Составление продольного профиля лесовозной дороги
Продольный профиль следует вычертить на листе миллиметровой бумаги шириной 297 мм (по высоте чертежа) в масштабах 1:2000 для горизонтальных расстояний и 1:200 – для высот (отметок точек). В данной работе на чертеже продольного профиля приводятся только геодезические данные, относящиеся к трассе дороги. Порядок нанесения других данных (геологического разреза, водоотводов, искусственных сооружений и др.) излагается в курсе «Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог».
Профиль вычерчивают разными цветами или же одним черным цветом. В первом случае все существующие объекты и относящиеся к ним данные (отметки земли и соответствующие им ординаты, линия вертикального разреза поверхности земли, пикетаж, расстояния) изображают черным цветом, а проектируемые (проектную линию, проектные и рабочие отметки, уклоны, длины элементов профиля, условный план трассы, километровые знаки) – красным, ординаты точек нулевых работ и надписи на них — синим цветом. Толщина линий на чертеже – 0,2 мм, для проектной линии, ее ординат и плана трассы – 0,5 мм, высота цифр и букв – 2,5 3,0 мм. Чертеж может быть выполнен шариковой ручкой (но не фломастером) с соответствующим цветом пасты.
Образец продольного профиля приведен на рисунке 2.
Рекомендуется следующий порядок построения продольного профиля дороги.
1. В нижней части листа миллиметровой бумаги начертить сетку профиля, то есть горизонтальные линии, образующие графы 1—5, строго соблюдая указанные на образце расстояния между линиями.
2. Обозначить пикеты и километры. Начальный пикет (пикет 0) разместить на вертикальной утолщенной линии миллиметровки.
3. Начертить условный план дороги, используя данные расчетов плана. Кривые углов поворота вправо изображают выше линии, соответствующей прямым направлениям, кривые углов поворота влево—ниже линии. Для прямых участков указать их длины и румбы, для кривых — их элементы
(радиус R, угол поворота , тангенс Т, длину кривой К). У начала и конца кривых выписать расстояния до ближайшего предыдущего пикета (см. рис. 2).
4. Графу «Ситуация» заполнить, используя данные схемы ситуации вдоль трассы дороги.
5. Перенести отметки земли по оси дороги из журнала нивелирования в соответствующую графу сетки, округляя их до сотых долей метра.
6. По отметкам земли на пикетных и плюсовых точках вычертить вертикальный разрез маетности по оси дороги, откладывая высоты точек в масштабе 1:200. Для этого соседним сантиметровым горизонтальным линиям миллиметровки присвоить отметки, кратные 5 м (15, 20, 25 30) с таким расчетом, чтобы .самая низкая точка земли отстояла от верхней линии сетки на 4—5 см. Далее нанести точки земной поверхности по их отметкам. Соединив эти точки, изобразить профиль земной поверхности вдоль трассы дороги ломаной линией. От каждой точки провести вертикальные линии (ординаты) до верхней линии сетки.
7. Нанести на профиль проектную линию, изображающую бровку земляного полотна. Проектная линия на профиле представляет собой ломаную, отрезки которой между смежными точками перелома называются элементами профиля. Каждый элемент характеризуется уклоном и длиной.
Выбор целесообразного положения проектной линии является сложной технико-экономической задачей, решение которой в полном объеме рассматривается в курсе «Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог*. В данном случае выбор положения проектной линии следует произвести упрощенно, - исходя из соблюдения следующих требований:
1) на пикете 0, в месте примыкания проектируемой дороги к существующей, проектную отметку рекомендуется принять равной или близкой к отметке земли.
В пределах проектируемого участка длиной 1,0 км должно быть 3—4 элемента профиля с разным уклоном;
2) проектные уклоны не должны превышать величины в 30 (0,030);
3) положение элементов профиля надо выбирать так, чтобы не требовалось устройства высоких насыпей и глубоких выемок (чтобы объем земляных работ не был значительным).
Проектную линию рекомендуется нанести на весь участок (1,0 км), а затем последовательно определить уклоны каждого элемента.
Уклон элемента i можно вычислить по формуле
,
где Hк — отметка конечной точки элемента, определяемая графически с использованием сетки миллиметровки и вертикального масштаба (с точностью ±0,5 мм на чертеже, чему соответствует ±0,25 м);
Hн — отметка начальной точки элемента, или вычисленная при расчете предыдущего элемента;
d — длина элемента.
Например, для первого элемента (см. рисунок 2.)
,
Полученное значение уклона необходимо округлить до тысячных долей (в примере i = 0,014= 14% ) и занести в графу «Уклоны», где также указать длину элемента.
8. Вычислить проектные отметки в пределах рассматриваемого элемента профиля.
Проектные отметки вычисляют по формуле
Hп=Hн+id,
где Нп— определяемая отметка;
Нн— отметка начальной точки элемента профиля; d — расстояние от начальной точки элемента до точки, в которой определяется отметка; i — уклон элемента, выраженный десятичной дробью, подставляется в формулу с его знаком.
Вначале рекомендуется вычислить отметку конечной точки элемента и сопоставить результат с графическим положением точки. При отсутствии расхождения, вычислить проектные отметки для всех остальных точек, расположенных в пределах данного элемента, Далее перейти к расчету следующего элемента.
9. Вычислить рабочие отметки hр (высоты насыпей и глубины выемок):
hр = Нпр Hз,
где Нпр —проектная отметка в точке; Hз— отметка земли в той же точке.
Высоты насыпей (hр >0) записывают над проектной линией, глубины выемок (hр <0) —под ней.
10. Определить положение точек нулевых работ – расстояние X от пикета или плюсовой точки до точки нулевых работ (рис. 3) вычисляют по формуле:
,
где h1и h2 — рабочие отметки в точках, между которыми находится точка нулевых работ;
d — расстояние между этими точками.
Округленные до целых долей метров значения X и d - X пишут слева и справа от штриховой линии, представляющей собой перпендикуляр, опущенный из точки нулевых работ на верхнюю линию сетки.
11. Оформить профиль в соответствии с образцом (см. рисунок 3) и приведенными выше указаниями.
12. Оформить план трассы в соответствии с образцом (см. рисунок 4).
Рисунок 1 - Схема определения расстояний до точек нулевых работ
Рисунок 2 – Пикетажный журнал
Рисунок 3 – Продольный профиль трассы
Рисунок 4 – План трассы проектируемой автодороги
Таблица 1 - Выписка из ведомости углов поворота, прямых и кривых | |||||||||||||||
Номер варианта | 1-я кривая | 2-я кривая | Наблюден-ный румб первого прямого участка трассы | ||||||||||||
вершина угла поворота | величина угла поворота | ради-ус кри-вой, м | вершина угла поворота | величина угла поворота | ради-ус кри-вой, м | ||||||||||
вправо | влево | вправо | влево | ||||||||||||
ПК | +, м | o | ' | o | ' | ПК | +, м | o | ' | o | ' | ||||
20,30 | 60,20 | СЗ : 34o00' | |||||||||||||
60,10 | 10,30 | ЮВ : 28o20' | |||||||||||||
80,15 | 20,10 | ЮВ : 42o28' | |||||||||||||
46,20 | 40,00 | ЮЗ : 68o16' | |||||||||||||
35,00 | 46,50 | ЮЗ : 58o28' | |||||||||||||
10,35 | 10,30 | СЗ : 24o40' | |||||||||||||
56,26 | 60,00 | СЗ : 58o00' | |||||||||||||
45,18 | 10,20 | СВ : 22o20' | |||||||||||||
60,50 | 30,00 | ЮВ : 48o00' | |||||||||||||
40,00 | 50,00 | ЮЗ : 38o10' | |||||||||||||
70,25 | 20,40 | ЮВ : 52o20' | |||||||||||||
80,56 | 30,20 | ЮЗ : 26o15' | |||||||||||||
40,50 | 70,50 | СЗ : 65o28' | |||||||||||||
64,10 | 20,40 | СВ : 27o25' | |||||||||||||
76,20 | 80,30 | ЮВ : 45o40' | |||||||||||||
56,26 | 60,00 | СЗ : 58o00' | |||||||||||||
45,18 | 10,20 | СВ : 22o20' | |||||||||||||
60,50 | 30,00 | ЮВ : 48o00' | |||||||||||||
40,00 | 50,00 | ЮЗ : 38o10' | |||||||||||||
70,25 | 20,40 | ЮВ : 52o20' | |||||||||||||
80,56 | 30,20 | ЮЗ : 26o15' | |||||||||||||
40,50 | 70,50 | СЗ : 65o28' | |||||||||||||
64,10 | 20,40 | СВ : 27o25' | |||||||||||||
76,20 | 80,30 | ЮВ : 45o40' | |||||||||||||
70,25 | 20,40 | ЮВ : 52o20' | |||||||||||||
80,56 | 30,20 | ЮЗ : 26o15' | |||||||||||||
40,50 | 70,50 | СЗ : 65o28' | |||||||||||||
64,10 | 20,40 | СВ : 27o25' | |||||||||||||
76,20 | 80,30 | ЮВ : 45o40' |
Таблица 2 – Исходные данные
№ варианта | Отсчеты для станции 5 | Отсчеты для станции 9 | Rpн, м | Rpк, м | ||
Задние | Передние | Задние | Передние | |||
1. | 43,543 | 47,239 | ||||
2. | 39,126 | 43,212 | ||||
3. | 41,854 | 45,383 | ||||
4. | 49,632 | 51,733 | ||||
5. | 51,534 | 53,924 | ||||
6. | 46,864 | 49,649 | ||||
7. | 43,654 | 48,135 | ||||
8. | 56,876 | 56,679 | ||||
9. | 45,543 | 49,899 | ||||
10. | 52,374 | 56,295 | ||||
11. | 38,527 | 43,334 | ||||
12. | 45,853 | 48,656 | ||||
13. | 38,945 | 41,857 | ||||
14. | 56,867 | 59,428 | ||||
15. | 34,547 | 37,277 | ||||
16. | 43,974 | 47,717 | ||||
17. | 56,075 | 60,592 | ||||
18. | 38,832 | 41,415 | ||||
19. | 52,054 | 54,796 | ||||
20. | 46,875 | 48,921 | ||||
21. | 64,743 | 69,047 | ||||
22. | 43,634 | 46,760 | ||||
23. | 34,653 | 35,046 | ||||
24. | 32,643 | 32,984 | ||||
25. | 54,464 | 56,722 | ||||
26. | 43,456 | 45,967 | ||||
27. | 53,743 | 54,107 | ||||
28. | 33,536 | 33,588 | ||||
29. | 45,432 | 45,743 | ||||
30. | 34,946 | 39,325 |
Таблица 3 – Журнал технического нивелирования трассы
№ стан-ции | Наблюдаемые точки | Отчеты | Превышения | Горизонт инструмента, м | Отметки, м | Примеч. | |||||
Задние, a | Передн, b | Промеж. | Вычисленные | Средние | |||||||
+ | - | + | - | ||||||||
Rpн ПК0 | |||||||||||
ПК0 +72 ПК1 +30 +68 | |||||||||||
+68 ПК2 ПК3 | |||||||||||
ПК3 Х | |||||||||||
Постраничный контроль: | |||||||||||
1) ; 2) . |
продолжение таблицы 3
Х +70 | см. табл. 2 | см. табл. 2 | |||||||||
+70 ПК4 +60 ПК5 | |||||||||||
ПК5 +20 +67 +80 Ур. воды ПК6 | Глубина реки 2,1 м. | ||||||||||
ПК6 +50 | |||||||||||
Постраничный контроль: | |||||||||||
1) ; 2) . |
продолжение таблицы 3
+50 ПК7 | см. табл. 2 | см. табл. 2 | |||||||||
ПК7 +31 ПК8 +48 +80 Л+15 П+6 П+15 ПК9 | |||||||||||
ПК9 ПК10 | |||||||||||
ПК10 Rpк | |||||||||||
Постраничный контроль: | |||||||||||
1) ; 2) . |
Таблица 4 -Ведомость углов поворота, прямых и кривых (с примером оформления) | |||||||||||||||||
Н п омер угла поворота | Вершина угла | Величина угла поворота | Элементы кривой в метрах | Начало кривой | Конец кривой | Длина прямой вставки между кривы-ми, м | Расстоя-ние между верши-нами углов, м | Румбы прямых участков | |||||||||
ПК | + | влево | вправо | R | T | K | D | B | ПК | + | ПК | + | измерен-ные | вычис-ленные | |||
00,00 | Начало трассы | 245,84 | 340,06 | ЮВ : 65о00' | |||||||||||||
94,22 | 176,10 | 12,33 | 21,08 | 45,84 | 21,94 | ||||||||||||
40,06 | 50о27' | 154,64 | 379,85 | ЮВ : 14о33' | |||||||||||||
131,00 | 231,95 | 30,05 | 39,08 | 76,58 | 08,53 | ||||||||||||
07,58 | 66o27' | 391,47 | 522,47 | ЮВ : 81о00' | |||||||||||||
- | ПК | 00,00 | Конец трассы | ||||||||||||||
∑ | - | - | 66o27' | 50о27' | - | 225,22 | 408,05 | 42,38 | - | - | - | - | - | 791,00 | 1242,39 | - | - |
Проверки: 1. Сумма углов вправо минус сумма углов влево равна разности азимутов конечного и начального участков трассы
2. Сумма прямых и кривых равна длине трассы по пикетажу
3. Сумма прямых плюс удвоенная сумма тангенсов равна сумме расстояний между вершинами углов
4. Сумма расстояний между вершинами углов минус сумма домеров равна длине трассы по пикетажу