Лекция . ТРАССИРОВАНИЕ В ЗАБОЛОЧЕННЫХ РАЙОНАХ
Болота различают по следующим признакам:
состоянию основания (мерзлое, талое);
местоположению (водораздельное, расположенное в долинах рек);
характеру дна (площадочное, косогорное — с уклоном 1 : Л);
глубине: мелкое (до 2 м, не представляющее особых затруднений при постройке и эксплуатации железной дороги), среднее (2—4 м, вызывающее удорожание строительства, но без увеличения эксплуатационных расходов), глубокое (более 4 м, вызывающее удорожание как строительства, так и эксплуатации линии);
состоянию торфяной массы: I — заполненное торфом устойчивой консистенции; II — заполненное торфом или илом, выдавливающимся под воздействием нагрузки; III — заполненное илом и водой с торфяной коркой (сплавиной).
На болотах I и III типов глубиной до 4 м и II типа глубиной до 3 м насыпи возводятся по типовым поперечным профилям земляного полотна, а в остальных случаях —по индивидуальным проектам. Для каждой разновидности болот изыскатель должен располагать рекомендованными поперечными профилями.
Как общее правило, пересечение каждого болота следует осуществлять в наиболее узком и неглубоком его участке с минимальным поперечным уклоном минерального дна. Мелкие болота с талым и площадочным дном не являются препятствием при трассировании и не должны удлинять линию.
При укладке трассы в районах распространения средних или глубоких болот (пойменных) значительного протяжения следует представить варианты обхода таких участков (по надпойменным террасам, склонам долины, у подошвы склона, водораздельные и т. д.). Положение вариантов во многом зависит от результатов поисков и обследования земляных карьеров и дренирующих материалов, пригодных для отсыпки насыпей на болотах, определяющих стоимость их разработки и транспортировки грунта.
При трассировании линии и сравнении вариантов необходимо учитывать следующее:
1) при уклоне дна, превышающем 1 : 10 для болот I типа, 1 : 15 для II типа
и 1 : 20 для болот III типа, а также при поперечном уклоне дна водоема (в слу
чае отсыпки насыпи в воду) круче 1 : 10 в непроточной воде и 1 : 20 при наличии
течения подготовка основания производится по индивидуальным проектам. При
этом должны быть предусмотрены противодеформационные устройства (отсып
ка контрбанкетов из камня, устройство уступов подземными взрывами, присып
ка низководных берм, песчаные сваи и др.).
При затруднениях с обеспечением устойчивости земляного полотна в пределах косогорного дна болот может быть рекомендовано устройства эстакады;
2) высота насыпи над поверхностью болот I типа устанавливается при полном удалении торфа — в пределах 0,8—3 м (полное выторфовывание рекомендуется при глубине болота менее 2 м); при частичном выторфовывании — в пределах 1,2—3 м; без выторфовывания —более 3,0 м; при затопляемом болоте над горизонтом затопления — не менее 1 м (при отсыпке насыпи дренирующими грунтами);
3)............................... глубина выторфовывания на болотах I типа принимается: при высоте
насыпи 0*1,2 до 1,5 м — 2 м; от 1,6 до 2 м — 1,5 ж и от 2,1 до 2,5 м — 1 м.
Величина осадки насыпи на болотах I типа в процентах от толщины обжимае
мого слоя торфа определяется расчетом на основе компрессионных испытаний;
на болотах IГ типа глубиной до 3 м насыпи независимо от их высоты
должны быть посажены на минеральное дно. При этом возвышение бровки над
уровнем болота должно быть не менее 0,8 м;
4)насыпи на болотах III типа должны быть посажены на минеральное дно
вместе со сплавиной или после ее удаления. При оставлении корки-сплавины
слой насыпного грунта должен составлять не менее 3 м;
5)насыпи над поверхностью болота высотой 0,8—1,2 м отсыпаются из дре
нирующих грунтов (кроме мелких и пылеватых песков); в насыпях высотой
1,2—3 м допускаются мелкие непылеватые пески и супеси с содержанием более
50% частиц крупнее 0,25 мм; высотой более 3 м допускаются глинистые грунты
при условии устройства в основании насыпи капиллярного прерывателя из дре
нирующих грунтов; *
6)расчетный срок стабилизации осадок насыпи должен приниматься не
более срока строительства железнодорожной линии;
7)предельная высота упругих деформаций земляного полотна при проходе
поезда не должна быть более 5 мм.