Порядок составления курсового проекта.
Общая часть.
Архитектурно – конструктивный проект гражданского двухэтажного здания или здания специального назначения выполняется студентами ВВ и ТГВ на 3 курсе заочного обучения.
В этом проекте студент на основе предшествующего изучения теоретической части курса «Архитектуры» комплексно решает как объёмно – планировочную, так и конструктивную задачи.
Выполнение проекта преследует цель:
Ø Научить студента основным приёмам объёмно – планировочной компоновки не сложных гражданских зданий массового назначения с разработкой конструкций;
Ø способствовать развитию творческого инженерного мышления при решении объёмно – планировочных и конструктивных схем проектируемых зданий;
Ø привить навыки практического изображения проектного материала, а также выполнения технико – экономических расчетов и составления пояснительной записки;
Ø научить пользоваться технической литературой, таблицами, нормами строительного проектирование и другими материалами.
Разрабатывая проект, необходимо предусмотреть применение прогрессивных строительных деталей конструкций.
Исходными данными для проектирование служит здание, в котором указывается:
· состав проекта;
· порядок и методика выполнения;
· степень деятельности разработки его отдельных частей;
· географический пункт строительства;
· требование к географическому оформлению чертежей и пояснительной записки.
На основания полученного задания задачи функциональные, архитектурно – художественные, санитарно – технические и экономические решаются комплексно. Конструктивная часть проект выполняется в соответствии с заданными конструктивными требованиями, с разработкой соответствующих конструктивных узлов и деталей.
Проект разрабатывается с учетом действующих требований ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства, а также с использованием необходимой специальной лит6ератуцры (ученики, справочники, строительные нормы и правила (СНиП) и альбомы типовых проектов и деталей).
При проектировании особое внимание уделяют вопросам экономики строительства и эксплуатации зданий, удобствам планировки помещений, рациональному выбору конструктивной схемы и целесообразному использованию прогрессивных строительных материалов, наиболее полному прнимене6нию сборных конструкций и деталей (стен, перекрытий, фундаментов, лестниц, и др.) в зависи мости от условий, опред6еленных зданием.
При конструктивном решений проекта необходимо выбирать конструктивно – планировочную сетку опор с унифицированными расстояниями между несущими опорами.
Архитектура здания должна отвечать его назначению и решать в простых че6тких формах, имеющих хорошие пропорции. Для внешней и внутренней отделки здание необходимо использовать наиболее прогрессивные отделочные материалы и архитектурные детали заводского изготовления.
I.I. Единая модульная система проектирования
Проект разрабатывается в единой модульной системе проектирования (ЕМС), представляющий собой совокупность правил взаимоувязки размеров объёмно -планировочных и конструктивных элементов здания.
К объёмно – планировочным элементам относятся этаж здания, лестничная клетка и их входной узел общественного здания в составе вестибюля, лестниц и т.д. Конструктивные элементы здания – это стены, перекрытия, покрытия, лестничные марши, заполнения оконных и дверных приемов зданий и др.
Основные положения модульной системы устанавливают порядок назначения и увязки размеров элементов зданий, а также де5талей на основе единого модуля.
Номинальными называются проектные расстояния между разбивочными осями зданий, а также расстояние между условными (номинальными) гранями строительных деталей, изделий и оборудования.
Конструктивными называются проектные размеры объёмно - планировочных и конструктивных элементов, строительных изделий и оборудование при нулевых допусках. Конструктивные размеры должны быть по возможности близкими к номинальным и отличаться от них на величину необходимых швов и зазоров между строительными изделиями.
Натурными являются фактические размеры объёмно – планировочных и конструктивных элементов, строительных изделий и оборудование, а также фактические расстояние между разбивочными осями, отличающихся от проектных в пределах установленных допусков.
В качестве единого модуля в СССР в строительстве принята величина 100 мм. Поэтому при проектировании все6 основные номинальные размеры здания и его конструктивных элементов должны быть кратные модулю, равному 100 мм (например, расстояние между разбивочными осями). Для крупных элементов с целью их унификации обычно применяют укрупненные модули, также кратные 100 мм (например, 200, 400 мм и т. д.).
К основным параметрам, обеспечивающим унификацию объёмно – планировочных и конструктивных элементов зданий, относятся:
Пролет – расстояние между продольными капитальными стенами, колоннами или столбами ( номинальная величина расстояния между продольными разбивочными осями здания).
Планировочный шаг расстояние между осями поперечных стен, столбов, колонн, в продольном направлении (номинальная величина расстояния между продольными разбивочными осями здания).
При выполнении курсового проекта горизонтальные расстояния между разбивочными осями следует принимать кратными укрупненному модулю 300 мм.
Унификация объёмно - планировочных параметров здания имеет особо важное значение для индустриально – заводского домостроения, так как она позволяет максимально сократить количество типоразмеров отдельных деталей здания и обеспечивает их взаимозаменяемость без изменения основных параметров здания, что позволяет многократно использовать один и тот же проект с различными вариантами конструктивных деталей применительно к местным условиям строительства.
Разбивочные оси в проектируемом здании должны располагаться:
Ø во внутренних несущих стенах и отдельно станциях опорах (колоннах, столбах) по геометрическому центру сечения верхней части опор по оси верхней части стен;
Ø в наружных стенах, а также во внутренних стенах лестничных клеток – по внутренней грани стены на расстоянии, кратном основному модулю 100 мм, в тонких стенках – на расстоянии 100 мм.
(В стенах лестничных клеток внутренней считается грань, обращенная в сторону лестничной клетки).
Состав проект
1.2.1. Методические указания по оформлению проекта
Объём проекта –1–1/2 листа формата А–1 и поясните6льная записка на 5-7 страниц писчей бумаги; проект выполнения в карандаше или в туши.
В задачу студентов входит компоновка планов здания, решения разрезов и фасадов. Толщина стен должна быть обоснована тепло – техническим расчетом.
На чертежах планов здания должны быть указаны все необходимые размеры и направления открывания дверных полотнищ; на планах здания надписывается наименование помещении и их площади в квадратных метрах с округлением до 0,5 кв.м или составляется экспликация помещения.
Разрезы должны дать ясное представление о конструкции элементов здания, выбранных по признаку наибольшей индустриальности строительства.
Все необходимые размеры и отметки должны быть проставлены: планы подвала, покрытий или стропил выполняются для половины здания независимо от того, симметрично оно или нет. Эта условность допускается в учебном проекте только с целью облегчения работы по проектированию, но при обязательном условии, чтобы учащийся чётко представил себе условный характер такого отклонения от практики проектирования.
Фасад, который должен ясно выразить внешнее архитектурное решение, выполняется в туши с построением теней и отмывки. Под фасадом должен быть вынесены основные оси, а сбоку – отметки основных горизонтальных членений.
Конструктивные детали маркируются и разрабатываются для наиболее важных, прогрессивных элементов конструкций.
1.2.2. Оформление графической части проекта
1. Планы этажей в масштабе 1:100.
2. Поперечный разрез здания по лестнице в масштабе 1: 50.
3. Планы фундаментов, перекрытый, покрытый или стропил в масштабе 1: 200.
4. Главный фасад здания в масштабе 1: 100.
5. 3 конструктивных и 1 архитектурная деталь в масштабе 1:10, 1:20 или архитектурно- конструктивный разрез стен в масштабе 1:20.
1.2.3. Состав пояснительной записки
Пояснительная записка должна быть краткой, технически и стилистически грамотной. Она содержит:
1) Исходные данные (задание).
2) Описание и обоснование архитектурно – планировочного решения здания.
3) Архитектурно –конструктивное решение здания в целом ( основная конструктивная схема здания ) и его отдельных элементов: фундаментов, стен, перекрытий, стропил и кровли, лестниц, окон, ей и пр.).
4) Теплотехнический расчет стены. Сечение ( толщина ) стены обычно принимается по статически - расчетным и конструктивным соображениям; теплотехническим расчетам в зависимости от требуемого нормами величины сопротивления теплопередачи наружной стены, уточняются только теплотехнические качества и физические показатели строительных материалов, из которых эта стена запроектирована. При теплотехническом расчете стены расчётную температуру наружного воздуха необходимо принимать на основе определения степени массивного ограждения. В пояснительной записи в теплотехническом расчете необходимо дать эскизы стены со всеми прослойками размерами, весами материалов и их коэффициентами теплопроводности.
Порядок составления курсового проекта.
При разработке архитектурно – конструктивного проекта предлагается следующий порядок его составления:
Первая стадия – изучение задания и составления эскизного проекта здания;
Вторая стадия – разработка (в карандаше) архитектурно – планировочных и конструктивных чертежей здания, его архитектурных и конструктивных деталей;
Третья стадия – окончательное графическое выполнения чертежей здания в целом и составления пояснительной записки.
Изучение задания
Для успешного проектирования необходимо изучить и понять основные требования, выдвинутые заданием, т.е. ясно представить себе назначение здания.
В процессе изучения задания студент должен ознакомиться с материалами, необходимыми для работы над проектом (с рекомендованной литературой, с данными методическими указаниями, с существующими проектными решениями аналогичных зданий).
Работа по изучению задания и рекомендованной в нем литературы должна одновременно сопровождаться составлением зарисовок и выписок из указанных нормативных и проектных материалов. Составление таких зарисовок и выписок развивает навыки по конспектированию и систематизации изучаемого материала, а также создает основу для самостоятельной работы над проектом.
После изучения задания и подбора необходимых для работы материалов студент сможет ясно представить себе функциональную взаимосвязь отдельных помещений, которая необходима для компоновки всего задания и для распределения помещений по группам и этажам, и приступить к составлению эскизного проекта здания.