначению земель определяется с учетом нормативных актов, изданных ведомствами, причем ведомственное нормотворчество в этих вопросах является превалирующим.
Поскольку деятельность промышленных предприятий, а также иных субъектов права на земельные участки данной категории связана с воздействием на состояние окружающей среды, на эти предприятия и организации возложены дополнительные обязанности. Они обязаны озеленять территории санитарно-защитных зон, предпринимать меры охраны окружающей среды от загрязнения, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
По целевому и общему хозяйственному назначению земельных участков в рамках данных земель можно делить:
а) земли промышленности, т.е. земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей промышленности, а также горнодобывающих предприятий;
б) земли транспорта, т.е. земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий транспорта;
в) земли связи, т.е. земельные участки, предоставленные предприятиям и организациям связи ддля выполнения возложенных на них задач;
г) земли электрических сетей, т.е. земельные участки, предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтных электрических сетей;
д) земли обороны, т.е. земельные участки, обслуживающие военно-оборонный комплекс;
е) земли иного назначения, т.е. земельные участки, обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.