Возрастная динамика функции имитирования
Повторение предложенных сюжетных действий | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Повторение слогов и слов. Имитация игровая и копирующая | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Имитация групп слов, действий | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Имитация слов. Попытки имитации действий | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
функция | Норма/мес. | Уровень | 8 14 20 26 32 | ||||
Возраст (мес.) |
а) словесные действия — красный цвет,
б) предметные действия — синий цвет.
1. Имитация слов:
— говорит двусложное слово (ма-ма, дя-дя и т.п.) (9 мес.),
— говорит два слова (9 мес.),
— реагирует на музыку, воркует (9 мес.),
— подражая взрослому, повторяет слоги (9-10 мес.),
— произносит 6-10 облегченных слов (12 мес.).
I стадия. Попытки действий и их имитация:
— играет в прятки (9 мес.),
— подражает действиям другого ребенка (9 мес.),
— подражает действиям взрослого с игрушками (9 мес.),
— выполняет плясовые движения под музыку (9 мес.),
— подражая взрослому, делает штрихи на бумаге, пытается имитировать письмо (10 мес.),
— при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет различные движения (10 мес,)
— переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кормит, баюкает мишку, куклу, собаку) (12 мес.),
— самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (12 мес.)
— бросает мяч (13 мес.)
— имитирует письмо (14 мес.)
2. Имитация групп слов:
— выговаривает от двух до четырех слов (15 мес),
— произносит два или более слов вместе (18 мес.),
— говорит не меньше пяти слов (18 мес).
II стадия. Имитация действий:
— отображает в игре' отдельные, часто наблюдаемые действия (16-17 мес);
— рисует карандашом каракули вслед за взрослым (18 мес.),
— вставляет треугольник в доску с гнездами по показу (18 мес),
—. вступает в игровое взаимоотношение с другими лицами (18 мес),
— спонтанно и энергично чертит штрихи, проводит линию, пытается воспроизвести вертикальную линию (18 мес.).
III стадия. 3. Повторение слогов и слов:
— повторяет названия предметов (21мес.),
— повторяет три слога (24 мес.),
— повторяет четыре слога (два слова) (24-36 мес.)
Имитация игровая и копирующая:
— драматизация имитирующая (18-24 мес.),
— складывает вдвое листок бумаги, увидев, как это делается (21 мес.),
— воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) (22- 24мес.),
— проводит вслед за взрослым вертикальные и горизонтальные штрихи (24мес),
— располагает кубики в ряд — игра в поезд (24мес),
— пытается нарисовать круг, воспроизвести горизонтальную линию (24-36мес).
4. Повторение предложений:
— изучает и повторяет короткие стихи (30 мес.),
— повторяет предложения, состоящие из шести слов и двух чисел (30-36 мес.),
— участвует в игре с распределением ролей (30 мес).
IV стадия. Повторение сюжетных действий:
— драматизация имитирующая и более высокого типа (24-36 мес.),
— игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (24-30 мес.).
Возрастная динамика функции соотнесения
Функция соотнесения является ведущей на I стадии
Понимание ситуативной речи Конструирование по модели | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Выполнение по заданию Построение конструкций | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Понимание дифференцированных инструкций Собирательные действия | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Понимание ситуативных инструкций Соотносящие действия | сильно | ||||||
средне | |||||||
слабо | |||||||
Функция | Норма/мес. | Уровень | 8 14 20 26 32 | ||||
Возраст (мес,) |
а) словесное соотнесение — красный цвет,
б) предметное соотнесение — синий цвет.
I стадия. 1. Понимание ситуативных инструкций:
— отвечает на словесный запрос (9 мес.),
— спокойно относится к процессу высказывания (9 мес.),
— знает свое имя, поворачивается на зов (9 мес.),
— по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы (10 мес.),
— по словесной инструкции выполняет заученные действия (водит куклу, кормит собаку) (11 мес.),
— появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого дает любую куклу, любой мяч и др.) (11 мес.),
— исполняет самые простые требования, выполняет отдельные поручения: найди, принеси, дай и др. (12 мес.),
— задерживает действия, если они запрещены (12 мес.).
Соотносящие действия:
— объединяет ложки или кубики (8-9 мес.),
— кладет кубик в чашку (9-10 мес.),
— вкладывает фигурки в подходящие отверстия (9 мес.),
— ощупывает пальцем отверстие для вкладышей (10 мес.),
— кладет несколько кубиков в чашку (11-12 мес.),
— подтягивает на веревочке игрушечный автомобиль (12 мес.),
— притягивает кольцо за шнурок (12-13 мес.),
— делает башню из двух кубиков (13 мес.),
— вкладывает и вынимает полые кубики (12-15 мес.),
— ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см (13-15 мес.).
II стадия. 2. Понимание дифференцированных инструкций:
— показывает обувь, одежду, свою игрушку (15 мес.),
— различает и берет называемые предметы (15 мес.),
— полное понимание запрещений (15-18 мес.),
— обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (16-18 мес.),
— ориентируется в трех-четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) (16-18 мес.),
— приветствует, говорит «спасибо» (18 мес.),
— указывает части куклы (нос, рот, уши и др.) (19 мес.).
Собирательные действия:
— полые кубики собирает и снова раскладывает (15 мес.),
— строит башенку из двух (15мес.), из трех кубиков (16 мес),
— достает игрушку палочкой (17 мес.),
— строит башню из трех или большего числа кубиков (18 мес.)
— вставляет круг в доску с гнездами (18 мес.),
— складывает бумагу вдвое (18-24 мес.),
— воспроизводит несложные сюжетные постройки- перекрытия типа ворот, скамейки, дома (19-21 мес).
III стадия. 3. Выполнение по заданию:
— подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета (22-24 мес.),
— указывает две части тела (24 мес.),
— доска с гнездами: вкладывает три фигуры без ошибки (24 мес.)
— выполняет задание по восстановлению целого рисунка из двух то половинок (24 мес.),
— строит башенки, мосты (21 мес.),
— собирает доску с отверстиями (21мес.),
— строит башню из шести кубиков (23 мес.),
— строит из четырех и большего числа блоков (24 мес.),
— складывает бумагу вчетверо (24 мес..
IV стадия. 4. Понимание ситуативной речи:
— понимает два предлога (28 мес),
— имеет понятие о единице (24 мес),
— понимает три предлога (30 мес.),
— показывает части тела куклы (30 мес.),
— знает свое имя и фамилию (30 мес.),
— выполняет по инструкции три последовательных задания.
Конструирование по модели:
— вкладывает в доску с гнездами 4 фигуры (24-36 мес.),
— сгибает бумагу (27 мес.),
— при вставлении фигур в прорези замечает и поправляет ошибки (30 мес.),
— строит башню из восьми кубиков (30 мес.),
— нанизывает бусинки в цепочку (30 мес.),
— располагает в определенном порядке семь - восемь кубик (30 мес.),
— дополняет недостающую часть фигуры (30 мес.),
— появляются сложные сюжетные постройки (30-36 мес.),
— складывает бумагу по диагонали (36 мес).