Сетку квадратов можно нанести на пол, стены и потолок по ней легко воспроизвести все детали интерьера
Билет №1
1. Перечислите основные линии чертежа. Укажите особенности их начертания в соответствии с государственным стандартом
2.Способы построения фронтальной перспективы.
3. По двум заданным видам построить третий вид, применив необходимые разрезы.
ОТВЕТ:1 вопрос.
Чтобы чертёж был более выразителен и понятен для чтения, его выполняют разными линиями, начертание и назначение которых для всех отраслей промышленности и строительства установлены государственным стандартом. При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет своё назначение.
ГОСТ 2303-80 устанавливает начертания и основные назначения линий на чертежах всех отраслей промышленности
1. Сплошная толстая - основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой S, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изображения на данном чертеже, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета.
2. Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии выноски. Толщина сплошных тонких линий берётся в 2-3 раза тоньше основных линий.
3. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая, от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами берут от 1 до 2 мм. Толщина штриховой линии в 2-3 раза тоньше основной.
4. Штрихпунктирная тонкая линияприменяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов- должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами от 2 до 3 мм. Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2, Осевые и центровые линии концами должны выступать за контур изображения на 2-5 мм и оканчиваться штрихом, а не точкой.
5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия применяется для изображения линии сгиба на развёртках. Длина штрихов от 5 до 30 мм, и расстояние между штрихами от 4 до 6 мм. Толщина этой линии такая же, как и у штрихпунктирной тонкой, то есть от S/3 до S/2 мм.
6. Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Толщина её выбирается в пределах от S до 11/2S, а длина штрихов от 8 до 20 мм.
7. Сплошная волнистая линия применяется, в основном как линия обрыва в тех случаях, когда изображение дано на чертеже не полностью. Толщина такой линии от S/3 до S/2.
В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.
ОТВЕТ: 2
Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу.
Фронтальная перспектива (франц. frontal — "лобовой" от лат. frontis — "лоб, лицевая поверхность"). Фронталь, означает вид, прямо спереди, то же, что анфас.
Классическая живописная картина при всех возможных углах зрения предполагает сосредоточенное созерцание с одной, центральной точки; здание в стиле Классицизма наиболее выразительно с главного фасада; классическая статуя, при разнообразии ракурсов и сложности пластических движений, всегда предполагает одну главную, обычно фронтальную позицию зрителя.
В искусстве итальянского кватроченто, а также "Высокого Возрождения" была выработана так называемая фронтальная перспектива. В живописных картинах и монументальных росписях итальянские художники, отлично владевшие искусством прямой линейной перспективы, с середины XV в. стали использовать приемы центральной проекции с одной точкой (либо множественными точками схода) только для линий сокращения боковых поверхностей предметов или изображаемых зданий, оставляя фигуры и предметы переднего плана фронтальными, как бы выводя их из действия перспективы. При этом особенно подчеркивали вертикали и горизонтали изображения, рифмующиеся с вертикалями и горизонталями рамы картины или архитектонических обрамлений фресок. Подобные приемы позволяют "сохранить" зрительную цельность переднего плана изображения, придать ему качества устойчивости, ясности, уравновешенности и связи с окружающим пространством, что важно, в частности, в искусстве театральной декорации. Метод сетки при построении фронтальной перспективы.
Когда необходимо построить фронтальную перспективу интерьера, используя метод деления плоскостей на квадраты, следует начать с плоскости стены а, в, с, е. Размер этой стены берется в соответствии с требованиями композиции (пропорциональные соотношения ширины и высоты сохраняются).
На стороне ае определяется размер единицы измерения (0,5 м,1 м, 2 м), например, сторона квадрата равна 1м. Отрезок ае в перспективе нужно разделить на пропорциональные отрезки и соединить их с точкой Р. Затем, в зависимости от того, на какую глубину необходимо увидеть интерьер в перспективе (на 3 м, 4 м, 5 м), делим плоскость пола на соответствующее количество квадратов (передвигая точку Д по линии горизонта). Для этого соединяем точку а с точкой Д на линии горизонта. На прямых 1*1 и 2*2 получаем точки пересечения. Через них проводим горизонтальные прямые. Если в полученной сетке из двух квадратов в глубину разделить каждый квадрат диагоналями пополам, то можно удвоить глубину помещения до четырех квадратов, до восьми квадратов и т.д. до необходимой глубины.
фасад план
Сетку квадратов можно нанести на пол, стены и потолок по ней легко воспроизвести все детали интерьера
Задание: 3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы.
БИЛЕТ № 2
1. Назовите правила оформления чертежа (формат, рамка, основная надпись на чертежах)
2.Перспектива окружности.
3.По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы.
ОТВЕТ: 1 вопрос.Чертежи выполняют на листах определённых размеров, установленных ГОСТом. Это облегчает их хранение, создаёт другие удобства.
Каждый чертёж имеет рамку, которая ограничивает поле чертежа. Рамку проводят сплошными основными линиями: с трёх сторон — на расстоянии 5 мм от внешней рамки, а слева — на расстоянии 20 мм; широкую полосу оставляют для подшивки чертежа.
Меньшим является формат А4 (рис.1), его размеры 210x297 мм. В учебной практике будете пользоваться именно форматом А4. Каждому обозначению соответствует определённый размер основного формата. Например, формату. A3 соответствует размер листа 297x420 мм.
АО 841x1189 А1 841x594 А2 420x594 A3 420x297 А4 210x297 А5 148x210
На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись, содержащую сведения об изображённом изделии. Форму, размеры и содержание её устанавливает стандарт, На учебных школьных чертежах основную надпись выполняют в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм (рис. 2а).
Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.
Рис.3
ОТВЕТ: 2. Даны: перспектива квадрата АВСЕ во фронтальном положении и точки касания окружности со сторонами квадрата 1, 3, 5, 7 (ил. 97). Из точек 1 и А надо провести прямые под углом в 45 ° к стороне квадрата АЕ, которые пересекаются в точке m. Из точки /, как из центра, опишем радиусом 1—m полуокружность, которая, пересекаясь со стороной квадрата АЕ, определит положение точек 2' и 8'. Остальное построение повторяется, как в первом приеме.
ОТВЕТ:3.
По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы.
БИЛЕТ №3
1.Перечислите основные правила нанесения размеров на чертежах (выносная линия, размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, расположение размерных чисел)
2.Перспектива квадрата со стороной АВ=40 мм
3. Построить три вида детали
ОТВЕТ: 1. Величину изображённой детали можно определять только по размерным числам. Их наносят над размерными линиями возможно ближе к их середине (рис. 4).
Размерные линии 'Ограничивают стрелками, которые остриём должны касаться выносных линий (размеры 110, 30, 15, 0 20 и другие на рис. 4), линий контура (размер 040) или осевых линий.
Размерную линию следует проводить параллельно отрезку, размер которого указывают по возможности вне контура изображения. Расстояние между параллельными размерными линиями и от размерной линии до параллельной ей линии контура берут от 7 до 10 мм.
Нельзя допускать, чтобы размерные линии пересекались с выносными или являлись продолжением линий контура, осевых, центровых и выносных. Запрещается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные в качестве размерных.
Чтобы размерные линии не пересекались с выносными, меньший размер наносят ближе к изображению, а больший - дальше (размеры 15, 30 и размер 110 на рис. 4).
Форма стрелки показана на рис. 5. Размер стрелок следует выдерживать приблизительно одинаковым на всём чертеже.
Каждый размер на чертеже указывают только один раз.
Размерные числа линейных размеров наносят в соответствии с положением размерных линий, как показано на рис. 6. Если размерная линия вертикальная, то размерное число ставят справа (рис. 6а). На наклонных размерных линиях цифры пишут так, чтобы они оказались в удобном для чтения положении, если дать размерной линии "упасть" в горизонтальное положение, как это указано стрелками на рис. 6 а, б, в.
Линейные размеры на машиностроительных чертежах указывают в миллиметрах; если размеры нанесены у изображений, то единицы измерений (мм) не проставляют (см. рис.4).
Угловые размеры наносят, как показано на рис. 7. Их указывают в градусах (°), минутах (') и секундах ("), проставляя единицы измерения, например, размер 30° на рис. 7. Размерную линию при этом проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла.
Для обозначения диаметра перед размерным числом во всех случаях наносят знак - кружок, перечеркнутый прямой линией под углом 75°. Применение и построение этого знака показано на рис. 8.
Для обозначения радиуса перед размерным числом всегда наносят знак R - латинская прописная буква (см. рис. 4). Стрелку наносят с одной стороны (см. рис. 9)
Если деталь имеет несколько одинаковых отверстий или других элементов (кроме скруглений), то наносится размер одного из них, а количество отверстий или других элементов указывают перед размерным числом, например 3 отв. 16 (рис. 10а).
ОТВЕТ: 2 вопрос.
При вершинах А и В построим прямые углы, для чего проведем глубинные прямые АР и ВР. Через вершину А (или В) проведем диагональ, предельной точкой которой является дистанционная. Точка С на прямой АР определит положение стороны СЕ искомого квадрата.
Изображение квадратов таким способом используется при построении паркетов прямоугольной формы.
На основании картины (рис. 154) заданы стороны 010, 1020, 2030, 304 квадратных плит. Требуется построить перспективное изображение части пола, выложенного такими плитами.
Построим глубинные прямые сторон квадрата с главной точкой схода Р. Через точку 0 и D проведем диагональ квадратов, которая в пересечении с каждой глубинной прямой отметит точки 1,2,3,4. Через отмеченные точки проведем горизонтальные прямые, параллельные основанию картины. Они определят перспективу квадратных плит, расположенных в плоскости пола.
Задание 3: Построить три вида детали
БИЛЕТ №4
1. Расскажите об особенностях чертежного шрифта
2 Проецирующий аппарат и элементы картины.
3. . Выполнить деление окружности
ОТВЕТ: 1 вопрос.
Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом. Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом. Стандарт определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линии обводки, расстояние между буквами, словами и строчками. Шрифт может быть как с наклоном 75о, так и без наклона 90. Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Толщину (d) линии шрифта определяют в зависимости от высоты шрифта – 0,1h. Ширину (g) буквы выбирают равной 0,6h или 6d. Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера. Ширина большинства строчных букв равна 5d. Расстояние между буквами и цифрами в словах принимают равными 0,2h или 2d, между словами и числами – 0,6h или 6d. Расстояние между нижними линейками строк берут равными 1,7h или 17d.
Стандарт устанавливает и другой тип шрифта – тип А, более узкий, чем только что рассмотренный. Высота букв и цифр на чертежах, выполненных в карандаше, должна быть не менее 3,5мм.
Чтобы научиться красиво писать чертёжным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку с ячейками, имеющими форму параллелограмма с основанием и высотой, равной h/7 и углом при основании около 75о. После овладевания навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю линию строки. Ко:нтуры букв намечают тонкими линиями, убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.
Для букв Г,Д, И,. И, Л, М, П, Т, X, Ц, Ш, Щ, можно провести только две вспомогательные линии на расстояний, фавном их высоте h. Для букв Б, В, Е, Н, Р, У, Ч, Ъ, Ы,Ь, Я между двумя горизонтальными линиями следует добавить посредине ещё одну по которой выполняют средние их элементы. А для буки 3, О, Ф, Ю проводят четыре линии, где средние линии указывают границы округлений.
Наименования, заголовки, обозначения в основной надписи, на поле чертежа допускается писать без наклона. Для быстрого выполнения надписей чертёжным шрифтом иногда пользуются различными трафаретами.
Прописные буквы
Строчные буквы
ОТВЕТ: 2.Перспектива (лат. «смотреть вдаль») – наука о построении изображения предметов на какой-либо поверхности такими, какими их воспринимает наш глаз.
Построение перспективных проекций удобнее рассматривать на проецирующем аппарате.Проецирующий аппарат включает в себя следующие элементы :
· Предметная плоскость, Н. Она расположена горизонтально. На ней находятся картина, зритель и изображаемый предмет.
· Картинная плоскость, К, – это плоскость проекций или картина. Ее располагают перпендикулярно предметной плоскости. На ней получают перспективное изображение предмета.
· Основание картины, ОО - линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
· Точка зрения, S – указывает место, где размещается глаз рисующего в пространстве относительно картины; через точку S проводят проецирующие прямые (лучи зрения).
· Точка стояния, s – основание перпендикуляра, проведенного из точки зрения на предметную плоскость.
· Высота точки зрения, Ss – длина перпендикуляра, определяемая расстоянием от точки зрения до предметной плоскости или высота зрения.
· Нейтральная плоскость, N –плоскость зрителя, которая проходит через точку зрения параллельно картине.
· Предметное пространство – это безграничное пространство за картиной плоскостью, в котором располагают предметы, изображаемые на картине.
· Мнимое пространство – пространство за зрителем.
· Линия горизонта, hh, образуется при пересечении плоскости горизонта с картиной. Находится на высоте точки зрения.
· Главный луч зрения, SP – перпендикуляр, проведенный из точки зрения на картину. Его длина определяет расстояние от зрителя до картины.
· Главная точка картины, P – точка пересечения главного луча зрения с картиной. Она располагается на линии горизонта.
· Дистанционные точки, D1 и D2. Их располагают на линии горизонта по обе стороны от главной точки картины и на расстоянии, равном длине главного луча зрения. PD1 = PD2 – дистанционное расстояние.
Задание 3. Выполнить деление окружности
БИЛЕТ №5
1.Определениемасштаба и его применение.
2.Построение теней в перспективе при естественном освещении.
3.По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы.
ОТВЕТ: 1.Чертежи, на которых изображения выполнены в натуральную величину, дают правильное представление о действительных размерах детали. В практике при очень малых размерах деталей или, наоборот при слишком больших приходится их изображение увеличивать или уменьшать, т.е. вычерчивать в масштабе.
Масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета к действительным размерам изображаемого предмета. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.
Масштаб уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина 1:1
Масштаб увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.
Следует помнить, что в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь в натуре. Угловые размеры при масштабировании изображения не изменяются.
Масштаб обозначается по типу 1:1; 1:2; 2:1 и т.д., если он указывается в предназначенной для этого графе основной надписи. В остальных случаях перед обозначением масштаба пишут букву М, т.е. по типу М 1:1; М 1:2; М 10:1. На строительных чертежах ввиду больших размеров изображаемых зданий и сооружений применяют следующие масштабы уменьшения: 1:100; 1:200: 1:400; 1:1000 и др. Для небольших зданий и фасадов применяют масштаб 1:50. Это дает возможность выявить на фасаде архитектурные детали. Поскольку масштаб разных изображений может быть различным, его обычно указывают около каждого из них.
ОТВЕТ: 2.Для лучшей наглядности, перспективные изображения, как и другие виды проекций, сопровождаются построением теней при естественном освещении (лучи параллельны). При построении теней в интерьере используется факельное освещение (лучи не параллельны, исходящие из одной точки). Необходимо отметить, что большинство закономерностей, наблюдаемые при построении теней в ортогональных и аксонометрических проекциях, сохраняются в перспективе, с одним отличием – параллельные линии имеют точки схода.
При построении теней в перспективе могут быть выбраны следующие положения солнца:
а) солнце сбоку слева или справа;
б) солнце сзади слева или справа;
в) солнце спереди слева или справа.
Рассмотрим каждый из случаев.
а) Солнце сбоку слева (рисунок 2.9). В этом случае лучи параллельны картине и точек схода не имеют. Задаются лучом l и его горизонтальной проекцией l1 . Тени строятся аналогично теням в аксонометрии.
б) Солнце сзади слева (рисунок 2.10). В этом случае солнце находится за зрителем слева. Поэтому точка схода горизонтальных проекций лучей будет находиться справа на линии горизонта L1 , а точка схода лучей L ниже горизонта на одной вертикали с L1 ,
выбирается произвольно.
в) Солнце спереди справа (рисунок 2.11). В этом случае солнце находится перед зрителем справа. Точки схода лучей L находятся справа выше горизонта на одной вертикальной линии с L1 – точкой схода горизонтальных проекций лучей.
Задание 3.По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы.
БИЛЕТ №6
1. Покажите деление окружности на 3, 6, 12 равных частей с помощью циркуля, линейки и угольников
2. Виды и обозначение сечений на чертеже
3 Начертить перспективу окружности, диаметром 60мм.
ОТВЕТ: 1.
Деление окружности на 3 равные части.
Чтобы разделить окружность радиуса R на 3 равные части и вписать в нее равносторонний треугольник, из точки пересечения диаметра с окружностью (например из точки А) описывают как из центра дополнительную дугу радиусом R. Получают точки 2 и 3. Точки 1, 2, 3 делят окружность на три равные части. Соединив прямыми линиями точки 1, 2, 3 строят вписанный равносторонний треугольник.
Деление окружности на 6 равных частей.
Чтобы разделить окружность на 6 равных частей, из двух противоположных точек (1 и 4) пересечения диаметра с окружностью описывают две дуги радиусом R. Получают точки (2, 3, 5, 6). Вместе с точками которые получились при пересечении диаметра с окружностью он делят окружность на 6 равных частей.
Деление окружности на 12 равных частей.
Для деления окружности на 12 равных частей из четырех точек пересечения осей симметрии с окружностью описывают 4 дуги радиусом R. Полученные точки, вместе с теми, которые получились при пересечении осей симметрии с окружностью, делят окружность на 12 равных частей.
ОТВЕТ: 2 вопрос.Чтобы показать поперечную форму деталей, пользуютсяизображениями, называемыми сечениями (рис. 13). Для того, чтобы получить сечение, деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить её форму. Фигура, полученная в результате рассечения детали секущей плоскостью, изображается на чертеже. Следовательно сечением называется изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью или несколькими плоскостями.
На сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости.
Для ясности чертежа сечения выделяют штриховкой. Наклонные параллельные линии штриховки проводят под углом 45° к линиям рамки чертежа, а если они совпадают по направлению с линиями контура или осевыми линиями, то под углом 30° или 60°.
Вынесенное сечение. Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой линией такой же толщины, как и линия, принятая для видимого контура изображения. Если сечение вынесенное, то, как правило проводят разомкнутую линию, два утолщенных штриха, и стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы. Над сечением пишут те же буквы через тире с тонкой чертой внизу. Если сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения (штрихпунктирная), то обозначений не наносят.
Наложенное сечение. Контур наложенного сечения – сплошная тонкая линия (S/2 – S/3), причем контур вида в месте расположения наложенного сечения не прерывают. Наложенное сечение обычно не обозначают. Но если сечение представляет собой не симметричную фигуру, проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, но буквы не наносят.
Обозначение сечений Положение секущей плоскости указывают на чертеже линией сечения - разомкнутой линией, которая проводится в виде отдельных штрихов, не пересекающих контур соответствующего изображения. Толщина штрихов берётся в пределах от $ до 11/2S, а длина их от 8 до 20 мм. На начальном и конечном штрихах перпендикулярно им, на расстоянии 2-3 мм от конца штриха, ставят стрелки, указывающие направление взгляда. У начала и конца линии сечения ставят одну и ту же прописную букву русского алфавита. Буквы наносят около стрелок, указывающих направление взгляда с внешней стороны, рис. 12. Над сечением делают надпись по типу А-А. Если сечение находится в разрыве между частями одного и того же вида, то при симметричной фигуре линию сечения не проврдяЯ4. Сечение можно располагать с поворотом, тогда к надписи А-А должен быть добавлен символ повёрнуто О , то есть А-АО.
Некоторые правила построения сечений На чертеже одной детали может быть столько различных сечений, сколько нужно для полного выявления её формы. Дня нескольких одинаковых сечений, относящихся к одному и тому же предмету, следует линии сечения обозначать одной и той же буквой и вычерчивать одно сечение (рис. 17).
Задание 3.Начертить перспективу окружности, диаметром 60мм.
БИЛЕТ №7
1. Покажите приемы построения пятиугольника и десятиугольника
2.Масштабы в линейной перспективе.
3.По двум заданным видам постройте третий вид
ОТВЕТ: 1 вопрос.Чтобы разделить окружность на 5 равных частей, радиус OA делят пополам, получают точку К. Из точки К описывают дополнительную дугу, которая пересекает вертикальный радиус, в той точке, где вертикальный радиус пересекается с окружностью. Отрезок NM равен стороне правильного вписанного пятиугольника, а отрезок ОМ – десятиугольника. Откладывая на окружности отрезок NM, ее делят на 5 равных частей, а откладывая ОМ – на 10 равных частей.