Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 1 страница
КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ
С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
(«Волк и козлята», «Маша и медведь»,
«Кот, петух и лиса», «Три медведя»,
«Заюшкина избушка», «Снегурушка
и лиса», «Как коза избушку
построила» )
Санкт-Петербург
«Паритет»
УДК 373 Б82
Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.
Рисунки О. Н. Лавру хиной, И. С.Авдеевой, И. И. Бураковой,А. П. Голованова, Е. П. Кузнецовой, И. Г. Лебедевой, С. В. Литвина, Т. А. Панкевич
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина
Б82 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.— СПб.: Паритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.
18ВЫ 5-93437-265-3
Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Снегурушкаи лиса», «Как коза избушку построила».
По каждой сказке составлены три занятия: слушаем, рассказываем и показываем сказку. Занятия имеют свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). Они сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий. В Приложении приведены карточки для глобального чтения.
Задания, игры, упражнения содержат основные разделы дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей.
УДК 373
I8ВN 5-93437-265-3
© М. Г. Борисенко, 2006 © Н. А. Лукина, 2006
© А. С. Андреев, оформление обложки, 2006 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.
Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку. Приведенный текст сказок сопровождается предметными и сюжетными картинками, на цветной вклейке помещены изображения персонажей сказок для вырезания и обыгрывания, а также сюжетные картинки к сказкам, на которые персонажей можно накладывать или выставлять. По каждой сказке составлены три занятия. От занятия к занятию предлагаемые задания усложняются, игра проводится несколько раз (три занятия — три раза, с элементом новизны и постепенным усложнением материала).
В занятия включена методика глобального чтения — чтение целыми словами. Ребенок учится узнавать слова на карточках целиком, не вычленяя отдельные буквы. Сначала ребенок находит «такую же» карточку, как у взрослого, затем— находит написанное слово по просьбе: «Где коза? Дай!» Постепенно запоминаемых слов будет все больше. Малыш:, получающий дополнительную информацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, потому что он быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабатывает и усваивает ее. Предложенные игры — только часть методики глобального чтения.
Дети младшего возраста способны запоминать значительные отрывки из любимых произведений. Их внимание становится более устойчивым, повышается
интерес к окружающим явлениям и предметам, мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому мы предлагаем выполнять задания по сюжету сказки; подчеркивать предметы, принадлежащие к одной группе (посуда, одежда) и т. д. Дети могут концентрировать внимание более продолжительное время, и в этом им помогут игры с героями сказок, которым ребенок помогает находить выход из разных лабиринтов, находить отличия или тождества.
Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В то же время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает. Поэтому игры расположены именно в такой последовательности. Вы можете сами придумать виды усложнений, которые будут интересны для вашего ребенка и соответствуют возможностям именно вашего малыша, выбирать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каждого ребенка. Перед проведением игры внимательно ознакомьтесь с ней, выполните все рекомендации, «проиграйте игру про себя», продумайте все нюансы, чтобы каждый из этапов игры плавно перетекал от одного к другому без задержек и поисков необходимых атрибутов для игры. Подвижные игры (имитация движений животных) вызывают эмоционально-положительный настрой у ребенка, помогают снять напряжение. Учитывайте способности и возможности ребенка!
Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок уже способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.
В младшем возрасте продолжает развиваться половое различие. При инсценировке сказок дети выбирают героев сказки по половому признаку — девочки хотят взять на себя роль лисички, белочки, Машеньки, а мальчики — роль зайчиков, медведей, Ванечки.
Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это также позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова для него уже носят обобщающий характер. Продолжают формироваться элементарные математические представления. Дети учатся находить один предмет и много предметов, сравнивать группы предметов * определять, каких предметов больше. Дети могут соотнести, найти по просьбе и обозначить словом цвет, форму и величину предметов.
Игра-занятие может длиться до 20 минут. Но основной критерий при определении времени проведения игры — заинтересованность вашего малыша и его положительный эмоциональный настрой, созданный вами до и во время занятия. Ребенка этого возраста привлекает только то, что ему нравится, что представляет для него наиболее значимый интерес.
Занимаясь с ребенком, чутко прислушивайтесь к его настроению — никогда не настаивайте на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или
если игра ему не нравится. Приступайте к занятию только тогда, когда ребенок ничем не занят. Постарайтесь расположить к себе малыша прежде, чем начнете игру, настройте его на игру. Проводите игру на повышенном эмоциональном фоне. Настройтесь на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом. Рассказывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.
Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на восприятие речи.
В раннем возрасте дается только положительная оценка работы детей. Назовите каждого ребенка по имени и похвалите его.
Все сказки рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (Москва, 2004). В книге «Хрестоматия для маленьких» эти сказки обозначены звездочками (*). Это значит, что они рекомендованы для обязательного чтения детям младшего возраста (3-4 года).
Надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Волк и козлята
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Вы, детушки! Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся.
Ваша мать пришла — молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.
Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не перебе
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.
Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, так села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать,
пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали жить-поживать по-прежнему.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия:слушаем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа:подберите персонажей из настольного кукольного театра; вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.
Цели занятия
Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— мяч;
— красиво украшенная коробка;
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8);
— ширма;
— экран;
— картинка «Лабиринт» для каждого ребенка (см. рис. 2);
— шапочка козлика (или ободок с рожками).
Ход занятия
1. Организационный момент.Предложите детям взяться за руки и образовать круг. Покажите мяч и объясните правила игры: «Я буду передавать мяч тому, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется обратно ко мне». Когда мяч вернется к вам, скажите: «Мне нравится сказка „Волк и козлята"».
Предложите детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.
2. Знакомство со сказкой.Поставьте перед детьми красиво оформленную коробку с фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывайте (читайте) сказку. По ходу чтения сказки выставляйте на столе фигурки тех персонажей сказки, о которых вы сейчас рассказываете.
3. Подумай и ответь.Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?
Куда уходила коза?
Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
Кто подслушал, как поет коза?
Каким голосом пела песенку коза?
Каким голосом пел песенку волк в первый раз?
Кто помог волку изменить голос?
Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
Почему козлята впустили волка?
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
Как коза отомстила волку?
Как козлята спаслись от гибели?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8), которые соответствуют ответам детей.
4. Развитие слухового восприятия.Покажите картинку, на которой изображена мама-коза. Предложите детям послушать песенку мамы-козы. Произнесите звукоподражание низким голосом: «Мэ-э-э». Предложите ребенку повторить звукоподражание низким голосом.
Покажите картинку, на которой изображен козленок. Предложите козленку позвать маму, произнести звукоподражание высоким голосом: «Мэ-э-э!». Попросите ребенка повторить звукоподражание высоким голосом.
Предложите детям поиграть в «Угадалки-узнавалки». Спрячьте фигурки козы и козлят за ширму. Предложите детям внимательно послушать и назвать того, кто говорит за вас, спрятавшись за ширмой (коза или козленок). Произносите звукоподражания, -держа экран таким образом, чтобы ваши губы не были видны.
Если детям игра понравится, ее можно усложнить, предложив волку петь грубым и тонким голосом: «У-У-У», «у-у-у».
5. Развитие зрительного внимания, мышления.Положите перед каждым ребенком картинку «Лабиринт» (см. рис. 2). Предложите детям рассмотреть козлят. Попросите рассмотреть фартучек каждого козленка и назвать, что на нем нарисовано.
Предложите детям провести указательным пальцем по линии лабиринта и найти в конце дорожки любимый каждым козленком овощ. Скажите: «Найди тот овощ, который любит козленок в фартучке, на котором изображена морковка. Проведи указательным пальчиком по дорожке от козленка в фартучке с морковкой к морковке».
Аналогично обыграйте остальные картинки.
6. Подвижная игра.Предложите детям поиграть в игру « Через мост мы идем ».
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).
Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставьте в середину круга. Предложите детям идти по кругу, распевая слова песенки:
Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!
Предложите детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:
Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай!
Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
7. Закончи фразу.Предложите детям закончить начатую вами фразу, называя слово с противоположным значением.
Коза большая,а козленок ... (маленький). Коза добрая,а волк ... (злой).Лед холодный,а огонь ... (горячий).
Если задание вызывает у детей затруднение, то закончите фразу сами, давая образец для ответа.
8. Подведение итогов занятия.Положительно оцените работу детей, похвалите каждого ребенка.
ЗАНЯТИЕ 2 Тема занятия:рассказываем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа:вырежьте и наклейте заслонку к печке и мешки (см. рис. 109) на картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3) так, чтобы их можно было приподнять; на картинке «Чьи это следы?» (см. рис. 5) наклейте кружки из цветной бумаги над козой и козленком; изготовьте образец выкладывания следов козы и козленка из счетных палочек и спичек для каждого ребенка (см. рис. 6).
Цели занятия
Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); закреплять счет в пределах пяти; согласовывать существительные с числительными «два», «пять».
Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— фланелеграф;
— картинка «Найди инструмент» (см. рис. 1);
— картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 3);
— карточки с цифрами от 1 до 5;
— картинка «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4);
— шапочки козы и волка (ободки с ушками);
— картинка «Чьи это следы?» (см. рис. 5);
— образец выкладывания следов козы и козленка (см. рис. 6).
Ход занятия
1. Организационный момент.Предложите детям встать в кружок. Попросите вспомнить, какую сказку вы читали на прошлом занятии. Попросите изобразить злого волка, добрую козу, веселых козлят. Предложите детям сесть на стульчики.
2. Совместное рассказывание сказки.Начните рассказывать сказку. Предложите детям в этом активно участвовать. По ходу развития сюжета сказки выставляйте фигурку нужного персонажа. Если дети затрудняются в пересказе, предложите им договаривать начатую вами фразу.
3. Отгадай.Положите перед каждым ребенком картинку «Найди инструмент» (см. рис. 1). Предложите рассмотреть и назвать животных. Предложите детям вспомнить и сказать, кто помог волку перековать горло, чтобы его голосок стал тоненьким (кузнец — медведь). Попросите детей рассмотреть инструменты в нижней части рисунка. Предложите назвать каждый инструмент. (Топор, пила, молот.) Попросите найти и назвать тот инструмент, которым медведь «перековывал» горло у волка. (Молот.)
4. Угадай, где?Вспомните вместе с детьми, куда спрятался от волка самый маленький козленок. Покажите картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3). Предложите детям поискать сначала маленького козленка, затем поискать козлят в каждом мешке и сказать, какие мешки (пустые). Для этого надо отогнуть наклеенные мешки и печную заслонку.
Предложите детям пересчитать мешки, стоящие вокруг волка. Попросите назвать их количество и выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству мешков. Предложите положить карточку с цифрой 5 на сюжетную картинку.
5. Мимическая гимнастика.Предложите детям вспомнить и рассказать, какая была мама-коза. (Добрая.) А какой был волк? (Злой.) Дайте каждому ребенку картинку «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4). Предложите найти злого волка и добрую козу. Рассмотрите каждое изображение. Попросите назвать компоненты мимики (нахмуренные брови, злые глаза, улыбка). Расскажите правила игры: «Вот два ободка. На первом — серые ушки, они волчьи. Когда я говорю: „Волк!", надо взять шапочку волка, надеть ее и изобразить страшного и сердитого волка. Когда я скажу: „Коза!", надо взять и надеть шапочку козы с белыми ушками и изобразить добрую козу».
Вместо шапочек волка и козы можно использовать бумажные ободки: прикрепить к ним ушки (серые — волка, белые — козы). Если есть возможность, то хорошо провести эту часть занятия перед большим зеркалом, чтобы дети контролировали свои движения и мимику.
6. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания.Вспомните вместе с детьми, куда пошли мама-коза и волк (в лес). Покажите картинку «Чьи это следы?» (см. рис. 5) и расскажите, что козленок тоже пошел за ними. Предложите детям рассмотреть дорогу, по которой они шли. Попросите определить, где следы козы, а где — козленка. Спросите детей, как они определили, где чьи следы (у мамы копыта большие, а у козленка маленькие).
Предложите детям выложить следы копыт из счетных палочек и следы копытцев из спичек. Покажите образец выкладывания следов козы из счетных палочек и спичек
Предложите детям проверить правильность своего ответа, отогнув приклеенные в конце дорожки кружочки.
7. Подведение итогов занятия.Похвалите детей.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия:показываем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа:повторите с детьми счет в пределах пяти; продолжайте учить соотносить количество предметов с цифрой, обозначающей данное количество; проведите игру «Найди такую же цифру»; прикрепите на куклы бибабо карточки для глобального чтения (см. Приложение) с соответствующими словами, второй экземпляр карточек сложите в красивую коробочку.
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать общую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчитывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за».
Развивающие — развивать наблюдательность; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— ширма;
— красивый чемоданчик;
— куклы бибабо;
1 Предварительно удалите со спичек серные головки. Можно намочить спички в растворе марганцовки и высушить — тогда они приобретут красивый светло-коричневый цвет.
— карточки для глобального чтения (см. Приложение);
— маленькая коробочка;
— фигурки из настольного кукольного театра (коза, волк, козлята);
— сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 7);
— картинка «Узнай по контуру» (см. рис. 8).
Ход занятия
1. Организационный момент.Предложите детям отправиться в кукольный театр и посмотреть сказку «Волк и козлята». Скажите, что актерами сегодня будут дети и куклы. Расскажите о правилах поведения в театре (не шуметь, не разговаривать, не шуршать, громко апплодировать). Предложите детям сесть на стульчики перед ширмой полукругом.
2. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение.Обратите внимание детей на красивый чемоданчик, стоящий на столе. Предложите его открыть. Расскажите, что в волшебном чемоданчике живут куклы бибабо. Предложите детям вспомнить и назвать героев сказки. Обратите внимание детей на то, что на каждой фигурке висит бирочка. Скажите, что это карточки, на которых написано, как зовут каждого героя. Предложите детям рассмотреть карточки. Прочтите слова на каждой карточке. Обратите внимание детей на стоящую около волшебного чемоданчика маленькую коробочку. Предложите одному из детей открыть ее, достать карточки и разложить их на столе. Попросите детей (по очереди) найти «такую же» карточку и подложить ее к фигурке с «такой же» бирочкой. Попросите сказать, что написано на каждой карточке.
3. Инсценировка сказки.Скажите, что вы вспомнили героев сказки «Волк и козлята». Сообщите название сказки, которую они будут сегодня смотреть. Предложите детям стать актерами — выбрать куклу бибабо, изображающую того героя, которым он хочет сегодня стать. Предложите детям показать спектакль. Попросите детей надеть куклу на руку и представить своего героя. Предложите детям-актерам пройти за ширму. Начните рассказывать сказку, предлагая продолжить начатую вами фразу. Предложите всем актерам вместе петь песенку мамы-козы:
Козлятушки, ребятушки! Бежит молочко по вымечку,
Отопритеся, отворитеся! Из вымечка по копытечку,
Ваша мать пришла — Из копытечка
Молока принесла. Во сыру землю!
Выбор вида совместной деятельности зависит от возможностей ребенка. Обратите внимание детей-актеров на движения героев сказки: козлята скачут, волк рыщет.
Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий.
Положите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 7). Предложите детям внимательно ее рассмотреть. Попросите рассказать о том, что делает в избушке волк. Попросите детей найти на картинке козлят, спрятавшихся в избушке. Попросите рассказать о том, где спрятался каждый козленок. Предложите каждому ребенку рассказать о том, как он догадался. (Из-за печки торчит хвостик, из-за шкафа — ножки с копытцами, из-за лавки торчат рожки.)
5. Развитие мышления, воображения.Положите перед каждым ребенком картинку «Узнай по контуру» с изображением одного из героев сказки (см. рис. 8). Попросите детей рассказать, какой герой сказки изображен на его листе. Предложите объяснить, почему он так решил (описать характерные особенности внешнего вида каждого героя сказки).
6. Подведение итогов занятия.Похвалите каждого ребенка.
Рис. 1. Найди инструмент
Рис. 2. Лабиринт
Рис. 3. Попробуй, найди
Рис. 4. Добрая коза и злой волк
Рис. 5. Чьи это следы?
Рис. 6. Образец выкладывания следов козы и козленка
Рис. 7. Попробуй, найди
Рис. 8. Узнай по контуру
Маша и медведь
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.