Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
Условия изъятия: 1) обращение собственника с домашними животными способами, которые явно противоречат правилам и нормам гуманного отношения к животным в виде общих представлений об обращении с животными (недопущение причинения им вреда, травмы, увечья, длительного голодания) либо устанавлены законом (напр., Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 предусмотрено, что при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания); 2) вынесение судом решения об изъятии у собственника домашних животных по иску лица, желающего их выкупить. Цена выкупа устанавливается по соглашению собственника и лица, желающего выкупить домашних животных, а при отсутствии договоренности определяется судом.
Особо регламентированы такие специфические основания прекращения права собственности, как приватизация, национализация, реквизиция и конфискация.
Приватизация.В ст. 217 ГК закреплены основные признаки передачи государственного (или муниципального) имущества в частную собственность граждан и ю.лиц путем приватизации, но не раскрыто ее юридическое содержание. Приватизация – правовой институт, означающий прекращение права государственной или муниципальной собственности на определенное имущество и возникновение на это имущество права частной собственности. Правоотношениям присущ публичный элемент в виде публично установленных правил перехода права собственности. Врезультате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переходв частную собственностьобъектов приватизации, находящихся в государственной или в муниципальной собственности. Это производный способ приобретения права собственности, который не регламентирован в ГК. В ГК установлена возможность передачи имущества (ст. 217), но на каком основании, в каком порядке и на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, – эти вопросы регламентированы специальным приватизационным законодательством, а нормы ГК не подлежат применению либо применяются с существенными ограничениями. Признаки приватизации: 1) нахождение имущества в собственности публичных субъектов права – Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; 2) осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права – граждан и ю.лиц; 3) соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества; 4) приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности (участки в составе земель лесного и водного фондов; особо охраняемые природные территории и объекты, зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному заражению; земли общего пользования – площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и др. объекты). Законами о приватизации установлены дополнительные признаки приватизации, в частности, возмездность или безвозмездность передачи государственного или муниципального имущества. Установление ограниченного действия гражданского законодательства при приватизации (ч. 2 ст. 217 ГК) не случайно, т.к. предусматриваемые законами о приватизации особенности правового регулирования существенно отличаются в зависимости от способов приватизации, видов передаваемого имущества и в полной мере не отвечают основным началам гражданского законодательства (ст.1).Основным актом, определяющим порядок приватизации, является ФЗ-178 от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Установлены способы приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; 6) продажа акций акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; 10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. Действие Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: а) земли, за исключением отчуждения участков, на которых расположены объекты недвижимости, в т.ч. имущественные комплексы; б) природных ресурсов; г) государственного и муниципального жилищного фонда; д) иных видов имущества, им предусмотренных.
С принятием Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Приватизация гражданами занимаемых ими помещений имеет существенные отличия: 1) передается на безвозмездной основе имущество, находящееся в фактическом владении и пользовании лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении; 2) осуществляется на основе свободного волеизъявления, не требует разрешения какого-либо органа; 3) возможность приватизации для совершеннолетних граждан РФ предоставляется один раз; 4) регламентируется существенно более узким кругом нормативных правовых актов; 5) предусмотрена законодательная возможность деприватизации. Передача жилых помещений в порядке приватизации регулируется гражданским, а не специальным приватизационным законодательством.
Национализация. В национализации три составляющие: экономическая, социальная и правовая. С экономической точки зрения возвращение крупных компаний под контроль государства, скорее всего, приведет к снижению их эффективности. Социальный аспект: - национализация рассматривается как пересмотр итогов несправедливой приватизации; - укрепление государственного сектора в экономике позволит передать в бюджет всю прибыль от сырьевых отраслей, сегодня большая часть предприятий в этой сфере приватизирована. Национализация – потенциальный правовой инструмент, поскольку ФЗ о национализации не принят. В отсутствие легального определения понятия "имущество" не ясно, что именно можно национализировать. Легальное представление о категории "имущество": Во-первых, под имуществом понимают вещи и их совокупности (п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 46, ст. 211, п. 4 ст. 218, ст. 301, п. 2 ст. 561, п. 3 ст. 564, п. 2 ст. 690, п. 1 ст. 705, п. 2 ст. 947, ст. 1064 ГК РФ). Во-вторых, понятие "имущество" охватывает вещи, деньги и ценные бумаги (п. 1 ст. 302, п. 1 ст. 307 ГК РФ). В-третьих, имуществом называются не только названные объекты, но и имущественные права (ст. 18, ст. 24, п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 126, ст. 209, ст. 336, п. п. 3 - 6 ст. 582 ГК РФ). В-четвертых, понятие "имущество" может обозначать всю совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта (п. 2 ст. 63, п. 2 ст. 132, ст. 217, 1112 ГК РФ).
По мнению В.А. Белова, национализация – первоначальныйспособ приобретения права государственной (муниципальной) собственности, ибо может не принимать во внимание волеизъявление бывшего собственника. Одновременно по критерию правопреемства она является способом производным, т.к. государство отвечает по всем долгам, обременяющим национализированное имущество, если иное не установлено законом. В ГК принудительное обращение в собственность государства имущества физических и ю.лиц именуется национализацией и рассматривается как основание прекращения права собственности с возмещением стоимости изъятого имущества и др. убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК – на основе акта уполномоченного исполнит. органа государственной власти. Квалифицирующие признаки национализации: 1) проведение в случаях и порядке, определенных в специальном законе (его нет); 2) осуществление на основе акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти; 3) цели – публичные интересы, удовлетворение которых невозможно иначе; 4) юридический результат – возникновение права собственности у государства; 5) выплата предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам; 6) объект национализации – имущество, способное удовлетворить государственные нужды. Характерные черты – принудительность и возмездность. Порядок изъятия имущества при национализации: 1) принятие акта о национализации 2) опись и оценка имущества, подлежащего изъятию; 3) передача оцененного имущества на ответственное хранение с выплатой владельцу равноценного возмещения; 4) передача национализированного имущества в собственность государства.
Л.В. Щенникова определяет национализацию как принудительное прекращение права частной собственности и возникновение права публичной собственности на имущественные комплексы на основе государственно-властного акта, принятого в соответствии с законодательством о национализации для удовлетворения публичных интересов и при условии выплаты равноценного и справедливого вознаграждения. По мнению цивилистов, Закон о национализации должен быть конкретным, чтобы не порождать подзаконные акты как питательную среду коррупции; регулировать только национализацию предприятий естественных монополий и оборонных предприятий; национализация может быть временной с возможностью реприватизации; основание национализации – решение суда; оценка имущества должна быть предварительной и может оспариваться; предмет национализации – только имущественные комплексы (предприятия), но не отдельные объекты недвижимости, для которых в ГК есть нормы о принудительном выкупе для государственных или муниципальных нужд. Закон о национализации требует всенародного обсуждения.
В ст. 270 Проекта ГК наряду с предварительным полным возмещением убытков собственникам национализированного имущества устанавливает, что лица, утратившие права на национализированное имущество, вправе требовать от Российской Федерации возмещения причиненных им убытков, поскольку при национализации ограниченные вещные права на национализируемые вещи и иные обременения соответствующего имущества прекращаются.
Реквизициябазируется на юридических актах – основаниях возникновения права собственности – одновременно являясь основанием принудительного прекращения этого права у первоначального собственника, от воли которого не зависит изъятие вещи, поскольку оно обусловлено интересами общества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, лицо, имущество которого было реквизировано, вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества (ст. 242 ГК). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Дореволюционное российское законодательстве предусматривало экспроприацию – принудительное возмездное отчуждение (отобрание) у собственника его имущества велением государственной власти для государственной или общественной пользы за «справедливое и приличное» вознаграждение. Термин «реквизиция» появился в ст. 69 ГК 1922г.: реквизиция допускалась с вознаграждением собственника по среднерыночным ценам на момент изъятия имущества. С 1927 г. реквизицию применяли в силу государственной необходимости на основе специального постановления. ГК 1964г. называл реквизицией изъятие государством имущества собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости имущества. Понятие реквизиции, используемое в ст. 242 ГК, появилось в Законе о собственности в СССР 1990 г. В ст. 268 Проекта ГК вместо термина «имущество» употреблен термин «вещь», а вместо термина «государственный орган» термин «уполномоченный государственный орган». Иные изменения – предоставить собственнику право оспорить в суде не только оценку реквизированного имущества, но и само решение о реквизиции; установить в законе перечень органов, уполномоченных принимать решение о реквизиции; определять чрезвычайные обстоятельства, при которых допустима реквизиция, в соответствии с положениями законов о чрезвычайном положении и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – в ст. 268 Проекта ГК не нашли отражения.
Конфискация (ст. 243 ГК) не является гражданско-правовой санкцией (ни самостоятельным видом ни разновидностью) или мерой гражданско-правовой ответственности в собственном смысле слова. Это особое правовое последствие совершения преступления или правонарушения, ответственность за которое в санкции нормы уголовного или административного права предусматривает конфискацию в качестве наказания. ГК РФ лишь закрепляет гражданско-правовые последствия конфискации как прекращения права собственности, конкретизируя уже установленную законодателем санкцию. Традиционно в юридической литературе по гражданскому праву даже в период отрицания частноправовых начал регулирования имущественных отношений конфискация рассматривалась в виде наказания.
Статья 269 Проекта ГК сохраняет конфискацию в числе оснований прекращения права собственности и ограниченных вещных прав на конфискуемые вещи и иных обременений соответствующего имущества. По данному основанию имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в собственность Российской Федерации в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке, при этом решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
[1] Гражданско-правовые санкции за совершение коррупционных правонарушений (Синицын С.А., Позднышева Е.В.) ("Законодательство и экономика", 2015, N 5) {КонсультантПлюс}}