Лекция ТРАССИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЕЙ, СНЕЖНЫХ ОБВАЛОВ, ОВРАГООБРАЗОВАНИЯ И В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
Селевые потоки. Сель — это внезапный горный поток, содержащий большое количество твердых включений. Сели возникают,в результате интенсивных ливней (бурного снеготаяния) в бассейнах горных рек и сухих логов, имеющих крутые уклоны русел и склонов, с наличием больших масс почво-грунтов, подготовленных к смыву.
Для исключения вредного воздействия селей на железнодорожное полотно и сооружения (размыв, завал, разрушение пути, закупорка подмостовых отверстий и т. д.) необходимо тщательное обследование горных бассейнов, а также выявление характеристик прошедших селевых потоков (структура ^лей, объемы и максимальные расходы селевых выносов, крупность твердых вкшоче-ний, абсолютные размеры потока, скорости движения, минимальные уклоны транзитного движения потока, его русловые характеристики).
При трассировании в селевых районах следует прежде всего рассмотреть возможность обхода селевых русел. При невозможности или технико-экономической нецелесообразности такого обхода пересечение селевого бассейна желательно осуществлять выше зоны отложений наносов в суженном месте лога, где русло фиксировано высокими геологически устойчивыми берегами, позволяющими пересечь его одним мостовым пролетом без промежуточных опор.
Если повышение проектных отметок трассы на селе исключено, необходимо рассмотреть возможность пересечения селевого русла у подножья склонов с пропуском над железнодорожным полотном селевых потоков селеспуском.
Отверстия селеспускных сооружений в отличие от водопропускных отверстий должны рассчитываться не только на пропуск максимального расхода, но обязательно определяться исходя из абсолютных размеров максимальной волны селя на подходном участке (ширина потока В и глубина Н).
Стеснение потока по ширине и подпор селя перед сооружением по высоте не должны допускаться. Исходя из указанных требований, не следует допускать применения труб при пересечении селевых русел. Желательно также избегать промежуточных мостовых опор в зоне возможных руслообразований селя.
При отсутствии резко выраженных русел на участке мостового перехода (при пересечении в зоне отложений, характеризующейся распластанностью русла) необходимо создание искусственных русел шириной, идентичной размеру селепропускного отверстия.
При проектировании подходных регулирующих сооружений необходимо обеспечивать плавные их повороты в плане, осуществляемые под небольшим углом (не более 10—15°).
Проектируя мостовой переход, следует предусмотреть необходимые проти-воселевые мероприятия (задержание наносов выше перехода специальными на-носоуловителями, осуществление систем противоселевых запруд, агролесомелиоративные меры, направленные на закрепление стоков селевого бассейна и др.). Вопросы трассирования перехода через селевой бассейн, назначение селе-пропускных сооружений и противоселевых мероприятий должны рассматриваться комплексно с целью выбора наиболее рационального и технико-эконо-мически эффективного решения.
Снежные лавины и обвалы. При проектировании железнодорожной трассы на участках, опасных в отношении снежных лавин и обвалов, необходимо (при невозможности обхода лавиноопасного участка) предусматривать меры по йадежной защите от них железнодорожного полотна.
Активной мерой является лесонасаждение на лавиноопасных склонах. Пассивными мерами защиты будут: устройство галерей с пропуском лавин и снежных обвалов над полотном, сооружение противолавинных козырьков •и навесов, оградительных снегозадерживающих стен на косогорах, а также сооружение на опасных косогорах систем снегозадерживающих железобетонных надолбов, сплошных ленточных или одиночных конструкций.
Районы оврагообразования. На участках с оврагообразо-ванием земляное полотно должно проектироваться по индивидуальным проектам, учитывающим взаимное положение трассы и растущих оврагов.
Наиболее целесообразным является расположение трассы выше зоны оврагообразования с проектированием мероприятий по прекращению их роста, а также в нижней части оврагов, где размыв тальвегов уже прекратился и не угрожает искусственным сооружениям и земляному полотну. В качестве искусственных сооружений на растущих оврагах рекомендуются мосты (однопролет-ные) с заложением опор ниже возможного базиса эрозии оврага.
При пересечении зоны оврагов необходимы меры для их закрепления в зависимости от местных условий и результатов обследования. К таким мерам относятся: обвалование приовражной зоны; перехват воды водоотводными канавами; лесонасаждение в приовражной зоне; устройство каменных барьеров на склонах бассейна; устройство водоспусков, укрепленных лесонасаждениями;, сооружение систем запруд, аналогичных противоселевым; применение габионов, мощение и другие типы донных укреплений; косогорные водоспускные сооружения (лотки-быстротоки, шахтные водосбросы, консольные водосбросы, одноступенчатые и многоступенчатые перепады).
Большое значение может иметь планировка, террасирование и уполажива-ние овражных откосов.
В некоторых случаях целесообразным может явиться пересыпка оврага, т. е. превращение его в водохранилище с расчетом земляного полотна как плотины и проверкой устойчивости других сооружений в связи с повышением уровня грунтовых вод.
Сейсмические районы. Трассирование в сейсмических районах ведется согласно нормам проектирования, где приведены карты сейсмического районирования территории. В процессе инженерно-геологической съемки геолог должен указать тектонические линии разломов, надвигов и другого рода смещений, появившихся в результате ранее бывших землетрясений, а также все малоустойчивые участки, в пределах которых земляные массы могут прийти в движение во время землетрясения (осыпи, косогоры, грозящие оползнями и обвалами, оплывины, болота и т. д.).
При трассировании в районах I и II категорий сейсмичности (соответствен-гно VII—VIII баллов по шкале сейсмичности) следует придерживаться следующих правил:
в степных районах избегать болот, заросших озер и участков наносных грунтов, покрывающих основные породы;
удалять трассу от тектонических линий разломов, надвигов и другого рода остаточных деформаций, вызванных землетрясениями. Избегать конусов выноса и районов перемежающихся горных пород;
в горных условиях: избегать крутых неустойчивых косогоров, грозящих оползнями и обвалами; обходить осыпи и оплывины; не располагать трассу вблизи края скалистых обрывов и у подножья крутых склонов. При необходимости пересечения горной цепи сложного изрезанного профиля наилучшим решением является глубокий тоннель;
учитывать, что наибольшую сейсмическую безопасность гарантируют твердые скалистые породы, затем щебеночные и песчаные грунты, далее идут глинистые, мергелистые, лёссовые и разнородные суглинистые и, наконец, наносные и насыпные земли, болота и заросшие озера; степень сейсмической устойчивости грунтов снижается вместе с увеличением степени насыщенности их водой;
избегать на косогорах круче I : 2 при сейсмичности VIII баллов и более устройства насыпей и полувыемок-полунасыпей. Такие участки следует проходить эстакадами;
расчет устойчивости откосов, т. е. определение предельного угла откосов, производить с учетом вертикальной и горизонтальной составляющих корот-ко-периодных сейсмических колебаний
применять (при VIII баллах и более) подпорные и поддерживающие стенки из бетона и каменной кладки на растворе высотой не более 10 м. При высоте более 10 м стенки должны быть из железобетона. На косогорах круче 1 : 1 в сейсмических районах устраивать подпорные стенки не рекомендуется. На косогорах 1:2 и круче основания подпорных стенок разделываются уступами;
не предусматривать тоннелей короче 200 м в нескальных характеризующихся подвижностью грунтах, особенно водонасыщенных; избегать устройства тоннелей в районах тектонических разрывов и в толщах оползневых горных склонов; проектировать глубину заложения тоннелей в нескальных грунтах не менее 30 м, считая от верха обделки; предусматривать предохранение самого тоннеля, его порталов и подходных выемок от обвалов путем освобождения примыкающих участков склонов косогоров от неустойчивых масс земли и учитывать предохранение от насыщения водой нескальных пород при расположении тоннелей на глубине менее 50 м;
располагать опоры искусственных сооружений в горных условиях, как правило, на устойчивых материковых и скальных породах ненарушенной структуры; допускать в крайних случаях при относительно слабых грунтах свайные основания с уплотнением грунта; принимать в качестве типовых малых искусственных сооружений трубы сводчатой и рамной конструкций и арочные или рамные мосты, а также мосты висячей конструкции, проектировать пролетыжелезобетонных сводов и арок в VIII балльных районах, для однопролетных мостов не более 30 м, для многопролетных— не более 25 м, пролеты железобетонных балочных конструкций — не более 50 м при числе пролетов не более 4. В VII балльных районах допускаются пролеты железобетонных сводов и арок более 50 м.