По допускаемому упругому прогибу

Б.1.3.7.1 «Применение геосинтетических материалов

в транспортном строительстве»

направления подготовки

08.03.01 «Строительство»

Профиль «Мосты и транспортные тоннели»

Практическая работа № 5

Расчет конструкции по условию упругого прогиба

УМЛ обсуждена на заседании кафедры

«31» августа 2015 года, протокол № 1

Зав. кафедрой _____________/Кокодеева Н.Е./

УМЛ утверждена на заседании УМКН

«31» августа 2015 года, протокол № 1

Председатель УМКН ____________/Иващенко Ю.Г./

Саратов 2015

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель практических занятий по дисциплине «Применение геосинтетических материалов в транспортном строительстве»:

– формирование умения рассчитывать конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки по условию упругого прогиба, рассчитывать конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки по условию сдвигоустойчивости в грунте, рассчитывать конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе, рассчитывать вероятности разрушения конструкции с применением объемной георешетки и плоской геосетки.

- формирование навыков конструировать дорожные одежды нежесткого типа с применением объемной георешетки и плоской геосетки, обеспечивающие: допустимую вероятность возникновения трещин в монолитном слое при изгибе в конструкции дорожных одежд с применением плоской геосетки, допустимую вероятность разрушения конструкции дорожных одежд с применением объемной георешетки, расчетный срок службы дорожных одежд, содержащих геосинтетические материалы; применять принципы проектирования дорожных одежд с геосинтетическими материалами и методы освоения технологических процессов при строительстве дорожных одежд со слоями, содержащими геосинтетические материалы.

Выполнение практических работ направлено на формирование частей компетенций ПК-1, ПК-8.

Для достижения поставленной цели студенты должны за время обучения выполнить 8 практических работ. Практические работы выполняются во время аудиторных практических занятий. На каждую практическую работу отводиться 4-8 часов.

Практические работы выполняются в 7 семестре. Наименование практических работ представлено ниже.

№ темы Всего часов № занятия Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии Учебно-методическое обеспечение
      Конструирование и расчет дорожной одежды нежесткого типа 15,19, 20, 32-34
1,2 Формирование технического задания для конструирования дорожных одежд нежесткого типа
3,4 Определение суммарного расчетного числа приложения расчетной нагрузки
5,6 Определение расчетных характеристик грунта рабочего слоя земляного полотна
7,8 Конструирование дорожных одежд нежесткого типа. Назначение расчетных характеристик материалов слоев
9,10 Расчет конструкции по условию упругого прогиба
11,12 Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости в грунте
13,14 Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе
15-18 Проверка конструкции на морозоустойчивость
       

Необходимый инструмент и литература для выполнения практических работ:

1. Микрокалькулятор – 1шт. на 1 студента.

2. Тетрадь для практических работ – 1 шт. на 1 студента.

3. ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» - 1 шт. на 4 студента.

4. СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» - 1 шт. на 4 студента.

По окончании практического занятия практическая работа сдается студентом на проверку преподавателю, а на следующем занятии возвращается студенту. На последнем практическом занятии студент отчитывается преподавателю о выполнении практических работ.

В настоящих методических указаниях дана практическая работа №5

Практическая работа № 5

РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИИ

ПО ДОПУСКАЕМОМУ УПРУГОМУ ПРОГИБУ

Цель практической работы № 5 – выполнить расчет дорожной конструкции по критерию упругого прогиба.

Основные понятия

Конструкция дорожной одежды удовлетворяет требованиям прочности и надежности по величине упругого прогиба, если

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , (1)

где по допускаемому упругому прогибу - student2.ru - общий расчетный модуль упругости конструкции, МПа;

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru - минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции, МПа;

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru - требуемый коэффициент прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба, принимаемый в зависимости от требуемого уровня надежности (см. практическую работу №1).

Величину минимального требуемого общего модуля упругости ( по допускаемому упругому прогибу - student2.ru ) конструкции вычисляют по эмпирической формуле (при по допускаемому упругому прогибу - student2.ru > по допускаемому упругому прогибу - student2.ru )

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , (2)

где по допускаемому упругому прогибу - student2.ru - суммарное расчетное число приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды (см. практическую работу №2)

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru - эмпирический параметр, принимаемый равным для расчетной нагрузки на ось 100 кН - 3,55; 110 кН - 3,25; 130 кН - 3,05.

Для дорог в V дорожно-климатической зоне требуемые модули, определенные по формуле (2), следует уменьшить на 15%.

Независимо от результата, полученного по формуле (2), требуемый модуль упругости должен быть не менее указанного в табл.1.

Таблица 1 - Минимальные по допускаемому упругому прогибу - student2.ru значения по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

Категория дороги Суммарное минимальное расчетное число приложений расчетной Требуемый модуль упругости дорожной одежды, МПа
  нагрузки на наиболее нагруженную полосу капитального типа облегченного типа переходного типа
I - -
II -
III -
IV -
V -

Общий расчетный модуль упругости конструкции определяют с помощью номограммы на рис.1, построенной по решению теории упругости для модели многослойной среды. Обычно в конструкции толщины верхних прочных и дорогостоящих слоев заданы (например, по альбому типовых конструкций). Необходимо определить толщину подстилающего слоя, либо слоя основания. Расчет ведется по номограмме на рис.1, которая связывает h/D, по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , по допускаемому упругому прогибу - student2.ru .

Под по допускаемому упругому прогибу - student2.ru понимают общий модуль упругости всех нижележащих слоев, то есть модуль упругости на поверхности основания. Аналогично, на поверхности верхнего слоя по допускаемому упругому прогибу - student2.ru является общим модулем упругости всей конструкции, включая верхний слой.

А. При расчете сверху вниз расчет ведут послойно, отбрасывая верхние слои, переходя от по допускаемому упругому прогибу - student2.ru к по допускаемому упругому прогибу - student2.ru . При этом вычисляют h/D и по допускаемому упругому прогибу - student2.ru (для покрытия по допускаемому упругому прогибу - student2.ru ). Затем, определив по номограмме на рис.1 (используя рис.2,а) величину по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , вычисляют по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru . (3)

Далее считают, что верхний слой отброшен, за по допускаемому упругому прогибу - student2.ru принимают полученное по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , а за по допускаемому упругому прогибу - student2.ru - модуль упругости следующего слоя и снова определяют по допускаемому упругому прогибу - student2.ru для полупространства под рассматриваемым слоем. Операции повторяют, пока не опустятся до слоя, толщина которого неизвестна, но известен модуль полупространства (грунта) под ним. Тогда в соответствии с рис.2, б вычисляют по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , по допускаемому упругому прогибу - student2.ru и находят h/D

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru . (4)

Б. Расчет снизу вверх ведут с заданными толщинами слоев (рис.2, в). В этом случае переходят послойно от по допускаемому упругому прогибу - student2.ru к по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , наращивая слои. При этом послойно определяют по допускаемому упругому прогибу - student2.ru и h/D, по номограмме находят по допускаемому упругому прогибу - student2.ru и вычисляют

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru . (5)

Расчет повторяют для следующего слоя, приняв полученное по допускаемому упругому прогибу - student2.ru за по допускаемому упругому прогибу - student2.ru . На поверхности конструкции сравнивают по допускаемому упругому прогибу - student2.ru и по допускаемому упругому прогибу - student2.ru , определяют по допускаемому упругому прогибу - student2.ru .

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

Рис.1 Номограмма для определения общего модуля упругости двухслойной системы по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

Расчетные значения модулей упругости грунтов и материалов допускается принимать в соответствии с указаниями практической работы №4.

           
  по допускаемому упругому прогибу - student2.ru   по допускаемому упругому прогибу - student2.ru   по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

по допускаемому упругому прогибу - student2.ru по допускаемому упругому прогибу - student2.ru по допускаемому упругому прогибу - student2.ru по допускаемому упругому прогибу - student2.ru по допускаемому упругому прогибу - student2.ru по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

           
    по допускаемому упругому прогибу - student2.ru
  по допускаемому упругому прогибу - student2.ru
    по допускаемому упругому прогибу - student2.ru

Рис.2 Ключ к использованию номограммы на рис.1:

а) при расчете сверху вниз (искомое по допускаемому упругому прогибу - student2.ru );

б) при определении толщины слоя (искомое h);

в) при расчете снизу вверх (искомое по допускаемому упругому прогибу - student2.ru ).

Вывод по практической работе № 5. Указать, что выбранная конструкция отвечает требованиям по критерию упругого прогиба.

Наши рекомендации