Чугунная скамья – чудо Демидовских литейщиков.

Чугунная скамья – чудо Демидовских литейщиков. - student2.ru

Чугунная скамья – чудо Демидовских литейщиков. - student2.ru Остатки былой роскоши на фотографиях выше и аутентичная обстановка одного из залов, уцелевшая на старой фотографии.

Камин в Большой гостиной облицован панелью, снятой с камина в одном из дворцов Помпеи (покрашен масляной краской в советское время). Шереметевы купили этот раритет на одном из аукционов в Италии. Фантастика, им около двух тысяч лет! Стены гостиной пока не отреставри-рованы, как это видно на снимке. Впрочем, как и большинство из ста помещений дворца. Во дворце много каминов, но отопление помещений было централизованным. В подвале размещались три больших печи, которые топились дровами. Горячий воздух подавался наверх по керамическим трубам, вмурованным в стены, и нагревал их, а по мере необходимости горячий воздух можно было запускать прямо в помещения через отверстия, украшенные декоративными решётками.

Судя по сведениям из интернета и рассказу экскурсовода, во дворце была собрана богатейшая коллекция картин русских и западноевропейских художников, даже имелось единственное в России полотно Эль Греко.

Женой владельца поместья Василия Петровича была родная сестра знаменитого генерала Скобелева - Ольга Дмитриевна. Сам Михаил Дмитриевич Скобелев неоднократно гостил в Юрино, где у него была своя комната. А в коллекции холодного оружия, собранной Василием Петровичем, были образцы, подаренные генералом. К сожалению, коллекция не сохранилось.

Белый генерал», как звали Михаила Дмитриевича.

Чугунная скамья – чудо Демидовских литейщиков. - student2.ru

В 1880-м году немецкая фирма «Сименс и Гальске» электрифицировала замок, а в 1905 она же провела водопровод и канализацию, и наладила телефонную связь замка с лесными кордонами, где велись лесозаготовки. Словом, условия жизни в нижегородской глуши стали на уровне самых продвинутых мест в Европе.

Живи и радуйся, а жить оказалось некому, Василий Петрович умер в 1893 году, Ольга Дмитриевна пятью годами позже. У их единственного сына Петра Васильевича детей не было. Собственно, последние двадцать лет строительства вел Петр Васильевич, завершил все работы в 1915 году и в 1916 умер. Печально как-то получилось, четыре поколения Шереметевых строили в Юрино свое будущее, а передавать результат оказалось некому. А тут и революция подоспела, в 1918 году в замок было эвакуировано из Нижнего Новгорода кадетское училище имени Аракчеева, оно пробыло там недолго. Эвакуировавшись из Юрино, училище вывезло с собой большинство картин и предметов, представлявших собой художественную ценность. Впоследствии они были переданы нижегородским музеям и картинным галереям, а кадетское училище каким-то немыслимым образом трансформировалось в Первую нижегородскую трудовую школу-коммуну и вернулось в Юрино. За годы советской власти замок часто менял хозяев: Народный дом, клуб, многочисленные конторы, в годы ВОВ в нем жили семьи высших партийных работников, эвакуированные из Москвы и Ленинграда. Среди них и дочь Сталина – Светлана Аллилуева. А дальше: спортбаза, турбаза, санаторий и Дом отдыха.

Очередной ущерб дворцово-парковому комплексу был нанесен при строительстве Чебоксарской ГЭС, от затопления замка спасает дамба, но 400 вековых дубов, укреплявших берег и защищавших от волжских ветров, были вырублены. В самом поселке Юрино от шести пристаней, бывших до затопления, осталась одна.

Наши рекомендации