Рассмотрим конструктивные приемы, формы и пропорции построек Персии.
Конструктивные приемы.
Конструкция из тесаного камня.
Платформа в Пасаргадах может служить для Персии образцом конструкции из тесаного камня. Она сложена, согласно ассирийскому и египетскому методам, из каменных плит, положенных без раствора и скрепленных, вероятно, лишь металлическими скобами в форме ласточкиного хвоста.
Кладка персепольской платформы – крайне неправильного типа, так называемая «без перевязи постелей», причем не соблюдаются даже горизонтальные ряды.
Платформа в Пасаргадах, где кладка безупречна, доказывает, что квадры (плиты) клались в недоделанном виде, имея вдоль швов лишь кант в виде ленты, а потом на месте отделывались и их лицевая поверхность, и верхние постели. Кладка с лицевой стороны имеет обрезы, тогда как массив, состоящий из пригнанных друг к другу без связи камней неправильной формы, выравнен соответственно каждому ряду облицовки.
Стены из тесаного камня редки: камень употребляется для фундаментов, колонн и наличников.
Конструкция из камня неправильной формы и кирпича.
Даже в грандиозных залах с мраморными колоннами и потолками из кедра стены сложены из сырца. Размер кирпича в круглых цифрах 33х8 см. его клали не в мокром виде, как в Ассирии, а сухим, как в Египте. Связью служила жидкая глина. Обожженный кирпич применялся лишь там, где требовалась особая прочность: в досасанидское время он использовался лишь для сводов.
Топливом для обжига кирпича служила, если судить по приемам, сохранившимся до настоящего времени, сухая трава, которую клали между пластами глины совершенно так же, как кладется каменный уголь при обжиге в коксовых печах.
Обожженный кирпич клался на известковом растворе прекрасного качества. В этом персы следовали вавилонской традиции. Для большей прочности персы возводили часто в каменные массивы перевязанные между собой деревянные балки. Этот прием, известный в египетской и ассирийской архитектуре, распространяется в Персии лишь в Сасанидский период, т.е в первые века н.э.
Своды.
Коробовые своды.
Персидские коробовые своды разительно похожи с египетскими. У них одинаковы не только структура, но и профиль. Коробовые своды в Фирузабаде, обследованные Дьелфуа, сложены так же, как своды в Рамессеуме, из наклонных поперечных отрезков. И как в Рамессеуме, их профиль похож на ручку корзины, построенную при помощи так называемого египетского треугольника, (рис. 3 А). подобное совпадение говорит за то, что эта форма была занесена в Персию извне.
Стрельчатая форма, имеющаяся в Хорсабаде, чрезвычайно удобная при возведении свода без кружал, встречается в Персии, но в более поздних памятниках. В Сасанидском дворце в Ктесифоне имеется этому несколько примеров. Коробовый свод, сложенный на кружалах и с клиньями (с замком), встречается лишь в виде исключения. Он применяется лишь в двух случаях: в отдельно стоящих арках, где кладка поперечными отрезка и была бы немыслима, или когда высота помещения не позволяла выполнить свод повышенного типа. Все коробовые своды имеют полуциркульную форму и всегда в пятах находится уступ, служивший опорою для кружал (рис. 3 В).
рис. 3 рис.4
В случае встречи двух коробовых сводов под углом персы, во избежание могущих возникнуть конструктивных затруднений, располагают своды на разных высотах, поднимая пяты одного над замком другого. В вестибюле Фирузабадского дворца можно наблюдать систематическое применение этого приема. Крестовый свод – единственное разрешение встречи двух галерей – неизвестен в Древней Персии.
Конический свод или тромп.
В ассирийской архитектуре применение сводов с поперечными отрезками том случае, когда профиль меняется на протяжении галерей. В персидской архитектуре этой системой пользовались для конических сводов (тромпов). Чертеж рисунка 4 взят из конструкции Фирузабадского дворца. Тромп, подобно своду, для своего выполнения без кружал требует материала не толще кирпича. В Фирузабаде, где кирпич плохого качества, приходилось прибегать к камню, а для того чтобы возводить тромп без кружал, толщина камня подгонялась под толщину кирпича. Это доказывает, насколько строители, лишенные строевого леса, придавали большое значение возведению свода без кружал.