И сделаю Я тебя великим народом
32) «И сделаю Я тебя великим народом». Благодаря сказанному: «Ступай себе» – благодаря тому, что поднял МАН и вызвал высший зивуг на экран де-хирик, т.е. создал ступень хасадим, и вследствие этого восполнились высшие мохин. Поэтому Творец удостоил также и его этих больших мохин – то есть обещания: «И сделаю Я тебя великим народом».
«И благословлю Я тебя». Это благодаря сказанному: «Из земли твоей» – вследствие того, что он отделил себя от правой линии, не включенной в левую, удостоился свечения правой, совмещенного со свечением левой. И на это его свечение указывают слова: «И благословлю Я тебя».
«И возвеличу имя твое». Это благодаря сказанному: «И из родных мест своих». Благодаря тому, что отделил себя от свечения левой, не включенной в правую, он удостоился обещания, выражаемого словами: «И возвеличу имя твое» – свечения левой, включенного в хасадим в правой.
«И быть тебе благословением». Это благодаря сказанному: «И из дома отца своего». Благодаря тому, что он отделил себя от клипы Харан, властвующей в Харане, – в доме отца его, удостоился обещания: «И быть тебе благословением». И это – свечение средней линии.
33) Рабби Шимон возражает, утверждая следующее. «И сделаю Я тебя великим народом» – свечение правой стороны. «И благословлю Я тебя» – свечение левой стороны. «И возвеличу имя твое» – свечение средней линии. «И быть тебе благословением» – со стороны «земли Исраэль», Нуквы. Таким образом, здесь имеется престол на четырех основаниях: три линии ХАГАТ, являющиеся тремя основаниями, и Нуква, являющаяся четвертым основанием. И это – четыре основания престола высшего, Бины. А отсюда и далее, благословения предназначены для других. И они питаются отсюда – т.е. другие благословятся благодаря ему, как сказано: «И благословлю Я тебя благословляющих, а проклинающего тебя прокляну».
«А нечестивым недоступен их свет»[11]
34) Что означает сказанное: «Ступай себе из земли своей и из родных мест своих»? Если все они вышли из Ур-Касдим, чтобы идти в землю Кнаан, то почему не сказано ему, чтобы вышли все?
35) Ибо, хотя Терах и предавался идолопоклонству, однако, поскольку пробудился в хорошем порыве выйти вместе с Авраамом, а Творец желает обращения праведников, то и он начал выходить. Почему не сказано: «Ступайте себе»? Почему одному только Аврааму было сказано: «Ступай себе»?
36) Когда Терах вышел из Ур-Касдим, это не было совершено с целью обращения, но он вышел только для того, чтобы спастись, так как его соотечественники хотели его убить. Ибо после того, как они увидели, что Авраам спасся от огненной печи, говорили Тераху: «Это ты вводил нас в заблуждение своими изваяниями», желая убить его. Из-за страха перед ними ушел Терах. И поэтому, когда он пришел в Харан, он больше уже не выходил оттуда. Ибо сказано: «И вышел Аврам, и вышел вместе с ним Лот»[12], а Терах не упомянут в Писании.
37) «А нечестивым недоступен их свет, и мышца вознесенная сокрушена». «А нечестивым недоступен их свет» – Нимроду и его поколению, от которых ушел Авраам, который был «их светом». «И мышца вознесенная сокрушена» – это Нимрод.
38) Другое объяснение. «А нечестивым недоступен их свет» – это Терах и его домочадцы. «Их свет» – это Авраам. Ибо не сказано: «Свет», но «их свет», который был с ними – Авраам, который был с ними и ушел от них. «И мышца вознесенная сокрушена» – это Нимрод, который, вслед за собой, ввел в заблуждение весь мир. И поэтому сказано: «Ступай себе» – чтобы светить себе и всем тем, которые произойдут от тебя отныне и впредь.
39) После того, как Авраам ушел, они больше не видели света. Как сказано: «Ярок он в небесах»[13] – указывает на Авраама, т.е. Творец хотел соединить Авраама с высшим светом, чтобы он светил там.
40) «И пронесется ветер, расчистив их»13 – указывает на Тераха и жителей его города. Ибо затем Терах и все жители его города совершили обращение. Как сказано: «И те души, которые они обрели в Харане»[14] – отсюда следует, что жители его города совершили обращение. Терах же совершил обращение, как сказано: «Ты же придешь к отцам своим с миром»[15]. И если бы Терах не совершил обращения, Творец не сказал бы Аврааму, что он придет «к отцам своим с миром».