Xvв. - золотой век иконописи.
Создание иконостаса – единой композиции, образованной несколькими рядами икон.
Деисус – главный ряд иконостаса (ядро – Христос, Мария, Иоанн Предтеча)
Светлый или золотой фон икон, резьба по дереву, позолота, драгоценные оклады.
Конкретный историзм – особое почтение местным иконам, изображение святых покровителей местного княжеского дома.
Праотцы | ||||||||||
Пророки | ||||||||||
Евангельские события (благовещение, рождество, успение и др.) | ||||||||||
Св. Петр | Арх. Мих. | Св. Мар. | Иисус Христос | Иоанн Предт. | Арх. Гавр. | Св. Павел | ||||
Тайная вечеря | ||||||||||
Местная храмовая икона святого построен | а | а | или праздника, в честь которого храм | |||||||
б | в | |||||||||
орнамент | г | д | орнамент |
(а, б, в, г, д) – Царские врата, а – Благовещение; б,в,г,д – евангелисты
а) Феофан Грек – живописец из Византии; фрески, иконы, миниатюры; певучие линии, звучный цвет, эмоциональные образы.
* иконы деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле.
* «Богоматерь Донская» - двусторонняя икона в Московском Кремле.
б) Андрей Рублев – инок московского Андроникова монастыря, живописец; фрески, иконы, миниатюры; душевный покой, внутренняя гармония; легкие, воздушные силуэты; светлая палитра + крупные, локальные цветовые пятна.
* Росписи и иконостас Успенского собора во Владимире.
* Росписи собора Успения на Городке, Звенигород. «Звенигородский чин»
* Икона «Троица», Троицкий собор Сергиева монастыря близ Москвы; религиозный смысл – единство Бога-отца, Бога-сына и Святого духа; духовный смысл – символ согласия, слияния человеческих душ.
Свойства московской иконы: лиризм, духовность, идеально-спокойный мир; гармоничный человек, добрый и милосердный; светлые и прозрачные цвета (голубой, светло-зеленый, золотистый, вишнево-коричневый).
Дальше -Черновик - пока не списывать
Сформировать представление о том, что творчество Дионисия (около 1440 - около 1505 гг.) определило главное направление в живописи конца XV - начала XVI веков: поиска образа совершенного человека; об исканиях, педагогической деятельности Симона Ушакова (1626 - 1686), стремившегося преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения человеческого лица. Выявить характерные особенности творческой манеры Дионисия и Симона Ушакова: удлиненность пропорций, мягкость и плавность движений персонажей, праздничный характер изображения Дионисия и телесности, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения в работах Ушакова.
Познакомить с работами иконописцев. Росписями Благовещенского и Успенского соборов, иконами «Распятие» и «Св. Петр Митрополит с житием», росписями Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Образ совершенного человека в творчестве Дионисия обретает ангельские черты. Рассмотреть работы Симона Ушакова: икона «Насаждение древа государства Российского», «Спас Нерукотворный». Сделать вывод о том, что образу Спаса недостает одухотворенности русских икон школы Дионисия, но данное ограничение искупается искренним старанием художника воссоздать на иконе возможно правдоподобнее живое человеческое лицо.
Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве иконописцев, перечислить основные произведения.
https://vk.com/public121367301
Живопись ------------ церковные + светские мотивы
(догматизм) (живость, занимательность)
1. Дионисий и сыновья – праздничность, декоративность; тонкий рисунок, грациозные фигуры, изысканный колорит (бледно-розовый, бледно-зеленый, светло-желтый)
а) Фрески, росписи, иконостасы.
б) Житийные иконы Успенского собора Мос.Кремля (торжественный характер)