Глубленная экспертиза инвестиционных проектов
3.1 Основные вопросы, подлежащие проверке экспертизой
При экспертизе инвестиционных проектов строительства проверяется:
-- соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
-- наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
-- хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;
-- выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований с местными органами управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
-- обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности объекта), исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;
-- обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
-- соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
-- достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-- наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
-- оценка технического уровня намечаемого к строительству (расширению, техническому перевооружению, реконструкции) предприятия, производства, его материало- и энергоемкости;
-- обоснованность применяемых технологий производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
-- оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергетических ресурсов;
-- наличие безотходного (малоотходного) производства на основе полного и комплексного использования сырья и отходов;
-- обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
-- оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территорий и протяженности инженерных коммуникаций;
-- обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производства и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим;
-- эффективность использования площадей и объемов зданий;
экспертиза инвестиционный проект
-- обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствующих их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
-- оценка проектных решений по организации строительства;
-- достоверность определения стоимости строительства;
-- оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
Перечисленный выше перечень вопросов требует для экспертизы комплексного проекта большое количество специалистов-экспертов разных отраслей знаний:
инженеров-машиностроителей (конструкторов машин, разработчиков технологий, приборостроителей, электронщиков и др.);
строителей (архитекторы, градостроители, специалисты по строительным конструкциям, металлическим конструкциям и т.д.);
экономистов, глубоко знающих тенденции развития отрасли, владеющих методами прогнозирования, разработки схем развития и размещения производства в отрасли, хорошо знающих балансы производства и потребления, умеющих анализировать ситуацию и экспортировать экономические расчеты, в том числе, сводные и локальные сметы и др.
В состав экспертной комиссии по экспертизе комплексных инвестиционных проектов должны также входить геологи, гидрологи, транспортники всех отраслей (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного), специалисты топливно-энергетического комплекса и др.
Работой экспертной комиссии руководит председатель, который имеет заместителей и секретаря. Комиссия разделяется по секциям.
Каждую секцию комиссии возглавляет руководитель, который организует и отвечает за работу секции. Эксперт - это опытный специалист в отрасли, приглашаемый для исследования какой-либо проблемы в инвестиционном проекте и дачи заключения по порученному ему вопросу, за которое он несет ответственность по закону.
Предпроектной документацией является обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией считается инвестиционный проект, проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений.
Законодательством предусмотрено, что проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений, за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта не требуется разрешения.
Предпроектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).
Цели государственной экспертизы предпроектной и проектной документации:
-- предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил;
-- оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет средств бюджета.
При проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов.
Для проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации по представленным документам экспертный орган:
-- регистрирует документы и проверяет их комплектность;
-- определяет совместно с органами специализированной экспертизы необходимость их участия в проведении экспертизы, сроки подготовки заключений органов специализированной экспертизы и стоимость проведения экспертизы;
-- разрабатывает проекты договоров с органами специализированной экспертизы о выполнении работ в пределах общей стоимости государственной экспертизы;
-- готовит и предварительно согласовывает с заказчиком (инвестором) проект договора о проведении экспертизы;
-- направляет заказчику (инвестору) проект договора о проведении экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям) и уведомление о сроках представления недостающих документов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).
Экспертный орган несет ответственность за проведение квалифицированной и объективной экспертизы предпроектной и проектной документации в установленные сроки, обоснованность рекомендаций по ее утверждению, доработке или отклонению.
Экспертный орган в праве рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать на доработку инвестиционные проекты по результатам их экспертизы, осуществлять контроль за реализацией замечаний и предложений экспертных заключений при дальнейшем проектировании. В случае необходимости он может привлекать в установленном порядке для выполнения работ по экспертизе инженерно-технический персонал структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных ему предприятий, научно-исследовательских, проектных и иных организаций, а также специалистов других министерств (ведомств), создавать в необходимых случаях временные экспертные комиссии.
К компетенции экспертного органа относится и проведение выборочного контроля за качеством проектно-сметной документации, утверждаемой подведомственными министерству (ведомству) предприятиями и организациями.
Он вправе получать от структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных ему предприятий, организаций-заказчиков и проектных организаций все необходимые для проведения экспертизы материалы (техническую документацию, справки, расчеты, обоснования т.п.);
приглашать для участия в рассмотрении проектно-сметной документации представителей заказчиков, проектных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций;
вносить в соответствующие государственные органы предложения о привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством руководителей проектных организаций и должностных лиц, виновных в низком качестве разработанной проектно-сметной документации, а также о лишении предприятий и организаций лицензий на выполнение проектных и изыскательных работ полностью или частично;
разрабатывать соответствующие положения, рекомендации, решения и другие документы по вопросам организации и методики проведения экспертизы для подведомственных экспертных подразделений;
проводить в установленном порядке совещания и семинары по вопросам, входящим в его компетенцию.
По результатам экспертизы готовится сводное заключение. Оно содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении устанавливаются и основные технико-экономические показатели строительства объектов.
Сводное заключение готовится на гос. Уровне.Заключение подготавливается с учетом заключений (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов, органов вневедомственной экспертизы, заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного обсуждения.
Сводное заключение утверждается в порядке, установленном органом, осуществляющим государственную экспертизу, и направляется заказчику (инвестору).
К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью заключения органов специализированной экспертизы.
Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы и включает в себя выводы о соответствии предпроектной и проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием основных технико-экономических показателей. Без положительного сводного заключения утверждение документации, финансирование и строительство объектов независимо от источников финансирования и формы собственности не допускается.
Отрицательное сводное заключение содержит выводы о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков и недопустимости использования документации для строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям. В случае составления отрицательного сводного заключения в связи с необходимостью доработки документации заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в свободном заключении.
Заключение экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядчиками, проектными, конструкторскими и научными организациями, заинтересованными в реализации инвестиционного проекта.