Наглядность аксонометрических проекций

Правильный выбор аксонометрической проекции обеспечивает большую наглядность изображения и простоту построения рисунка. Под наглядностью следует понимать наиболее отчетливую видимость на рисунке основных частей детали и наименьшее искажение ее форм.

Выбор аксонометрической проекции зависит также от формы детали. Главной задачей при этом является обеспечение видимости всех основных элементов изображаемой детали. Кроме того, отдельные части детали не должны закрывать друг друга.

Чтобы лучше представить, насколько важна наглядность изображения, сравним несколько рисунков таких предметов, как куб, цилиндр, деталь «фланец», выполненных в прямоугольных и косоугольных проекциях.

На Рисунке 8.17 эти предметы показаны в прямоугольной изометрической проекции. Грани куба получились мало выразительными, поскольку по всем трем направлениям координатных осей X, Y, Z они имеют одинаковые искажения.

Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru
Рисунок 8.17 — Прямоугольная изометрия Рисунок 8.18 — Прямоугольная диметрия

Прямоугольную изометрию применяют в тех случаях, когда три стороны предмета имеют одинаковое количество элементов, необходимых для характеристики изображаемого предмета, но куб получается мало выразительным.

Наибольшей наглядностью отличается изображение в прямоугольной диметрии как изображение, сходное с перспективным.

В прямоугольной диметрической проекции (Рисунок 8.18) благодаря большему сокращению размеров по одной из координатных осей рисунки куба и цилиндра получились более наглядными. Рисунок же детали «фланец» в прямоугольной диметрии менее выразителен, чем в прямоугольной изометрии.

На Рисунке 8.19 куб, цилиндр и фланец выполнены в косоугольной фронтальной изометрической проекции. Куб и цилиндр в этой проекции получились маловыразительными и с большим искажением формы. При изображении фланца потребовалось рисовать несколько окружностей, а нарисовать окружность сложнее, чем эллипс. Поэтому такой рисунок уступает в простоте построения. К тому же он нисколько не наглядней двух предшествующих рисунков.

Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru
Рисунок 8.19 — Косоугольная фронтальная изометрия Рисунок 8.20 — Косоугольная горизонтальная изометрия

Косоугольную фронтальную аксонометрию используют в случаях, когда обтекаемые формы предметов в виде кривых поверхностей можно расположить параллельно фронтальной плоскости проекций, тогда они изображаются в неискаженном виде и их проще рисовать.

В косоугольной горизонтальной изометрической проекции (Рисунок 8.20) все рисунки обладают меньшей наглядностью и строить их несколько сложнее.

Рисунки, выполненные в косоугольной фронтальной диметрической проекции, выглядят по-разному (Рисунок 8.21).

Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru
Рисунок 8.21 — Косоугольная фронтальная диметрия

Цилиндр в косоугольной фронтальной диметрии получается мало выразительным и с большим искажением формы. Рисунки куба и фланца, наоборот, обладают хорошей наглядностью.

Таким образом, рисунок куба лучше всего выполнять в косоугольной фронтальной диметрии, рисунок цилиндра — в прямоугольной диметрии, а рисунок фланца — в прямоугольной изометрии.

В некоторых случаях сразу трудно определить, какой вид аксонометрии дает более наглядное изображение изделия (особенно, если у него имеются наклонные элементы — ребра, спицы, стенки…).

В таких случаях рекомендуется выполнять технические рисунки в различных аксонометрических проекциях и из них выбрать наиболее наглядный.

Плоскостной рисунок

Плоскостное рисование (орнамент, фронтальные изображения фасадов зданий, планы сооружений) развивалось значительно быстрее рельефного изображения, хотя возникли они одновременно.

Зрительный подход к натуре может быть двоякий:

· плоскостное восприятие натуры;

· объемное восприятие.

При плоскостном восприятии натура целиком, во всей своей пространственной сложности, изображается спроектированной на плоскости в ортогональной проекции.

Целью плоскостного рисования является развитие чувства пропорции и глазомера, восприятия и передачи на рисунке отношения размеров изображаемой фигуры; научиться «видеть» натуру. (Смотреть не значит видеть).

Чтобы «увидеть» надо внимательно рассмотреть, то есть изучить форму натуры. Разбивка контура предмета на более простые геометрические формы позволит легко и правильно его изобразить.

Даже дети дошкольного возраста с успехом нарисуют сидящего котенка после указания, что форма его составлена из двух эллипсов (овалов) разной величины и двух треугольников.
Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru
Рисунок 8.22 — Плоскостной рисунок

Умению «видеть» при рисовании помогает знание законов математики, физики и других наук. Физиологи говорят: человек глядит не глазами, а мозгом. Убедимся в этом на примере рисунка чайника.

На Рисунке 8.22 чайник построен не правильно, так как учащийся недостаточно вдумчиво рисовал:

· особенности усеченного конуса — очерковые образующие надо было нарисовать сходящимися на оси вращения в одной точке;

· Закон сообщающихся сосудов должен был подсказать, что носик чайника должен быть поднят выше.

Итак, приступая к изучению изображаемого предмета, необходимо установить:

· из каких главных простейших составляющих элементов (шар, цилиндр, призма, пирамида, конус и др.) составлена натура;

· взаимное расположение выявленных фигур относительно друг друга;

· пропорциональные соотношения размеров фигур, а также расстояние между ними.

Рисунок детали и сборочной единицы

Переход от рисования плоскостных форм к рисованию объемных тел, в аксонометрической проекции осуществляется с помощью введения высотных размеров на основе построений аксонометрии плана (вида сверху) (Рисунок 8.23).

Наглядность аксонометрических проекций - student2.ru

Рисунок 8.23 — Плоскостной рисунок и аксонометрия

Такой прием дает возможность непосредственно переходить от прямоугольного чертежа к наглядному изображению предмета.

а) Рисование детали с натуры

Прежде чем приступить к рисованию детали с натуры, рисующий должен проанализировать деталь, а именно:

1. Определить название и назначение детали.

2. Рассмотреть деталь со всех сторон и определить ее рабочее положение. Иногда для большей выразительности деталь рисуют и не в рабочем положении.

3. Установить на глаз общие пропорции детали и определить пропорциональную зависимость всех ее частей.

4. Мысленно расчленить деталь на простые геометрические тела, то есть выявить конструктивную форму детали.

5. Определить, какие необходимо выполнить разрезы.

6. Выбрать вид аксонометрической проекции.

7. Определить композицию рисунка.

б) Рисование детали по чертежу

Выполнение рисунка по чертежу требует от рисующего умения читать чертеж, то есть представлять форму детали в целом и отдельных ее частей. В процессе чтения необходимо тщательно изучить чертеж, сопоставить на глаз габаритные размеры предмета и соотношение его частей. Рисунок позволяет лучше понять конструктивную форму предмета.

При рисовании деталей по чертежу не следует делать никаких замеров при помощи циркуля или линейки. Все размеры надо брать в пропорциональном отношении на глаз. Рисунок можно выполнять либо увеличенным, либо уменьшенным в зависимости от его композиции. Так же как и при рисовании детали с натуры, вначале определяют на глаз отношения между крайними точками всей детали, а потом намечают размеры каждой отдельной ее части, сравнивая их величины. Таким образом, правила выполнения рисунка детали по чертежу точно такие же, как и при рисовании с натуры.

в) Рисование сборочной единицы с натуры

Сборочной единицей называется изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии — изготовителе с помощью сборочных операций: свинчивания, пайки, опрессовки, развальцовки, склеивания и др.

Рисование сборочной единицы с натуры основано на тех же принципах, что и рисование с натуры отдельных деталей, а именно:

1. Определяют название и назначение изделия.

2. Разбирают и уясняют взаимосвязь отдельных деталей между собой.

3. Определяют назначение каждой детали и запоминают последовательность их соединения между собой.

4. Продумывают, какой целесообразнее сделать вырез, с тем чтобы получить более ясное представление о внутреннем расположении деталей и их взаимодействии.

5. Выбирают аксонометрическую проекцию, в которой сборочная единица будет изображена наиболее наглядно.

6. Продумывают композицию рисунка.

7. Приступают к построению рисунка.

г) Рисование сборочной единицы по чертежу

Сборочный чертеж — документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки и контроля. Прежде чем приступить к построению рисунка сборочной единицы, надо ознакомиться со спецификацией и сборочным чертежом.

Спецификация текстовый документ, определяющий состав изделия, состоящего из двух и более частей. По спецификации изучают последовательность соединения всех деталей между собой.

Выполнение рисунка сборочной единицы по чертежу требует от рисующего обязательного умения читать чертеж. Вначале надо изучить чертеж: выявить на глаз соотношение габаритных размеров и сопоставить отдельные части между собой и со всей сборкой в целом. Изучив характерные особенности формы каждой детали в механизме и расположение деталей относительно друг друга, приступают к построению рисунка, используя те же правила, что и при рисовании сборочной единицы с натуры.

Наши рекомендации