Глава 3. участники работ по стандартизации

Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации:

ГАРАНТ: Пункт 1 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

1) разрабатывает государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, представляет в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения, по которым требуются решения Правительства Российской Федерации;

ГАРАНТ: Пункт 2 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

2) обеспечивает межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, за исключением межведомственной координации деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, порядок осуществления которой устанавливается Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ: Пункт 3 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

3) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 4 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

4) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 5 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

5) определяет стратегические и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 6 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

6) устанавливает показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 7 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

7) устанавливает порядок применения знака национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 8 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

8) устанавливает правила исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере стандартизации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ГАРАНТ: Пункт 9 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

9) устанавливает порядок разработки основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, а также регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

ГАРАНТ: Пункт 10 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

10) устанавливает порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - официальное опубликование), издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, а также порядок свободного доступа к документам национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 11 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

11) определяет порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным библиотекам, библиотекам Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования;

12) устанавливает порядок формирования, ведения, опубликования, а также структуру перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - нормативные правовые акты);

ГАРАНТ: Пункт 13 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

13) устанавливает порядок размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта;

ГАРАНТ: Пункт 14 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

14) устанавливает порядок проведения экспертизы проектов стандартов организаций, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 15 статьи 8 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

15) устанавливает порядок и сроки рассмотрения жалоб в комиссии по апелляциям.

Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации:

ГАРАНТ: Пункт 1 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 2 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 3 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;

ГАРАНТ: пункт 4 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 5 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;

ГАРАНТ: Пункт 6 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;

7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;

ГАРАНТ: Пункт 8 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;

ГАРАНТ: Пункт 9 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;

ГАРАНТ: Пункт 10 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 11 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

11) организует разработку документов национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ: Пункт 12 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;

ГАРАНТ: Пункт 13 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;

ГАРАНТ: Пункт 14 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

ГАРАНТ: Пункт 15 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;

ГАРАНТ: Пункт 16 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;

ГАРАНТ:

Пункт 17 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;

ГАРАНТ:

Пункт 18 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 19 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 20 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Пункт 21 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 22 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;

ГАРАНТ:

Пункт 23 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;

ГАРАНТ:

Пункт 24 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;

ГАРАНТ:

Пункт 25 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 26 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;

ГАРАНТ:

Пункт 27 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 28 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 29 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 30 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 31 статьи 9 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Статья 10 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций в сфере стандартизации

Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и иные государственные корпорации:

1) участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и реализуют государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации в соответствии с установленными полномочиями;

2) формируют разделы по стандартизации при разработке документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;

3) определяют потребности и направления развития стандартизации в установленной сфере деятельности и осуществляют подготовку предложений для включения их в программы по стандартизации с учетом положений настоящего Федерального закона;

4) разрабатывают и утверждают совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям;

5) организуют работы по стандартизации в соответствии с установленными полномочиями;

6) участвуют в работе технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации;

7) осуществляют разработку, утверждение, изменение и отмену сводов правил в установленной сфере деятельности (за исключением иных государственных корпораций).

ГАРАНТ:

Статья 11 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

1. Технические комитеты по стандартизации создаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

2. В состав технического комитета по стандартизации могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей.

3. Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

4. Создание технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом следующих принципов:

1) добровольное участие;

2) равное представительство сторон;

3) соблюдение целей и задач стандартизации, установленных в статье 3 настоящего Федерального закона;

4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.

5. Заявка на создание технического комитета по стандартизации в письменной или электронной форме подается заявителем в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6. Заявителями могут быть лица, указанные в части 2 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заявку на создание технического комитета по стандартизации и в течение пятнадцати дней со дня подачи этой заявки принимает решение о возможности создания технического комитета по стандартизации или об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации.

7. В случае, если предложение о создании технического комитета по стандартизации, содержащееся в заявке на создание технического комитета по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на создание технического комитета по стандартизации.

8. Решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации доводится до сведения заявителя федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия такого решения.

9. Уведомление о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия решения о возможности создания технического комитета.

10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации срока направляют заявки на участие в техническом комитете по стандартизации заявителю. Срок приема этих заявок устанавливается в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации и не может быть менее чем шестьдесят дней и более чем девяносто дней со дня размещения уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена комитета.

11. После окончания срока приема заявок на участие в техническом комитете по стандартизации заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки и следующий комплект документов:

1) проект положения о создаваемом техническом комитете по стандартизации на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

2) проект перспективной программы работы создаваемого технического комитета по стандартизации;

3) перечень национальных стандартов и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации;

4) перечень международных стандартов и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации.

12. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов от заявителя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень лиц, подавших заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

13. В случае, если предложение об участии в техническом комитете по стандартизации, содержащееся в заявке на участие в техническом комитете по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

14. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления от заявителя заявок и документов, указанных в части 11 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решение о создании технического комитета по стандартизации. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании технического комитета по стандартизации должно содержать информацию о составе технического комитета по стандартизации, наименовании технического комитета по стандартизации, об объектах стандартизации, о структуре технического комитета по стандартизации, председателе технического комитета по стандартизации, его заместителе или заместителях, об ответственном секретаре технического комитета по стандартизации, об организации, выполняющей функции по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации. Назначение председателя технического комитета по стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.

15. Решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

16. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о ликвидации технического комитета по стандартизации, если в течение одного года им не были внесены в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации относящиеся к компетенции данного технического комитета по стандартизации предложения по разработке, пересмотру национальных стандартов, предварительных национальных стандартов или внесению изменений в них.

17. Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

ГАРАНТ:

См. Порядок участия технических комитетов по стандартизации в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, утвержденный приказом Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 545

Статья 12 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Статья 12. Проектные технические комитеты по стандартизации

1. По решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации могут создаваться на временной основе проектные технические комитеты по стандартизации.

2. В состав проектного технического комитета по стандартизации на добровольной основе и на условиях равного представительства сторон могут входить лица, указанные в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

Статья 13 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Статья 13. Комиссия по апелляциям

1. Комиссия по апелляциям создается при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации.

2. К полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и его должностных лиц о создании технического комитета по стандартизации, об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, об отклонении проекта национального стандарта, об отклонении проекта предварительного национального стандарта, на действия (бездействие) указанного федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц.

3. Комиссия по апелляциям по результатам заседания представляет руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации заключение об обоснованности принятого федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации решения. В течение десяти рабочих дней со дня представления указанного заключения руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации уведомляет обратившееся с жалобой лицо о результатах рассмотрения указанного заключения.

4. Порядок и сроки рассмотрения жалоб в комиссии по апелляциям устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

5. Положение о комиссии по апелляциям и состав комиссии по апелляциям утверждаются приказом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

Наши рекомендации