Собор рождества христова. стародуб.
Расположен в центре города на бывш. Рыночной пл., играет важную роль в общегородском силуэте. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После сильного пожара 1677 г. она сгорела и вместо нее вскоре была построена нынешняя каменная; с нач. 18 в. она '* стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине - полковым собором. В 1744 г. здание обгорело, сохранив, однако, первоначальные формы. Сооружено из кирпича и позднее оштукатурено. Замечательный памятник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 в. По типу это один из ранних образцов украинского трехкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объем в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим граненым куполом увенчан световым восьмериком со скуфьеобразной главой. Восточная грань восьмигранника сильно увеличена, а примыкающие к ней боковые, наоборот, сокращены и поставлены почти в одну линию с боковыми фасадами, что создает асимметрию. Лишь в верхней части этот объем приобретает правильную форму. Не совсем обычна и форма примыкающих пониженных частей: алтарь пятигранный, а притвор (бабинец) четырехгранный. Над их купольными кровлями в нач. 19 в. поставлены цилиндрические барабаны с пологими покрытиями и главками (утрачены). Оригинальный декор фасадов в основном выполнен в духе русских храмов 17 в. Карниз типа "пилы" переходит с алтаря и трапезной на боковые стороны центрального объема, отделяя их верхнюю часть с парными кокошниками и широким венчающим карнизом из трех рядов "пилы" и городчатых зубчиков. Прямоугольные окна в два яруса заключены в наличники с полуколонками и разорванными фронтонами в духе "нарышкинского" барокко и резко контрастируют с входными арочными проемами без обрамлений в притворе и центральных боковых гранях восьмерика. В последних расположены сильно удлиненные окна, полуколонки которых достигают более чем половины высоты стен. Верхние, меньшие окна притвора и алтаря, а также киот над западным входом имеют простые рамочные наличники с треугольными фронтонами. Лишь углы объемов декорированы длинными лопатками, разделенными на части полочками с рядом поребрика. В интерьере главное помещение храма с восемью неравными гранями как бы расширяется к алтарю. В восточных углах устроены трехступенчатые тромпы при переходе к разным по величине лоткам сомкнутого свода с восьмигранным световым кольцом в центре. Алтарь с аналогичным сводом полностью открыт в храм широким арочным проемом, который ранее был закрыт высоким ярусным иконостасом (утрачен). Сомкнутый четырехлотко-вый свод, так же как и у алтаря прорезанный световым отверстием барабана, перекрывает притвор. Внутристен-ная лестница в северо-западном углу храма ведет на узкие хоры. Их деревянное выгнутой формы ограждение с красочной декоративной росписью в народном духе выглядит очень нарядно на фоне оштукатуренных стен с простыми карнизами у основания свода и легкими тягами-обрамлениями арочных откосов окон.
Год постройки: кон. 17 в. | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Стародубский р-н | |
Расположение: Стародуб, ул. Первомайская, 11. |
УСАДЬБА БЕЗБОРОДКО, Дом
Характерный пример крупного усадебного дома нач. 19 в. дворцового типа в стиле зрелого классицизма. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с полуподвалом соединено на торцах пониженными галереями с двухэтажными флигелями, из которых сохранился лишь западный. Основной прямоугольный в плане объем имеет довольно крупный цоколь, высокий первый этаж и более низкий второй. Обращенный к центральной аллее регулярного парка главный фасад в одиннадцать окон украшен в центре мощным шестиколонным входным портиком с парадной лестницей и фронтоном. Портику с противоположной стороны соответствует полукруглый выступ. Недавняя перестройка во многом обезличила прежнее нарядное убранство фасадов, отличавшееся тонкостью исполнения деталей и форм. Колонны портика на постаментах и соответствующие им на стенах пилястры потеряли коринфские лепные капители и базы; нижние прямоугольные окна хороших пропорций лишились тонких обрамлений с треугольными сандриками, а верхние, не столь вытянутые по высоте, -простых наличников. Сильно упрощены профили междуэтажной тяги и завершающего здание антаблемента; сломана обходившая полукруглый выступ небольшая терраса с лестницей, спускавшейся прямо в сад. Западное крыло состоит из большого кубического флигеля в два этажа и узкой одноэтажной закрытой галереи, соединяющей его с домом. При восстановлении после пожара оба эти объема были надстроены, их декор огрублен. Рустованные стены галереи членятся шестью плоскими арочными нишами, в которые помещены оконные проемы. Флигель украшен с четырех- сторон массивными четырехколонными портиками с фронтонами и лестницами, отличающимися тяжеловесностью. От прежнего убранства фасадов сохранились лишь тяги над цоколем с нишами и под нижними окнами, а также сильно огрубленные сандрики. Интерьер дома полностью изменен.
Год постройки: нач 19 в. | |
Дата добавления: 15/07/2008 | |
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Погарский р-н | |
Расположение: ГРИНЁВО |