Пример 1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2011 г. N А27-619/2011.

Пример. В 2013 году в Свердловском министерстве природных ресурсов и экологии определили подозреваемого в заражении Северского водохранилища и системы водозабора для жителей Екатеринбурга, Первоуральска и Ревды. В экологическом бедствии, согласно предварительному мнению специалистов, виновато Гумешевское скарновомедное месторождение.

В региональном представительстве партии "Зеленые" несколько лет назад подняли тревогу в связи с масштабным загрязнением тяжелыми металлами Северского пруда. Вода в водоеме стала настолько опасна, что здесь произошел массовый мор рыбы, местные жители по итогам купаний не раз получали химические ожоги. Северский трубный завод, который брал из пруда техническую воду, отказался от ее использования из-за того, что на металле сразу появлялась коррозия. Весной же северская вода, попавшая в один из котлов (предприятие отапливает северную часть города), вывела оборудование из строя. Вода из Северского пруда через реку Чусовую и Макаровское водохранилище попадает в систему водозабора для жителей Екатеринбурга, Первоуральска и Ревды.

Между тем, "зеленые" получили официальный ответ из Свердловского министерства природных ресурсов и экологии, в котором были представлены результаты предварительной проверки. В частности, в документе сказано, что в 1994 году в связи с отработкой основной части месторождения и неблагоприятными горно-техническими условиями добыча руды была прекращена. Подземные горные выработки были затоплены. Недропользователем (ОАО) при консервации (ликвидации) рудника подземные выработки не были приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения и охрану окружающей среды, что привело к изливу кислых шахтных вод на поверхность через ствол шахты "Южная Вентиляционная" и загрязнению поверхностных источников воды. В настоящее время ОАО ликвидировано по банкротству. Таким образом, данный объект отнесен к ранее накопленному экологическому ущербу <659>.

--------------------------------

<659> См.: http://zmdosie.ru/zelenye/trebovaniya/2652-v-dele-ob-ekologicheskoj-katastrofe.

4. Правовое регулирование видов деятельности, в отношении которых установлены общие экологические требования. Наиболее четко оно выражено в нормах УК РФ (ст. 246 и др.) и КоАП РФ (ст. 8.1 и др.), устанавливающих ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды согласно пункту 2 комментируемой статьи. Но массив законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих обозначенные в пункте 1 ст. 34 виды деятельности и природоохранные требования к таковой, весьма объемен. Только в качестве примера приведем:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. N 34 "Об утверждении СП 2.2.1.2513-09" (вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила") <660>;

--------------------------------

<660> БНА. 2009. N 33.

- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" <661> (эти требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции и т.п.);

--------------------------------

<661> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

- статью 32 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <662>, которая устанавливает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды.

--------------------------------

<662> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

При этом мелиоративные мероприятия должны осуществляться с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.

Пример 1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2011 г. N А27-619/2011.

Суд удовлетворил требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по субъекту РФ о взыскании с организации вреда, причиненного земельным ресурсам. Нижестоящие суды правомерно отметили, что в нарушение требований части 1 статьи 34 Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в представленном организацией плане природоохранных мероприятий не предусмотрены мероприятия по охране, восстановлению и рациональному использованию земельных ресурсов, следовательно, организация, загрязняя почву фенолом, не разрабатывает и не выполняет мероприятия по ее охране и восстановлению, тем самым, причиняя вред почвам как объекту окружающей среды.

Наши рекомендации