Возрастная динамика функции имитирования

  Повторение предложенных сюжетных действий     сильно                  
средне                  
слабо                  
  Повторение слогов и слов. Имитация игровая и копирующая   сильно                  
средне                  
  слабо                  
  Имитация групп слов, действий   сильно                  
средне                  
  слабо                  
  Имитация слов. Попытки имитации действий     сильно                  
средне                  
слабо                  
    функция   Норма/мес. Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес.)  

а) словесные действия — красный цвет,

б) предметные действия — синий цвет.

1. Имитация слов:

— говорит двусложное слово (ма-ма, дя-дя и т.п.) (9 мес.),

— говорит два слова (9 мес.),

— реагирует на музыку, воркует (9 мес.),

— подражая взрослому, повторяет слоги (9-10 мес.),

— произносит 6-10 облегченных слов (12 мес.).

I стадия. Попытки действий и их имитация:

— играет в прятки (9 мес.),

— подражает действиям другого ребенка (9 мес.),

— подражает действиям взрослого с игрушками (9 мес.),

— выполняет плясовые движения под музыку (9 мес.),

— подражая взрослому, делает штрихи на бумаге, пытается ими­тировать письмо (10 мес.),

— при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет различные движения (10 мес,)

— переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кормит, баюкает мишку, куклу, собаку) (12 мес.),

— самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (12 мес.)

— бросает мяч (13 мес.)

— имитирует письмо (14 мес.)

2. Имитация групп слов:

— выговаривает от двух до четырех слов (15 мес),

— произносит два или более слов вместе (18 мес.),

— говорит не меньше пяти слов (18 мес).

II стадия. Имитация действий:

— отображает в игре' отдельные, часто наблюдаемые действия (16-17 мес);

— рисует карандашом каракули вслед за взрослым (18 мес.),

— вставляет треугольник в доску с гнездами по показу (18 мес),

—. вступает в игровое взаимоотношение с другими лицами (18 мес),

— спонтанно и энергично чертит штрихи, проводит линию, пыта­ется воспроизвести вертикальную линию (18 мес.).

III стадия. 3. Повторение слогов и слов:

— повторяет названия предметов (21мес.),

— повторяет три слога (24 мес.),

— повторяет четыре слога (два слова) (24-36 мес.)

Имитация игровая и копирующая:

— драматизация имитирующая (18-24 мес.),

— складывает вдвое листок бумаги, увидев, как это делается (21 мес.),

— воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжет­ной игры) (22- 24мес.),

— проводит вслед за взрослым вертикальные и горизонтальные штрихи (24мес),

— располагает кубики в ряд — игра в поезд (24мес),

— пытается нарисовать круг, воспроизвести горизонтальную ли­нию (24-36мес).

4. Повторение предложений:

— изучает и повторяет короткие стихи (30 мес.),

— повторяет предложения, состоящие из шести слов и двух чисел (30-36 мес.),

— участвует в игре с распределением ролей (30 мес).

IV стадия. Повторение сюжетных действий:

— драматизация имитирующая и более высокого типа (24-36 мес.),

— игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (24-30 мес.).

Возрастная динамика функции соотнесения

Функция соотнесения является ведущей на I стадии

  Понимание ситуативной речи Конструирование по модели     сильно                  
средне                  
слабо                  
  Выполнение по заданию Построение конструкций   сильно                  
средне                  
  слабо                  
  Понимание дифференцирован­ных инструкций Собирательные действия   сильно                  
средне                  
  слабо                  
  Понимание ситуа­тивных инструкций Соотносящие действия     сильно                  
средне                  
слабо                  
    Функция   Норма/мес. Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес,)  

а) словесное соотнесение — красный цвет,

б) предметное соотнесение — синий цвет.

I стадия. 1. Понимание ситуативных инструкций:

— отвечает на словесный запрос (9 мес.),

— спокойно относится к процессу высказывания (9 мес.),

— знает свое имя, поворачивается на зов (9 мес.),

— по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы (10 мес.),

— по словесной инструкции выполняет заученные действия (во­дит куклу, кормит собаку) (11 мес.),

— появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого дает любую куклу, любой мяч и др.) (11 мес.),

— исполняет самые простые требования, выполняет отдельные поручения: найди, принеси, дай и др. (12 мес.),

— задерживает действия, если они запрещены (12 мес.).

Соотносящие действия:

— объединяет ложки или кубики (8-9 мес.),

— кладет кубик в чашку (9-10 мес.),

— вкладывает фигурки в подходящие отверстия (9 мес.),

— ощупывает пальцем отверстие для вкладышей (10 мес.),

— кладет несколько кубиков в чашку (11-12 мес.),

— подтягивает на веревочке игрушечный автомобиль (12 мес.),

— притягивает кольцо за шнурок (12-13 мес.),

— делает башню из двух кубиков (13 мес.),

— вкладывает и вынимает полые кубики (12-15 мес.),

— ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см (13-15 мес.).

II стадия. 2. Понимание дифференцированных инструкций:

— показывает обувь, одежду, свою игрушку (15 мес.),

— различает и берет называемые предметы (15 мес.),

— полное понимание запрещений (15-18 мес.),

— обобщает предметы по существенным признакам в понимае­мой речи (16-18 мес.),

— ориентируется в трех-четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) (16-18 мес.),

— приветствует, говорит «спасибо» (18 мес.),

— указывает части куклы (нос, рот, уши и др.) (19 мес.).

Собирательные действия:

— полые кубики собирает и снова раскладывает (15 мес.),

— строит башенку из двух (15мес.), из трех кубиков (16 мес),

— достает игрушку палочкой (17 мес.),

— строит башню из трех или большего числа кубиков (18 мес.)

— вставляет круг в доску с гнездами (18 мес.),

— складывает бумагу вдвое (18-24 мес.),

— воспроизводит несложные сюжетные постройки- перекрытия типа ворот, скамейки, дома (19-21 мес).

III стадия. 3. Выполнение по заданию:

— подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета (22-24 мес.),

— указывает две части тела (24 мес.),

— доска с гнездами: вкладывает три фигуры без ошибки (24 мес.)

— выполняет задание по восстановлению целого рисунка из двух то половинок (24 мес.),

— строит башенки, мосты (21 мес.),

— собирает доску с отверстиями (21мес.),

— строит башню из шести кубиков (23 мес.),

— строит из четырех и большего числа блоков (24 мес.),

— складывает бумагу вчетверо (24 мес..

IV стадия. 4. Понимание ситуативной речи:

— понимает два предлога (28 мес),

— имеет понятие о единице (24 мес),

— понимает три предлога (30 мес.),

— показывает части тела куклы (30 мес.),

— знает свое имя и фамилию (30 мес.),

— выполняет по инструкции три последовательных задания.

Конструирование по модели:

— вкладывает в доску с гнездами 4 фигуры (24-36 мес.),

— сгибает бумагу (27 мес.),

— при вставлении фигур в прорези замечает и поправляет ошибки (30 мес.),

— строит башню из восьми кубиков (30 мес.),

— нанизывает бусинки в цепочку (30 мес.),

— располагает в определенном порядке семь - восемь кубик (30 мес.),

— дополняет недостающую часть фигуры (30 мес.),

— появляются сложные сюжетные постройки (30-36 мес.),

— складывает бумагу по диагонали (36 мес).

Наши рекомендации