Единичные расценки ФЕР-2001 и ТЕР-2001 (ЕР)
Они составлены в базисных ценах на 01.01.2000 г. и предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства для расчетов за выполненные строительные работы.
ЕР составлены на основе:
– ГЭСН-2001;
– средних сметных цен на материалы по состоянию на 01.01.2004 г.;
– уровня оплаты труда строителей и машинистов по состоянию на 01.01.2001 г.
ЕР отражают среднеотраслевой уровень затрат по принятой технике, технологии и организации работ на каждый вид строительных работ.
Таблица ЕР содержит показатели сметных затрат, установленные на соответствующий измеритель работ.
Прямые затраты, в т. ч.:
– затраты на оплату труда рабочих-строителей;
– затраты на эксплуатацию машин, в т. ч. на оплату рабочих-машинистов;
– затраты на материалы;
– затраты труда рабочих-строителей в чел.-ч;
– расход материалов, не учтенных расценками, в физических единицах измерения.
В составе ЕР не учитываются накладные расходы, сметная прибыль и прочие (лимитируемые) затраты.
Применение ЕР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет. При этом все необходимые показатели переносятся в сметы без изменения.
В сметно-нормативной базе 2001 г. отсутствуют сборники сметных цен на автомобильные перевозки. Поэтому при составлении смет можно пользоваться Отраслевым сборником сметных цен на перевозки грузов для строительства (ОССП-2001-1), введенным в действие указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.03.2003 г. № Я-263у. В сборнике приведены сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы, тару, упаковку и реквизит, на перевозку грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в ценах на 01.01.2000 г.
Определение элементов сметной стоимости строительных
Работ
Сметная стоимость строительно-монтажных работ (Ссмр) по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП):
Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением определенного объема работ. Их величина определяется прямым счетом и зависит от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.
В состав прямых затрат входят:
· затраты на основную заработную плату рабочих-строителей (Зо);
· стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов (Эм), включая заработную плату рабочих-машинистов;
· стоимость строительных материалов, деталей и конструкций (далее – материалы, М).
Таким образом, прямые затраты определяются по формуле:
Основная заработная плата – это выплаты за отработанное время или фактически выполненную работу.
Стоимость эксплуатации машин включает затраты, предусмотренные сметными нормами (амортизационные отчисления, стоимость горюче-смазочных материалов и др., а также основная заработная плата рабочих, управляющих строительными машинами).
В сметную стоимость материалов входят затраты не только на их приобретение, но и расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов на строительную площадку.
Для приведения элементов прямых затрат ФЕР-2001 к условиям Республики Карелия в базисных ценах на 01.01.2001 г. рекомендуется применять следующие территориальные поправочные коэффициенты:
– к оплате труда – 1,08;
– к стоимости эксплуатации машин и механизмов – 1,04;
– к стоимости материалов – 1,1.
4.3.1. Определение размера средств на оплату труда рабочих
В сметных расчетах основная заработная плата рабочих в составе прямых затрат формируется по расценкам соответствующих сборников в зависимости от норм затрат труда и часовых тарифных ставок.
Сметные нормы затрат труда на измеритель работ в чел.-ч приводятся в ГЭСН-2001.
Текущие тарифные ставки оплаты труда рабочих в строительстве ежемесячно публикуются в изданиях РЦЦС.
Тарифные ставки по шести целым разрядам приводятся в журнале «ЦиСН».
Размер средств на оплату труда зависит от трудоемкости работ и стоимости цены рабочего времени.
В соответствии с этим при ресурсном методе составления смет расходы на оплату труда определяются по формуле:
где З – расчетная величина средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (его части), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.; Т – трудоемкость работ (затраты труда рабочих, строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел.-ч или тыс. чел.-ч; Змес.факт – фактическая (на момент расчета) или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, руб.; t – среднемесячное количество часов, фактически отработанных одним рабочим подрядной организации в предшествующий период (как правило, год), не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтруда России.
Районные коэффициенты к заработной плате по Республике Карелия следующие:
– Лоухский район – 1,3;
– Беломорский, Кемский, Калевальский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы – 1,2;
– г. Петрозаводск и другие районы – 1,15.
4.3.2 Сметные нормы и расценки на эксплуатацию
строительных машин и механизмов
Стоимость эксплуатации машин (расценка) в составе сметных прямых затрат определяется на основе данных о нормах времени их полезного использования в маш.-ч и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.
Нормативное время работы строительных машин рассчитывается по данным соответствующих сборников сметных норм и объемам работ. Полученные результаты приводятся в локальной ресурсной ведомости и смете.
Сметные цены машино-часа на отдельные виды машин и механизмов содержатся в сборниках сметных цен на эксплуатацию строительных машин. Выбор сборника зависит от того, в каких сметных ценах составляется сметная документация.
На федеральном уровне сметные нормы эксплуатации машин и механизмов приводятся в маш.-ч на измеритель работ в сборниках ГЭСН по видам работ.
Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин, механизмов и средств малой механизации на территориальном уровне даются в сборнике ССЦ РЦЦС.
Стоимость 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин в соответствии с МДС 81-3.99, а также МДС 81-35.2004 включает следующие затраты (руб./маш.-ч):
С маш.-ч = А + З + Б + Э + С + Г + Р + П,
где А – размер постоянных эксплуатационных затрат – нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин; З – размер оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами (машинистов, водителей); Б – размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей; Э – размер затрат на энергоносители; С – размер затрат на смазочные материалы; Г – размер затрат на гидравлическую жидкость; Р – размер затрат на все виды ремонта, техническое обслуживание и диагностирование машин; П – размер затрат на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую строительную площадку.
1. Амортизационные отчисления на полное восстановление машин рассчитываются по формуле:
,
где Сб – балансовая (инвентарно-расчетная) стоимость машины, руб.; На – годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год; Т – нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш.-ч/год (приложение 4 МДС 81-3.99).
2. Размер оплаты труда рабочих (З), управляющих машинами, определяется по ее фактическому уровню или по применяемым в организации тарифным ставкам соответствующих разрядов с учетом доплат, надбавок, премий и других выплат.
Остальные составляющие стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин определяются с использованием соответствующих цен и норм расхода (см. МДС 81-3.99 и приложение 3 МДС 81-35.2004).
В приложениях к МДС 81-3.99 приводится следующий практически полезный материал:
- форма расчета сметной цены (расценки) на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств (приложение);
- рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств (Т) и поправочные коэффициенты по температурным зонам (приложение 4);
- примеры составления калькуляций сметных цен на 1 маш.-ч эксплуатации машин (приложение 7 к МДС 81-3.99).
4.3.3 Определение сметных цен на строительные материалы
Ввиду высокой материалоемкости строительной продукции и значительной доли затрат на материалы в структуре сметной стоимости работ, правильное определение сметных цен на материалы имеет первостепенное значение в работе по составлению локальных смет. Для ее выполнения разработаны Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства и капитального ремонта зданий, сооружений МДС 81-2.99. На основе этого документа разрабатаны федеральные, территориальные, отраслевые и фирменные сметные цены материалов в составе соответствующих сборников.
Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции составлен для Московской области в базисных ценах на 01.01.2000 г.
Территориальные сборники (ССЦ и др.) разрабатываются с учетом конкретных условий изготовления и поставки материалов в соответствующих административно-территориальных районах.
При ресурсном методе (локальная ресурсная смета) стоимость строительных материалов определяется из данных об их нормативной потребности в физических единицах измерения и соответствующих сметных цен материалов.
Текущая сметная цена учитывает все затраты на изготовление и доставку материалов на строительную площадку (приобъектный склад).
Расчет сметных цен на материалы осуществляется составлением калькуляции по элементам затрат.
Формула сметной единицы строительного материала (Цсм) следующая:
,
где Цот – отпускная цена (оптовая или розничная) поставщика; Стар – стоимость тары и реквизита (если она не учтена в отпускной цене); Стр – стоимость транспортных расходов; Кзс – коэффициент, учитывающий заготовительно-складские расходы.
Отпускные цены приводятся в соответствующих сборниках, каталогах, прейскурантах или принимаются по текущим ценам поставщиков.
Расходы на транспортировку материалов сверх учтенных в отпускной цене в рублях за 1 т приводятся в сборниках сметных цен на перевозку грузов для строительства (ССЦ, ОССП-2001-1).
Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто. Коэффициенты перехода от массы нетто к массе брутто приводятся в указанных сборниках.
В МДС 81-2.99 установлены предельные размеры коэффициента, учитывающего заготовительно-складские расходы (Кзс): по строительным материалам – 1,02, металлическим конструкциям – 1,0075, оборудованию – 1,012.
Стоимость транспортных расходов находится в структуре сметной стоимости материалов на второй позиции после отпускной цены. Отсюда возникает необходимость оптимизации транспортных схем по их доставке на всех стадиях проектирования и строительства объектов.
Для расчета издержек по доставке грузов от места их передачи потребителю до приобъектного склада стройки составляются калькуляции транспортных расходов, что позволяет затем разработать калькуляцию сметных цен материалов.
Сметные цены на строительные материалы имеют вид: франко-приобъектный склад строительной площадки.
Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм и единичных расценок на строительные работы.
Калькуляция транспортных расходов составляется в следующей последовательности:
1. Определяется вид отпускной цены по действующим сборникам (каталогам) цен, прейскурантам и др.
2. Указывается вид транспорта, которым осуществляется поставка материалов потребителю.
По автомобильным перевозкам устанавливается класс груза, поясной коэффициент к сметной цене на перевозку груза.
После выяснения исходных данных приступают к составлению второй части калькуляции, где непосредственно рассчитывается стоимость транспортных расходов. Данные расчета сводятся в таблицу.
Таблица 6
Стоимость транспортных затрат по доставке материалов
№ п/п | Наименование операции | Наименование конечных пунктов перевозки (от-до) | Расстояние, км | Стоимость на 1 т, руб. | |
Формула подсчета | Всего | ||||
Погрузка на автомобильный транспорт | – | ||||
Автомобильные перевозки | Пункт назначения – стройка | ||||
Разгрузка из автомобильного транспорта | – |