Общие положения о ходе практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«тюменский государственный нефтегазовый университет»

ИНСТИТУТ геологии И нефтегазодобычи

Кафедра «Бурение нефтяных и газовых скважин»

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Методические указания

по выполнению программы учебной практики для бакалавров 1-го курса

направления «Нефтегазовое дело»

Тюмень

ТюмГНГУ

Утверждено редакционно-издательским советом

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Составители: Аксенова Н.А. – к.т.н., доцент

Федоровская В.А. – технический исполнитель

Семененко Т.М. - нормоконтролер

ã Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2012

 
 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных этапов в подготовке бакалавров – буровиков является учебная практика студентов, позволяющая получить общее представление о нефтегазодобывающей отрасли. Программа учебной практики является обязательным элементом основных образовательных программ непрерывной подготовки бакалавров, разрабатываемой на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Нефтегазовое дело».

В ходе практического ознакомления дополнительно обогащаются и закрепляются полученные в первый год обучения теоретические знания, которые в дальнейшем используются при изучении дисциплин специальности.

Учебная практика проводится под непосредственным руководством преподавателей университета согласно плану-графику, в котором указываются конкретные темы и объекты, время их посещения, сотрудники предприятия, ответственные за выполнение каждого раздела практики.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель первой учебной практики - ознакомление с организацией нефтегазового производства, задачами, функционированием и техническим оснащением основных звеньев этого производства.

Задачипрактики – ознакомление с основными планами разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, техникой и технологией строительства буровых скважин и добычей нефти и газа, ведущими предприятиями и институтами нефтяной индустрии.

В результате прохождения данной учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции (ОК-1, ОК-3, ОК-4, : ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-15, ОК-18, : ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18).

Знать:

- историю развития бурения в Тюменской области;

- требования безопасности при строительстве скважин;

- способы бурения нефтяных и газовых скважин;

- основные понятия о бурении скважин, типы и назначение;

- основные циклы строительства скважин;

- понятие о конструкции скважины;

- физические основы добычи нефти и газа;

- понятие о разработке и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;

- методы увеличения производительности нефтяных и газовых скважин.

Уметь:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

- быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2);

- логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь (ОК-3);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-3);

- составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию (ПК-5);

- осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа (ПК-21);

- выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования (ПК-22);

- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-24).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОДЕ ПРАКТИКИ

1.1 Учебная практика проводится в два этапа: экскурсионным порядком, где студенты знакомятся с изучаемым объектом и собирают материал для отчета, и практическими занятиями, на которых студенты обрабатывают и оформляют собранные материалы.

1.2 Порядок прохождения учебной практики определяется планом-графиком, составленным руководителем практики, утвержденным заведующим кафедрой и согласованным с представителями производственно промысловых объединений и запланированных объектов.

1.3 План график включает перечень всех этапов проведения учебной практики с указанием сроков и времени посещения всех объектов.

1.4 План-график содержит список ответственных лиц за организацию соответствующих экскурсий и мероприятий, а так же транспорта для этой цели.

1.5 При прохождении практики обязательно ведение дневника, в который студент заносит результаты изучения и наблюдений в виде записей, схем, эскизов, таблиц. В дневник записывается также содержание лекций, бесед, экскурсий, изученные рабочие документы. На основе записей дневника студент составляет отчет, включая в него только те вопросы бурения скважин, которые он наблюдал во время практики.

1.6 Составление отчета по учебной практике, его защита и оформление зачета производится на месте проведения в срок указанный руководителем.

1.7 Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа учащегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы кафедры предоставляют возможность обучающимся:

- изучать специальную литературу или другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

- участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

- осуществлять сбор, разработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

- принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий;

- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).

Содержание практического блока учебной практики

2.1 Ознакомление студентов с музейными экспонатами ТюмГНГУ и историей развития нефтегазовой промышленности Западной Сибири на базе института "Истории науки и техники Зауралья".

Исторические сведения о бурении, знание прошлого своей профессии полезны для будущего инженера-буровика. Не зная развития своей специальности в исторической последовательности, студенты не имеют представления о темпах ее роста, об этапах совершенствований. Без истории трудно воспитать гордость за свою специальность, интерес к ней заботу о ее будущем.

Цель работы: на наглядных примерах изучить и отметить основные этапы развития бурового дела в Тюменской области, изучить историю своего вуза и имена заслуженных деятелей университета.

Таблица 1 – Основные этапы развития бурового дела Тюменской

области

Дата Этап, событие Ведущие деятели

2.2 Ознакомление с буровой установкой

Ознакомление с буровым оборудованием и буровой установкой проводится: выездом на буровые установки (д. Успенка), с имеющейся буровой установкой УРБ 2 м, в тренажерном центре.

Цель работы: изучить орогидрографию района работ, оборудование буровой и его назначение, технологией строительства скважин.

2.2.1 В процессе ознакомления студент изучает орогидрографию района работ: географическое положение, рельеф, поверхностный покров местности, речную и дорожную сеть, климат, глубину промерзание грунта, сроки отопительного периода, условия водоснабжения и т.д.

В отчете раздел орогидрография представляется в виде таблицы (таблица 2), которая соответствует требованиям макета рабочего проекта на строительство скважин на нефть и газ.

2.2.2 Ознакомление и изучение оборудования буровой. Ознакомившись с буровой установкой, студент должен уметь описать расположение основного оборудования на буровой. Сведения о размещении оборудования должны быть представлены в отчете в виде схемы.

2.2.3 Изучение элементов конструкции буровой установки. Студент должен знать все элементы конструкции буровой установки и их назначение, уметь указать их на схеме. Основные элементы конструкции буровой установки должны быть представлены в виде рисунка (схемы) с обозначениями (рисунок 1).

2.3 Ознакомление с работой ведущих научно-исследовательских институтов (НИИ) нефтегазового направления г. Тюмени

Занятие проводится в экскурсионном порядке, с выездом в научно-исследовательские институты, посещением их музеев и лабораторий, а также беседами с ведущими специалистами.

Таблица 2 – Общие сведения о районе буровых работ

  Наименование Значение (текст, название, величина)
1 Наименование площади (месторождения) 2 Температура воздуха, 0С; - среднегодовая; - максимальная летняя; - минимальная зимняя. 3 Среднегодовое количество осадков, м 4 Максимальная глубина промерзания грунта, м 5 Продолжительность отопительного периода в году, сут. 6 Преобладающее направление ветра 7 Наибольшая скорость ветра, м/с 8 Сведение о площадке строительства и подъездных путях: - рельеф местности; - состояние грунта; - толщина снежного покрова, м; - характер растительного покрова. 9 Характеристика подъездных дорог - протяженность, км; - характер покрытия; - высота насыпи, м. 10 Источник водоснабжения 11 Источник электроснабжения 12 Средство связи 13 Источник карьерных грунтов    

Цель работы: студенты должны отметить:

- основные направления и виды деятельности НИИ;

- новейшие научно-исследовательские достижения в области нефтегазодобычи;

- перспективы развития и совершенствования материально-технической и научно-технической базы НИИ;

- кадровая политика НИИ, пути сотрудничества со студентами ТюмГНГУ.

Материалы оформить в виде таблицы 3.

Таблица 3 – НИИ г. Тюмени

Название института Адрес Основные виды деятельности Новейшие разработки в н-т деятельности НИИ

2.4 Ознакомление с передвижной буровой установкой

Студенты ознакомятся с передвижной установкой имеющейся на кафедре на примере агрегата А-50М.

Цель работы: изучить основные элемента агрегата А-50М и их назначение. На занятии студенты должны усвоить и ориентироваться в конструкции и назначении основных элементов агрегата А-50М. В отчете должна быть представлена схема передвижной установки с указанием всех основных элементов конструкции (рисунок 2).

Учащиеся должны сделать вывод о необходимости, преимуществе и недостатках данного типа буровой установки.

Рисунок 1 – Схема буровой установки для бурения глубоких

скважин на суше

1 – передняя опора; 2 – средняя опора; 3 – электролебедка; 4 – компрессорная установка; 5 – гидросистема; 6 – лебедка; 7 – домкрат; 8 – индикатор веса; 9 – талевый канат; 10 – талевый блок; 11 – подвеска ключей; 12 - подвеска бурового рукава; 13 – вертлюг; 14 – мачта; 15 – домкратная штанга; 16 – пневмоуправление; 17 – гидроротор; 18 – домкрат; 19 – зубчатая муфта; 20 – редуктор; 21 – карданный вал; 22 – рама; 23 – коробка отбора мощности; 24 – силовые оттяжки; 25 – манифольд; 26 – промывочный насос; 27, 28 – карданные валы; 29 – силовая передача; 30 – цепная передача; 31 – гидрораскрепитель; 32 – кожух; 33 – промежуточный вал; 34 – электрооборудование; 35 – площадка оператора;

36 – узел управления и освещения шасси.

Рисунок 2 – Агрегат А-50М

2.5 Ознакомление с производством материалов технических средств и комплектующих для буровых (завод пластмассовых изделий, Сибкомплектмонтаж Наладка (пос. Боровое), судостроительный завод.

Занятие проводятся в экскурсионном порядке с выездом на предприятия города, поставляющие материалы, технические средства и комплектующие для буровых.

Цель работы: знать ведущие предприятия Тюмени по производству бурового оборудования и их продукцию. В ходе занятия студенты должны :

- знать имеющиеся в Тюмени заводы, предприятия поставщики оборудования, технических средств и материалов на буровые;

- материалы оформить в виде таблицы.

Таблица 4 – Ведущие предприятия Тюмени по производству

бурового оборудования

Предприятие Адрес Вид продукции поставляемой на буровые

2.6 Ознакомление с тренажерной установкой DRILLSIM 5000

Модели, содержащиеся в DRILLSIM 5000, характеризуются широким ранжированием и позволяют инструктору варьировать всем спектром имитирования большинства операций процесса бурения. Тренажер предлагает большую гибкость в программном обеспечении и имитируемом буровом оборудовании, представляя упражнения от бурения скважины до управления скважиной при флюидопроявлении. Это ключевое отличие DRILLSIM 5000 от других тренажеров, которые предлагают строгий список сценариев с предопределенными характеристиками. DRILLSIM 5000 обеспечивает благожелательный к пользователю Экран Касания, позволяющий Инструктору легко создавать имитируемые сценарии и управлять ими. Тренажер не сопровождает студентов через отдельные операции, он позволяет им самостоятельно обдумывать решения и учиться на собственных ошибках. Ценность обучения заключается в том, что каждый индивидуал аккумулирует мастерство, обучаясь в обстановке, приближенной к реальной.

Обучение по бурению DRILLSIM 5000 обеспечивает идеальную тренировочную обстановку для широкого спектра обучения операциям бурения, от начального уровня до сложного.

2.6.1 Виды обучения:

- руководство буровой бригадой. Создавая реалистическую обстановку буровой, оценивается возможность студентов играть различную роль членов буровой бригады. Студентам может быть предоставлена роль бурового мастера, при которой он руководит буровой бригадой, направляя действия членов буровой бригады;

- проектирование скважин. Обеспечивается возможность проектирования скважины от устья до проектной глубины;

- работа с буровым оборудованием. Имитируется оборудование, подобно реальному, обеспечивается база для обучения студентов правильному ведению операций. В процессе обучения студент приобретет навык распознавания по приборам того или иного осложнения, которое может возникнуть в процессе бурения;

- управление подъемной системой. Обеспечивается полный комплект операций по СПО и спуску обсадных колонн. При выполнении упражнений студент может быть обучен правильному ведению работ с использованием соответствующих консолей;

- управление ротором. При выполнении операций, обусловленных манипуляцией с трубами, приобретается навык управления роторной системой в сочетании с подъемной при бурении и СПО, вместе с мастерством в экстремальных ситуациях, связанных с осложнениями в скважине. Преподаватель может с имитировать аварию с долотом, осложнение, связанное с пластом; показать, как связать эти проблемы с показаниями, имеющихся приборов. Все операции, связанные с роторной системой, выводятся на дисплей цветной графики;

- операционное управление циркуляционной системой. Циркуляционная система DRILLSIM 5000 очень схожа со многими ЦС, применяющимися в полевых условиях. Студенты должны научиться правильно, оперировать с буровыми насосами, системой очистки и задвижками с целью обеспечения необходимой скорости потока жидкости в циркуляционной системе, учатся правильным действиям при перекачке бурового раствора из резервной емкости в активную;

- операции по бурению. Имеется необходимое оборудование и программное обеспечение, выполненное на основании математических моделей. Гидравлика, выбор долота, нагрузки на долото, оптимизация скорости его вращения, буровой раствор, его очистка, проектирование бурильной колонны, спуск обсадной колонны и цементирование, определение аномальных пластовых давлений и предотвращение выбросов – это некоторые из технологических задач, которые требуется изучить. С целью имитирования экстремальных ситуаций, могут быть введены и предложены к анализу дополнительные осложнения, способствующие повышению мастерства специалистов;

- спуско-подъемные операции. Изучается спуск бурильной колонны "трубками" (по одной трубе), операции по установке клиньев, развинчиванию труб в замковых соединениях и затаскиванию труб в буровую. Все это выводится на дисплей графического монитора Окна Бурильщика. Графический дисплей отражает все манипуляции, осуществляемые с бурильными трубами;

- спуск обсадных колонн и цементирование. Обеспечивается изучение основ спуска обсадных колонн, включая определение максимально допустимой скорости спуска с целью предотвращения превышения забойных давлений;

- предотвращение выбросов. Изучаются технологические возможности предотвращения газоводопроявлений в процессе бурения скважины;

- управление скважиной при флюидопроявлении. Изучается технологические приемы бурения скважин при возможных флюидопроявлениях. Оборудование и программное обеспечение обеспечивает максимальную гибкость и имитирует широкое разнообразие способов глушения скважин.

Тренажер допускает расположение проявляющей зоны в скважине на любой глубине. Зона поглощения может быть или на забое скважины, или под башмаком последней обсадной колонны. Студенты могут быть поставлены перед фактом многократного проявления или подземного выброса, в зависимости от упражнения, предложенного инструктором.

Цель работы. Изучить основные возможности тренажера и основные элементы, имитирующие буровую. Сведения оформляются в виде таблицы (таблица 5) и перечня всех возможностей установки DRILLSIM 5000.

Таблица 5 – Назначение

Модуль DRILLSIM 5000   Назначение  

2.7 Ознакомление с буровым оборудованием и приборами контроля параметров режима бурения

Занятие проводится в лаборатории бурового оборудования, где студентом представлены породоразрушающие инструменты, узлы и модели забойного двигателя (шпиндельный турбобур), элементы конструкции бурильных труб и турбобуров, приборы контроля процесса бурения, наглядные пособия (плакаты, диафильмы схемы).

Цель работы. Изучить буровое оборудование, применяемое для проходки скважин:

- породоразрушающие инструменты;

- турбобуры, виды 3.Д;

- основные элементы конструкции бурильной колонны;

- приборы контроля за процессом бурения.

Работа выполняется с зарисовкой основного оборудования, лаборатории, описанием и назначением его.

2.8 Ознакомление с оборудованием лабораторий буровых растворов

Цель работы: изучить и усвоить материал о назначении промывочных жидкостей, приборов для определения параметров буровых растворов, физических свойств буровых растворов, определяемые на буровой.

Измерение основных параметров буровых промывочных жидкостей является необходимой процедурой в практике бурения скважин.

Суть контроля параметров бурового раствора заключается в отборе через определенное время из системы циркуляции заданного количества проб и выполнении измерений с помощью приборов и инструментов. По результатам измерений находят средние значения параметра и в зависимости от этих значений принимают решение об их регулировании.

Параметры бурового раствора, подлежащие контролю можно разделить на три группы. К первой относятся параметры, контроль которых обязателен для всех скважин: плотность, условная вязкость, статическое напряжение сдвига через 1 и 10 мин, показатель фильтрации толщина фильтрационной корки, концентрация водородных ионов, концентрация твердых примесей. Для контроля параметров первой группы предназначен выпускаемый комплект лаборанта буровых растворов КЛР-1, включающий рычажные весы ВРД-1, визкозиметр ВБР-1, фильтр-пресс ФЛР-1, отстойник ОМ-2, вискозиметр ВСН-3, термометр ПБР-1 и набор индикаторной бумаги, реагентов и посуды для химических анализов.

Ко второй группе относятся специальные параметры, контроль которых обязателен для скважин с осложненными геологическими условиями: высокая минерализация пластовых вод, поглощения и нефтегазоводопроявления и др. Эта группа параметров включает: показатель фильтрации при высоких температурах, содержание газа, предельное динамическое напряжение сдвига, пластическую вязкость, степень минерализации, содержание ионов кальция, магния, Na+, Cl-, K+, SO3-, содержание и состав твердой фазы нефти.

Для контроля этих параметров и пар 1-й группы выпущена самоходная контрольная лаборатория СКЛ-1, включающая ЕЛР-1, испытатель ИГЭР-1, установку ГФН-1, фильтр-пресс УИВ-2 (ФП-200).

К третьей группе относятся факультативные параметры, дающие дополнительную информацию о свойствах бурового раствора. Эта группа включает: динамическое напряжение сдвига и пластическую вязкость при повышенной температуре, статическое напряжение сдвига при повышенной температуре, смазочную способность и напряжение сдвига фильтрационной корки.

Для контроля всех упомянутых показателей буровых растворов предназначена стационарная лаборатория "Раствор-1", включающая КЛР-1, вискозиметр ВСН-2М, фильтр-пресс УИВ 2 (ФП-200), рН-метр, установки для определения: смазочной способности бур. р-ра СР-1, напряжение сдвига фильтрационной корки НК-1, концентрации твердой УТ-1, испытатель гидпофобных эмульсионных растворов и ГЭР-1. Работа выполняется с внесением данных в таблицу 6.

Таблица 6 – Приборы для определения основных свойств

буровых растворов

Название прибора Измеряемый параметр (единицы измерения) Рисунок Обозначения

2.9 Ознакомление с оборудованием лаборатории тампонажных растворов

Цель работы: изучить и усвоить материал о назначении тампонажных растворов, их марок, приборов для определения их параметров.

Тампонажными называются материалы, которые при затворении с водой образуют суспензии (р-ры), способные в условиях скважины со временем превращаться в практически непроницаемое твердое тело.

О пригодности тампонажного раствора для цементирования конкретного интервала скважины судят по совокупности его характеристик: плотности прокачиваемости, сроков загустевания и схватывания, седиментационной устойчивости, реологических свойств, водоотдачи, проницаемости теста и камня из него, прочности камня, характера и равномерности объемных изменений при твердении, коррозионной, температурно- и морозостойкости камня, способности создавать практически непроницаемую связь с обсадной колонной и окружающими горными породами.

Для определения плотности раствора в промысловой практике используют ареометры: АГ-1, АГ-2, АГ-3ПП, отличающиеся пределом измерения.

Для определения растекаемости используют "конус" АЗНИИ.

Сроки схватывания определяются на приборе "ВИКа", измерение консистенции и сроков загустевания цементного раствора – консистометр КЦ-5.

Для определения водоотдачи используют прибор ВМ-6.

Предел прочности образцов тампонажного определяется двумя методами:

- механический – МИИ-100;

- ультразвуковой – "Бетон-8УР" или "Бетон-12".

Работа выполняется с внесением данных в таблицу 7.

Таблица 7 – Приборы для определения свойств тампонажного

раствора и камня

Название прибора Измерение параметров (определение) Рисунок с обозначениями

2.10 Ознакомление с оборудованием лаборатории вскрытия продуктивных горизонтов

Цель работы: иметь общее представление о вскрытии и способах вскрытия продуктивных горизонтов, ознакомиться с оборудованием лаборатории и его назначением.

Основное назначение оборудования лаборатории вскрытия продуктивных горизонтов – исследование коллекторов нефти и газа – выяснение гидравлических свойств отдельных пластов, состава насыщающего их жидкостей и газов и установление зависимости этих свойств от состава.

Структуры и текстуры горных пород. Знание этих свойств необходимо для поисков и разработки нефтяных и газовых месторождений.

Аппарат УИПК-1М предназначен для определения проницаемости (абсолютной, относительной, фазовой) горных пород в условиях, приближающихся к пластовым. При помощи УИПК-1М изучают зависимость коэффициента проницаемости от давления и температуры.

Аппарат ГК-5 предназначен для определения коэффициента абсолютной проницаемости горных пород (газопроницаемости).

Работа выполняется с внесением данных в таблицу 8.

Таблица 8 – Приборы для определения проницаемости горных

пород

Прибор Назначение прибора   Схема Обозначения

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО БЛОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Теоретический блок учебной практики включали ряд лекций и бесед по следующим вопросам:

3.1 Административно-хозяйственная структура УБР

3.1.1 Сведения по технике безопасности и противопожарным мероприятиям.

3.1.2 Ознакомление с геологией района, краткие сведения о тектонике, орогидрографии, продуктивных и водоносных пластах, возможных осложнениях.

3.1.3 Подготовительные работы к строительству вышки и привышечных сооружений, монтажу оборудования и процессу бурения.

3.1.4 Устройство фундаментов, строительство вышки и привышечных сооружений.

3.1.5 Монтаж оборудования. Буровое и энергетическое оборудование.

3.1.6 Способы бурения.

3.1.7 Бурильная колонна и конструкция ее основных элементов.

3.1.8 Вскрытие и опробывание продуктивных горизонтов, освоение и сдача скважины в эксплуатацию.

3.1.9 Технико-экономические показатели строительства скважин и документация на их строительство.

3.1.10 Производственно-технический и технологические отделы УБР, инженерно-технологическая или инженерно-диспетчерская служба и база производственного обеспечения, их основные функции.

3.1.11 Структура БПО, оснащение цехов и главные задачи.

3.2 Административно-хозяйственная структура НГДУ

3.2.1 Сведения по технике безопасности и противопожарным мероприятиям на промыслах.

3.2.2 Оборудование фонтанных и компрессорных скважин, их пуск после простоя и эксплуатации.

3.2.3 Оборудование и эксплуатация глубинно-насосных скважин.

3.2.4 Исследование скважин (цели, приборы, организация, обработка и использование результатов). Служба КИП на промысле.

3.2.5 Понятие о существующих и применяемых на промысле видах подземного ремонта скважин. Организация спуско-подъемных работ, оборудование и инструмент для их выполнения.

3.2.6 Понятие о способах интенсификации притока продукта в скважину: гидропрорыв, кислотная и тепловая обработка пластов. Ознакомление с применяемым на промысле комплексом приемов интенсификации притока и соответствующим оборудованием.

3.2.7 Понятие о системах разработки месторождений, поддержки пластового давления и совместно-раздельной эксплуатации скважин, размещенных кустами многорядных, морских и т.д.

3.2.8 Внутрипромысловый сбор и транспорт нефти и газа. Подготовка продукта к отгрузке потребителю.

Наши рекомендации