Причастие преждеосвященными Дарами
В ПОМОЩЬ ВЕРНЫМ
Москва 2009 год
Данный выпуск серии: «В помощь верным!» рассказывает о том, как христиане с древних времен по наши дни, находясь в различных обстоятельствах и ситуациях'' (гонения, войны, заточение, пребывание в пустыне и других экстремальных условиях) принимали участия в святых Таинствах Церкви Христовой. Ответы на эти вопросы находим у святых Отцов: свв. Иеронима, Василия Великого, Августина, Исаака Сирина, Феодора Студита, Никифора Исповедника. Феофелакта Болгарского, Игнатия Брянчанинова, Вениамина Петроградского, Арсения Жадановского и др.Во второе издание «Известие учительное» и «Привила преп. Феодора Студита»
подготовили: А. Петров и А. Павлом
содержание:
1) Таинство Крещения _________________________________3
Таинство Покаяния ________________________________8
Божественная Литургия____________________________11
4) Причастие преждеосвящённымиДарами__________14
Как быть без Причастия ___________________________23
О молитве__________________________________________30
Правило преп. Серафима ____________________________37
Известие учительное________________________________40
9) Из правил преп. Феодора Студита _______________41
О местах спасения________________________________45
Устройство убежища_______________________________52
«Во время гонения, по нужде, не всё бывает по правилам»
Правило св. Никифора Исповедника «Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради». (Мк. 2.27)
Таинство Крещения
Таинство святого крещения возможно совершить любому православному христианину. Так св. Иероним говорит: "Мы знаем, что крещение часто дозволяется даже мирянам: если только потребует того необходимость. Ибо как получил кто, так может и дать". Блаж. Августин в епистолии к Фортунату пишет: "По случившейся нужде имеют навык мирские крещающимся преподавать крещение'". Он же говорит: "Ибо подобает не крещенных младенцев крестить, если кто найдется при отсутствии священника". О том же преп. Феодор Студит: "Не крещенному полезнее, если не найдется православный для совершения крещения, креститься от монаха, или, за неимением и этого, от мирянина, произносящего: крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа, нежели отойти непросвещенным: - и он становится поистине крещеным. Ибо по нужде и закону применение бывает (Евр. 7. 12). как было и объяснено в древности" (письмо 24 к Игнатию сыну).Тертуллиан: "Впрочем, даже и мирянам в крайнем случае дозволено крестить. Таким образом, когда нет ни епископа, ни священника, ни диакона, то никто не должен отрекаться от сообщения дара Господня" (De baptismo, XII). "По обстоятельству и простой монах крестит, также и диакон и простолюдин, если не найдется на месте священника" (правило 14 Николы патриарха). "Если в каком-либо месте нельзя найти священника, то не крещенных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин" (45 правило Никифора исповедника).
В Священном Писании находится множество примеров, когда таинство святого крещения совершалось лицами, не облеченными священническим саном. В Деяниях Апостольских (гл. 8) повествуется, как Филипп благовествовал Евангелие Христово самарянам, крестив много мужей и жен. Сей же Филипп, по толкованию Св. Отцев, был диаконом, служителем не алтаря, а трапезам (Деян. 6, 1-6). Тот же Филипп крестил на пути Евнуха (Деян. 8, 38). Также апостол Анания, когда он еще был диаконом, крестил апостола Павла по причине неимения священника (Деян. 9, 17-18), как объясняет св. Иоанн Златоуст. В Номоканоне поэтому сказано: "Господь наш
Иисус Христос многим апостолам, священства не имущим, повеле крестити" (лист. 65).
О том же удостоверяют с несомненностью примеры из житий святых. Св. Галактион, будучи мирянином, крестил свою жену Епистимию (Пролог, 5 нояб.); подобным образом св. мученик Мина крестил Ермогена епарха (Пролог, 10 дек.); св. мученик Власий, именуемый Вукол, уверовавших окропил водою из коноба, в котором сам варился (Пролог, ■ 3 фев.); св. мученик Созонт просвещал эллинов и крестил их (Пролог, 7 сент.); св. Афанасий Великий в детстве крестил своих сверстников, о чем узнав Патриарх Александрийский вменил сие крещение за истинное и правильное, хотя к тому и не было никакой нужды; св. мученик Потий крестил дочь царя (Четьи Минеи, 1 июля); св. Феофан Антиохийский сам себя крестил и блудницу, которую научил христианству (Пролог, 10 июля); преподобный Феофан исповедник учил неверных и крестил их (Пролог, 9 сент.); то же делали и мученики Диодор и Дидим (Пролог, 11 сент.); Прискилл (Пролог, 21 сент.); Марк и иже с ним (Пролог 27 окт.); Дометий (Пролог, 4 окт.); старец в Александрии крестил девицу-евреяныню, о чем сообщил патриарху Иоанну Милостивому (Пролог, 24 нояб.); Александр-мних крестил некоего старейшину града и многое множество других (Пролог, 23 фев.); св. мученик Каллистрат сам крестил 39 воинов в озере, в которое они были ввержены мучителем (Четьи Минеи, 27 сентября).
Таинство Крещения совершалось и благочестивыми женами. Так св. равноапостольная Фекла крестила по нужде саму себя. Потом же, быв послана св. апостолом Павлом учить людей, крестила иных, о чем повествуется в ее житии; св. Мариамна, сестра апостола Филиппа, учила неверных в Ликаонии слову Божию и крестила их (Пролог, 7 фев.). "Впрочем, в случае какой-нибудь необходимости, может совершить сие Таинство и мирское лицо, мужское или женское... Таковое Крещение толикую имеет силу, что хотя и не повторяется, есть несомненный залог вечного спасения" (Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной 1645 г. Ч. Квопр. 103.).
Поэтому каждый верный должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения, чтобы в случае нужды иметь возможность совершить его. Минимальные требования для этого таковы: сначала читаются обычные предначальные молитвы (Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш), далее после «Приидите поклонимся» совершается собственно Таинство Крещения полным троекратным погружением. При этом крещающий произносит следующие слова: «Крещается раб(а) Божий (имярек) во имя Отиа (первое погружение). Аминь. И Сына (второе погружение). Аминь. И Святаго Духа (третье погружение).Аминь».Во время крещения крещающий держит свою руку на голове крещаемого. После крещения читается Символ Православной Веры и произносится отпуст. При невозможности крестить полным погружением допускается крещение обливанием. Воду для Таинства желательно брать освященную или из святого источника, но при нужде подойдет и любая вода. Можно в такую воду трижды опустить святой крест с чтением тропаря: «Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному царю нашему на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство».
В истории Церкви известны случаи, когда за отсутствием воды египетские пустынники крестили умирающих песком. Поэтому, в крайнем случае, над умирающим возможно совершить Таинство и без воды.
В «Точном изложении Православной веры» преп. Иоанна Дамаскина в слове «О вере и крещении», святой, давая толкование известных нам образов крещения, прибавляет к ним «крещение чрез покаяние и слезы, истинно трудное, и крещение кровью и мученичеством», через которое вошли в Церковь Христову многие, к примеру, один из святых Севастийских мучеников.
Правильно совершенное Таинство святого крещения безсвященническим чином не подлежит ни какому дополнению или восполнению от священника, но признается подлинным благодатным крещением. Самокрещение дозволяется в случае смертельной опасности и только для наученных вере. В иных случаях самокрещение недозволяется, ибо оно не может ввести в Церковь.
Таинство покаяния
"Исповедуйте убо друг другу согрешения вашя, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема" (Иак. 5, 16). Из этого апостольского определения видно, что исповедь допустима и перед простым мирянином. Этому находится подтверждение в учении и практике Св. Церкви. В Номоканоне говорится: "Аще убо кто есть священник не искусен же, а другий не священник, искус же имея духовнаго деяния, сему паче священника праведно есть помышления приимати, и правильно исправляти" (лист 730). Блаж. Феофилакт Болгарский, в толковании на Мф. 18, 18: "Елика аще свяжете ни земли, будут связана и на небеси", пишет: "Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, т. е. простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе". Преп. Феодор Студит свидетельствует: "Но так как он (архиерей) видит, что господствует ересь и обстоятельства со всех сторон стеснительны, то представил всем желающим врачевать приключившиеся болезни, как может каждый; и хорошо сделал он, достопочтеннейший, так что и совершаемое есть закон, и душа, за которую умер Христос, не осталась без врачевания. Посему епитимии, употребляемые в настоящее время, суть врачевства... Не соблазн производят эти действия, а служат доказательством истинной любви" (послание 162). "Не противно правилам, - говорит тот же преп. Феодор, -и простому монаху назначать епитимии" (послание 215 к Мефодию монаху).
В житиях святых повествуется о совершении исповеди лицами, не имеющими священнического сана. Так св. Антоний Великий многих приходящих к нему поучал и принимал помышления и преп. Павлу Препростому подал иноческий образ; св. Пахомий Великий, собрав много монастырей, также принимал помышления братий и отвергшегося Христа обложил епитимиею и исправил; св. Иоанникий Великий принимал исповедающихся и одного еретика-иконоборца, приняв на покаяние, соделал истинным христианином;
св. мученик Христофор, приняв двух блудниц кающихся, подал им прощение; старец-простец связал ученика своего "апостольскою властию" (Пролог, 15 окт.).
Поэтому всем верным должно знать, что принимать исповедь при нужде дозволено всякому из них. Надо понимать, что они являются только свидетелями покаяния, чтобы засвидетельствовать о нем на Суде Божием. Совершает же Таинство Сам Христос. И т. н. "разрешительная молитва'', начинающаяся словами: «Господь и Бог наш Иисус Христос...», с наложением священнической епитрахили на исповедника и крестным знамением, не есть непременное условие действительности совершения таинства. Эта молитва появилась лишь в 1671 г.. когда при переиздании Требника к чину исповедания была прибавлена формула католического происхождения (Ritualе sacramentorum) из Евхологиона Петра Могилы, которая и известна как "разрешательная молитва".
Также возможна и заочная исповедь, когда кающийся отправляет ее в письменном виде архиерею или священнику, а тот, по получении ее, вычитывает соответствующие молитвословия.
Но в любом случае главнейшим фактором покаяния является его искренность и последующее оставление самого греха.
Божественная литургия
Во время гонений Божественная литургия может совершаться и не в храме. Так свяшенномученик Вениамин Петроградский благословлял совершать литургию на дому.
Чтобы было менее опасности для святыни лучше служить в малом облачении - епитрахили и поручах, сосуды брать обычные, но ни на что другое не употребляемые, лучше всего стеклянные - стакан или большая рюмка, блюдце или тарелка, чтобы при обыске они не обращали на себя внимания и, чтобы в крайнем случае их можно было немедленно разбить. Пред священнодействием должно сначала вычистить и вымыть помещение, потом отслужить молебен с водоосвящением (по чину «малого освящения») и оставить помещение нежилым, в смысле ночевки в нем, до служения литургии. Вообще для служения домашних литургий лучше выбрать помещение постоянное и приспособить его под «дом молитвы», сделав его нежилым. Обстановку лучше сохранять прежнюю, только стол для священнодействия (так называемый походный престол. Походный престол делается и складной, портативный, в холшовом футляре, он занимает мало места и не обращает на себя внимания. Для служения в разных домах незаменим.) оставлять в стороне накрытым, не пользуясь им для каких-либо посторонних" целей.
Богослужебные сосуды желательно иметь хотя бы деревянные с внутренней металлической оправой (оловянной, но не железной и не медной (см.: Известие учительное. Т. 2. 1916. С. 495). В комнате хорошо бы иметь святой угол с угольником для икон с лампадами и по стенам комнаты - гравюры и картины духовного содержания. Но ни в коем случае не допустимы в таком помещении предметы, соблазняющие служащего и молящихся и рассеивающие их молитвенное настроение. Употребление кадила на домашних литургиях весьма желательно, а при условии обеспечения безопасности, обязательно, и только в исключительных обстоятельствах его можно не употреблять. В общем, 1 правило св. Никифора Исповедника (Прав. Т. 2. С. 596) предусматривает «по необходимости» нарушение канонической и литургической практики в условиях гонения на Церковь.
Достойно внимания и 13 правило Иоанна, епископа Кипрского, о том, где и как может совершаться литургия (вне обычной обстановки): «Кто совершит литургию и крестит с антиминсом, в особом, украшенном божественными иконами месте при некоторых домах или на кораблях, тот не осудится: потому что и клирики, следующие за царем во время путешествия, священнодействуют с антиминсом на пустых полях в одном каком либо определенном для сего холщовом шатре» (см.: Новая Скрижаль. 1908. С. 336).
Так же возможно совершение литургии под открытым небом, как это практиковалось на Соловецких островах верным духовенством. Службы проводились и в лесу, и в горах, и на берегу моря, и в пещерах, и в землянках. Проходили Богослужения и непосредственно в тюрьмах, хотя это и было весьма затруднительным.
Канонически верно считать антиминсом простой плат со вложенными св. мощами и с надписью архиерея, благословляющего совершать на нем Божественную литургию. Поэтому иерею при отсутствии антиминса должно послать мирянина к православному епископу хотя бы соседней епархии за платом с надписью архиерея и с завернутой в него частицей святых мощей.
При отсутствии антиминса литургию возможно совершить и на одних мощах (мощи обязательно должны быть мученическими). При этом священнику достаточно иметь на это устное благословение верного архиерея. В принципе, любой иерей при рукоположении получает право совершать таинство евхаристии, и это само собой дает возможность при нужде священнодействовать и на одних мощах. «У нас мощи в Антиминсе, поэтому дал архиерей его -это и есть благословение на службу. - Говорит старец Антоний.
- Как думаешь, после революции оставшиеся на воле старцы-иеромонахи служили или нет?
Вот душа моя, изволь получить такой ответ: все должно быть разумно. С чьего благословения служили Литургии на телах полуживых мучеников в римских тюрьмах? А служили ведь, на простых квасных хлебах, и совсем не на "кагоре"!».
Поэтому в исключительных случаях литургия может быть отслужена и на живом человеке, пострадавшим Христа ради. Так св. мч. Лукиан совершил последнюю литургию в тюрьме на своей груди. Подобно и старец Николай Гурьянов был живым престолом во время Божественной Евхаристии.
Причастие преждеосвященными Дарами
Причащение преждеосвященными Св. Дарами мирянами практиковалось с древности, на что указывают дошедшие до нас различные "чины самопричащения". Об одном из них, из жизни преподобного Луки Стириота. повествует греческий канонический сборник XVI века: "Преподобный Лука, беседуя с посетившим его по пути в столицу Коринфским митрополитом, спросил его: «Скажи мне, владыко, каким образом нам - обитающим в горах и пустынях, причащаться божественных и страшных тайн, когда мы не имеем ни богослужебного собрания, ни священника?» Митрополит, заметив о важности вопроса, отвечал на это так: «Для начала требуется, чтобы был священник. Он должен положить сосуд с преждеосвяшенными дарами на св. престоле, если это молитвенный дом, или на чистейшем полотне, если это келья. Потом, развернув покров, положишь на нем св. части и, зажегши фимиам, пропоешь псалмы из типиков и "Трисвятое" с "Символом веры", затем трижды совершив коленопреклонение, сложив руки свои, устами причастишься честного Тела Христова, а после причащения тотчас сложишь все оставшиеся на покрове частицы в сосуд со всевозможною осторожностию»". Точно такой же чин самопричащения для монашествующих - пустынников, не имеющих священников, предлагают преп. Феодор Студит и св. Симеон Солунский, добавляя, что после приобщения следует "из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою омыть уста" (Ответы на некоторые вопросы, отв. 32). Более подробно о причащениях вне храма излагает св. новомученик епископ Арсений (Жадановский) в своей книге "Как причащались древние христиане", извлечение из которой ниже помешается.
«Св. Дары на первых порах посылались на дом всем тем христианам, которые не присутствовали в собрании. Так св. Иустин мученик свидетельствует: "После приобщения всех верующих в собрании, диаконы относят причастие тем. которые не были" (Аполог. 1-97 стр.).
Позднее стали посылать Св. Дары. Главным образом, заключенным в темницах, исповедникам и больным. Таковы свидетельства об этом отцов - Киприана (письмо 54), Златоуста (о священстве VI, 4), и постановления Соборов - Никейского (пр. 13) и Карфагенского (пр. 76, 77, 78). И если в храме причастие преподавали только священнослужители, то, с другой стороны, миссию доставлять Св. Дары на дом верующим исполняли иногда низшие клирики и даже простые миряне. Так, известен рассказ о свещеносце Тарсиусе, который был замучен язычниками за то, что не хотел отдать тело Спасителя, которое нес (Martyrol. Rom die aug. XVIII. Martigny - 168 стр.). А что Св. Дары пересылались на дом верующим в случае нужды через простых верующих, это видно из рассказа о причащении старца Серапиона. Серапион, отлученный от причащения, при кончине своей просил внука позвать местного пресвитера. Пресвитер отказался идти по болезни, но дал мальчику маленькую частицу евхаристии, приказал ее по приходе домой размочить и положить в уста старцу. Так мальчик и сделал. Придя домой, он размочил частицу и влил евхаристию в уста умирающему старцу (св. Дионисия Алекс, еп. Из письма его к Фабию, епископу Антиохийскому, в Церковной истории Евсевия, кн. VI, гл. ХLIV).
Более того, самим верующим, присутствующим на литургии, позволялось брать Св. Дары в дома и там ежедневно причащаться.На этот обычай указываетТертуллиан (к жене, кн. 2. гл. 5). Киприан (книга о падших, стр. 161). Григорий Назианзин (слово ХI о Горгонии). Кирилл .Александрийский (Малиновскнй, 17-18 стр.). Иероним (письмо 50 к Паммахию). Общую же мысль всех этих свидетельств выражает Василий Великий в письме 81 к Кесарии: "А что ни мало не опасно, - читаем мы здесь, - если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать причастие собственною своею рукою, излишним было это и доказывать; потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещенный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя в доме и сам собою причащается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды совершил и преподал жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее и, таким образом, собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть, или вдруг многие части"... Часто верующие жили в одних домах с язычниками - женщины нередко имели язычников мужей, и наоборот. Тогда домашнее причащение совершалось в глубокой тайне без всяких внешних церемоний. Тертуллиан, например, преподает такой совет жене, у которой муж язычник: "...чтобы твой муж не знал того, что ты вкушаешь тайно раньше всякой пищи" (к жене, 11,5), В домах св. евхаристию хранили в особых сосудах, ценность которых была различна, смотря по состоянию верующих. Св. Киприан первый говорит о домашних дарохранительницах; он называет их "arca" -ковчег (О падших, 161 стр.). Этот св. Отец рассказывает историю одной женщины, которая желала открыть нечистыми руками свой ковчег, где находилось Тело Господне, но была удержана вышедшим из него пламенем (там же). Как долго существовал обычай брать на дом Св. Дары для причащения, мы не можем с точностию указать. Во всяком случае он имел место даже в VII веке, о чем узнаем из Луга Духовного Иоанна Мосха (622). (См. 30 и 79 гл.Луга Духовного).
Св. Дары, далее, верующие нередко брали с собою в путешествия. Об этом говорит св. Амвросий (de myster. с. 8, п. 48) и Григорий Великий (Собесед. о жизни итал. отцев, кн. 3, гл. 36). При этом бывали случаи, когда путешественники имели евхаристические элементы под обоими видами (У Барония в Dialoog. III, с. 36. Аnnаl есс1. 1ос. cit. - Макария догматик. 223 стр.).
Св. Дарами даже обменивались верующие в знак приветствия. В этом отношении особенно был распространен обычай такого рода: епископы в праздник Пасхи посылали Св. Дары подчиненным обществам, дабы засвидетельствовать единение с ними... Из Луга Духовного Иоанна Мосха мы узнаем, что указанная практика существовала и в его время (29 гл. Луга Духовного)».
Из этого видно, что во время гонения на Православную Церковь каждый верный мирянин (независимо от пола) по просьбе священнослужителя или по своему почину может хранить у себя дома Святые Дары в приличном и сухом месте. Лучше всего держать Св. Тайны в мешочке с нашитым крестом за иконами, в святом углу жилой комнаты, по возможности поддерживая неугасимый лампадный огонь перед Ними, как великой Святыней. Миряне по возможности обязаны соблюдать 3-е каноническое предписание св. Василия Великого о достойном хранении и наблюдении за Св. Дарами (Прав. Т. 2. С. 614). В случае опасности Св. Дары должно потребить.
Перед причастием мирянин должен прочитать все известные ему наизусть молитвы, подобающие наступившему моменту, по его усмотрению и потребности души, а затем, согласно установившейся практике самому приобщиться таким образом: раскрыв Св. Евангелие, полагают на словеса Божий Св. Дарыи затем, не касаясь Их руками, благоговейно восприемлют своими устами, как бы из рук Самого Господа. В случае неимения священной книги Св. Тайны следует класть на белый лист бумаги, который после сжигается. Допустимость причащения мирянина собственной рукой предусматривает св. Василий Великий во 2-м каноническом предписании, который говорит, что это «ни мало не опасно... во время гонений, за отсутствием священника или служащего... храня причастие в доме» и в доме же причащаясь. Очевидно, что указанный способ причащения еще более может быть оправдан, когда мирянин пребывает в тюрьме (см. Прав. Т. 2. С. 612).
В места заключения Св. Тайны доставляются так же верными Церкви мирянами, и миряне сами их потребляют при должном благоговении и благоразумии. «Любовь всему научит», по словам св. Иоанна Златоуста, научит она и каждого из верующих, нуждающихся в Св. Тайнах, каким способом Их получить в тюрьму, где, как и в чем хранить эту великуюСвятыню.
При этом должно знать, что таинство исповединикак не связано с таинством евхаристии, и может совершаться как вместе, так и раздельно с ним. В отсутствие духовника или любого иного свидетеля исповеди из верных христиан, каждый христианин, не имеющий препятствий ко святому причащению, т. е.не отлученный от общения и не находящийся под епитимией, не совершающий особо тяжких, смертных грехов, требующих врачевания в таинстве исповеди перед отцом духовным, - может приобщаться Тела и Крови Христовых, употребляя чин "скитского", или точнее - "келейного'' покаяния, который состоит в подробном исповедании в частной молитве перед Боргом возможных согрешений. "Скитское покаяние", таким образом, вменяется в истинное покаяние. Впрочем, каждому следует руководствоваться более голосом совести, нежели установленному закону, ибо одно правило для всех касательно исповеди в данном случае установить невозможно, так как каждому требуется такое духовное врачевание, которое сообразно состоянию его души. А о том, что при отсутствии духовника приносить покаяние следует одному Богу и сие вменяется в истинное покаяние, говорится и в Кормчей книге: "Вопрос: Аще во гресех состаревся человек, завещает в молитве своей завет между собою и Богом, глаголя, яко прости мя Владыко, яже согреших доселе, и прочее не содею древних моих грех, ни обрашуся к ним, но исповемся имени Твоему. Аще сий завет сотворив к Богу человек, в малех днех умрет, что требе есть помышляти? Ответ: Приято бысть покаяние его от Бога" (Преп. Анастасия Синаита, лист 629). Так же и в «Отечнике» свт. Игнатия приводиться следующая история: «Брат спросил некоторого старца: если я, живя в каком-либоместе, подвергнусь смущению, не буду иметь с кем посоветоваться и кому открыть о страсти, стужающей душе моей, тогда что делать мне? Старец отвечал: веруй в Бога: Он пошлет Ангела Своего и благодать Свою; Он Сам будет для тебя утешением, если ты будешь просить Его в сокрушении духа» (По Раа- 905 с. 47).
То что Православные христиане во времена гонений не только самостоятельно причащались, но и передавали Св. Дары другим, наглядно свидетельствует опыт последних гонений на Церковь. Так монахиня Ксения (Ларионова) рассказывает: «Иеросхимонах Амвросий принимал написанные исповеди и доверял мне отвезти запасные Святые Дары по числу приславших исповеди. Обычно он назначал время, когда все написавшие исповеди должны были собраться. Они молились, готовились ко Святому Причастию. А он у себя в это же время читал разрешительную молитву. Запасные Дары выкладывались на икону, и каждый, сложив руки крестообразно, подходил и принимал святыню. Сначала отец Амвросий это не практиковал. Но позже ему привезли старинную книгу, где описывалось, как в древние времена при гонениях христиане могли сами причащаться. И поскольку паства у него была обширная и всем невозможно было приезжать, он стал доверять запасные Дары монахиням». Этот рассказ подтверждает и известная старица схиигуменья Макария (Чеботарева).
Тут стоит отметить, что если кто из верных, приняв таинство крещения. Не имея возможности быть помазанным миром, имеет возможность причаститься, то может приступить к святыне. Ибо и апостолы сначала сподобились причастия, а уже после приняли и Дух Свят.
Суммируя же все вышесказанное, приведем цитату из «Слов подвижнических» преп. Исаака Сирина (Слово 8ое). «Блажен. - пишет святой, - кому пищею Хлеб, сшедший с неба и даровавший жизнь миру. Блажен, кто на поле своем узрел Орошение жизни, по милосердию исходящее из недр Отчих, и к Нему возвел око. Ибо когда испиет оного, возвеселится и процветет сердце его. и будет в веселии и радости. Кто в пище Своей узрел Господа своего, тот укрывается от всех и один причащается Его, не вступая в общение с недостойными, чтобы не стать их сопричастником и не остаться без озарения лучом Господним».
Как быть без Причастия?
Что если христианин не имеет возможности участвовать в таинстве Евхаристии, по причине ли гонений, уз или иных обстоятельств? - Пусть не смущается он, ибо мы имеем много свидетельств, как подвижников и исповедников, по вере их, причащали Ангелы. "Во времена гонений, - говорит св. Афанасий Александрийский, - при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него" (Творения. Ч. 4, с. 129). Ибо даже если кто на смертном одре возжелает причаститься Св. Даров, но по не зависящим от него причинам не сподобиться приобщения, тому одно это желание послужит в награду и оправдание. Но кто не устоит в истине, тот унаследует погибель вечную, хотя бы таковой и причащался.Лишенный возможности, видимо, принимать св.Евхаристию, не терпит ущерба, если пребывает во Христе, ибо таковой невидимо причащается в храме сердца своего. "И сами яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисусом Христом'' (1 Пет. 2, 5). «Дивно сие, братия мои, - говорит преп. Ефрем Сирин, - весьма досточудно, возлюбленные мои, непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце - обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства - жилище Его. Если распрострется вся тварь, не заключит Его в пределы свои, но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает его.Малое место избирает в человеке для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором пребывает и обитает Бог. Душа - храм Его, а сердце - святый жертвенник, на котором приносится хвала, слово-словие и жертвы. Иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там» (Твор. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 308). А блаж. Иероним свидетельствует: "Так как тело Господа есть истинное брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в чтении писаний: ибо истинное брашно и питие, которое приемлется из слова Божия, есть знание писаний" (Твор. Блаж. Иеронима. Ч. 6, с. 37).
«Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. - Пишет св. Никодим Святогорец - Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение... Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение её, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное.
Оно имеет, таким образом, место между одним и .другим причащением Его в Тайнах Святых, Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным.
Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие Ему путь и споспешествующие принятию его, хотя Он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда не терпимы бывают мысли и чувства греховные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что может воспрепятствовать Господу присущему дать душе Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить алчбу Его и жажду неудовлетворенною. Между актами самоотвержения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обнажение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче сподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усердное и чистое исполнение имеет плодом своим вселение Господа в сердце, с Отцем и Святым Духом (см.: Ин. 14,23).
Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дается присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию и по мере сих расположений: но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться».
Поэтому не стоит верным сильно унывать, если они не могут причаститься плоти и крови Господних. Нужно обратить внимание и на то, что у нас проблема не в том, что негде причаститься, а в том, чтобы избежать причастия еретиков. А это значит то, что не нужно без конца бегать в поисках истинных священнослужителей, памятуя слова Господа:«Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры... Аще убо рекут вам: се, в пустыни есть, не изыдите: се, в сокровищах, не имите веры» (Мф. 24: 23,26).
А о том, что к Св. Причастию не всегда побуждает Бог свидетельствует следующая история, заимствованная из «Отечника» свт. Игнатия. «Один монах безмолствовал в пещере шесть лет. И вот однажды приходит к нему диавол в виде старца и говорит: «ты сосед мой! Моя келья недалеко отсюда; одиннадцать лет я не выходил из нее, - вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству... Знай, что отшельничество наше не приносит нам никакой пользы; так как мы не причащаемся святых Тела и Крови Христовых, и я боюсь, чтоб нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера: сходим туда причаститься Телу и Крови Христовых, и возвратимся в наши кельи. Совет Диавола понравился брату, и воскресный день они пришли в вышеупомянутый монастырь. В церкви диавол стал не видим, и монах понял, что это был демон, однако остался там и причастился Св. Христовых Тайн. После этого диавол вновь явился монаху в образе мирского человека и сказал ему, что у него умер отец, оставив богатое имение ему в наследство. И обольщенный диаволом брат возвратился в мир, остался в доме отца и по прошествии некоторого времени впал в любодеяние. Несчастный! Он не обратился к покаянию, но остался в мире». (По Ра§. 897 с. 24).
Комментируя эту историю, святой Игнатий замечает: «Чтоб извлечь отшельника из кельи, диавол употребил самые благовидные предлоги... он губит, предлагая по видимому спасение, - ввергает в тяжкие грехи, предложив живописно обильное добро». И далее по поводу аналогичной истории: «... Все предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам... подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их! Бедствие объемлющее мир и непонимаемое миром».
Сергей Нилус в своем письме Л.А. Орлову писал: «Веруем, что за веру нашу Господь пошлет к нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму... Пока есть и храм Божий не от «Церкви лукавнуюших», ходи, когда можно, в церковь, а нет - молись дома; если же и домашние -враги человеку, то молись в клети сердца: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! и: Пресвятая Богородице, спаси мя! Так веруем. Так исповедуем».
О молитве
Для всех верных наиболее важным оружием является молитва, ибо она всегда и любому доступна. «Конечно, - говорит прп. Серафим, - всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику. Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания; когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!»...- и воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Духа Его Святого! Тогда мы можем благо-дерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе, Грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делом его».
«Святые Апостолы, - учит святой Игнатий, - получившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее верующим, сами занимались непрестанною молитвою. До принятия Святого Духа. они пребывали в одном доме, занимаясь молитвою и молением (Деян. 1:14). Под именем молитвы здесь разумеются те молитвословия, которые они совершали вместе, а под именем моления постоянное молитвенное направление их духа, непрестанная молитва. Когда низошел на Апостолов Святый Дух, то, соделав их храмами Божиими, соделал вместе храмами непрестанной молитвы, как говорит Писание: Дом Мой, дом молитвы наречется (Ис. 56:7)... Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Слова Божия: от проповеди Слова они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвою с Богом; то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух. Чему мы научаемся их примера святых Апостолов? Тому, что вслед за послушанием, послушанием деятельным Слову Божию, должно сосредоточить всю деятельность свою в непрестанную молитву: потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к принятию Святого Духа».
Как же наиболее правильно молиться? «Моление с заключением ума в слова молитвы, -- говорит святой Игнатий, - есть самое полезное и безопасное. Я стараюсь приобучаться этому способу, как необходимому для внимания. Внимание - душа молитвы. Если оставить всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния на Бога и вручив временную и вечную участь воле Божией, и заботиться при молитве единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг получит правильность. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося; при отсутствии внимания она чужда молящемуся. При внимании она приносит обильный плод; без внимания она приносит тернии и волчцы. Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью Духа; терние и волчцы - это мертвость души, фарисейское самомнение, прозябающее из сердечного ожесточения, довольствующееся и превозносящееся количеством молитвословий».
Из всех молитв наиболее важной и наиболее удобной является молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!
Эту «Краткую молитву - пишет святой Игнатий, - подвижник может иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, особенно телесном. Даже присутствуя при церковном Богослужении - полезно заниматься ею, не только при не довольно внятном чтении молитв чтецами, но и при чтении отчетливом. Она способствует внимать чтению, особливо, когда вкоренится в душе, сделается как бы естественною человеку. Поучение вообше, в особенности Иисусова молитва, служат превосходным оружием противу греховных помыслов. Следующее изречение святого Иоанна Лествичника повторено многими святыми писателями: «Иисусовым именем поражай ратников сопротивного: ибо ни на небеси, ни на земли не найдешь оружия более крепкого».От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя; если сделает что благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умолял Бога. Непрестанная молитва руководствует к стяжанию веры, потому что непрестанно молящийся начинает постепенно ощущать присутствие Бога. Это ощущение мало-помалу может возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога, промысел Его, нежели сколько видит чувственное око вещественные предметы мира; сердце ощутит присутствие Бога. Узревший таким образом Бога и ощутивший Его присутствие, не может не уверовать в Него живою верою, являемою делами. Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составления замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, составляющих его поучение. Непрестанно моляшийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу, и вкореняться в ней. Наконец он может придти в состояние младенчества, заповеданное Евангелием, соделаться буем ради Христа, т.е., утратить лжеименный разум мира, и получить от Бога разум духовный. Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь. Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Господе, познает Господа как Господа, стяжавает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет храм свой дарованиями Духа».
Св. Антоний Великий: «Не предавай забвению имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос».
Св. Серафим Саровский: «истинно решившиеся служить Господу Богу, должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя грешнаго. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих»,
Свт. Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения правила сей молитвы, или презреть его... Христианин употребляет ли пишу или питие, сидит ли, или служит, путешествует ли, или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, -Сыне Божий, помилуй мя! Чтоб имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживотворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два - едино».
Присовокупим к сему и следующие слова святого Григория Синаита; «Благодать есть в нас со времени Святого Крещения: но по нашему невниманию, осуечению и неисправности в жизни она подавляется или, как мнас, в землю зарывается. Когда кто полагает жить исправно, возревновав о спасении, то весь труд его вследствие того плодом имеет восстановление в силе сего благодатного дара. Совершается сие двояким способом: во-первых, дар сей открывается многотрудным исполнением заповедей, и поколику кто преуспевает в исполнении заповедей, потолику дар сей проявляет свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Господа Иисуса. И первое средство могущественное, но второе могущественнее, так что и первое чрез него получает свою силу. Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим поскорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь в сердце это одно дело молитвы, безвидно, невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви к Господу».
Правило преп. Серафима
Преподобному Серафиму Саровскому Пресвятая Богородица для дивеевских сестер и других его чад передала следующее молитвенное правило: "Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся" также трижды и, наконец. Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго(ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго(ую)". и это пусть продолжает до самого сна.
Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением". "Держась этогоправила", говорит о. Серафим, "можно достигнутьмеры христианского совершенства, ибо означенные, три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры". Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть и Царство, и Сила, и Слава, во веки веков. Аминь.