Определение зон постоянно действующих опасных факторов
В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны, потенциально действующих опасных факторов (рис. 4.2):
– зона монтажа конструкций;
– зону обслуживания краном;
– опасную зону путей;
– зону работы подъемника;
– опасную зону дорог.
Границы опасной зоны, возникающей при падении предметов вблизи строящегося здания, определяются по эмпирической формуле, предложенной ЦНИИОМТП:
,
где А – эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м2 (определяется как среднее арифметическое значение площадей наибольшего и наименьшего сечений); m – масса падающего предмета, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2; h – высота падения, м; v – горизонтальная составляющая скорости падения предмета, м/с.
Рис. 4.2. Схема расположения опасных зон
Скорость падения и время падения определяется по формулам
По нормам СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» Ч. 1 [7, прил. 1] границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно табл. 4.2.
Таблица 4.2
Нормативные значения минимального расстояния отлета перемещаемого
Падающего) груза грузоподъемным краном
Высота возможного падения груза (предмета), м | Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) предмета, м | |
перемещаемого краном груза в случае его падения | предметов в случае их падения со здания | |
до 10 | 3,5 | |
до 20 | ||
до 70 | ||
до 120 | ||
до 200 | ||
до 300 | ||
до 450 | ||
Примечание. При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции. |
Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называется пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми линиями (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Схема определения опасной зоны обслуживания краном
Зоной перемещения груза называется пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Для башенного крана границы зоны определяются суммой максимального рабочего вылета стрелы и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого длинного перемещаемого груза.
Опасная зона, возникающая от падения предметов при перемещении краном груза, определяется по формуле, предложенной А.П. Новаком:
,
где S – предельно возможный отлет конструкции в сторону от первоначального положения ее центра тяжести при свободном падении, м;
h – высота подъема конструкции над уровнем земли, монтажным горизонтом в процессе монтажа, м;
l – длина стропов, м;
a – угол между вертикалью и стропом, град;
a – половина длины конструкции, м.
По нормам СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве». Ч. 1 [7] минимальное расстояние отлета груза (предмета), перемещаемого краном, принимается согласно табл. Г.1 (прил. Г) с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого груза.
Опасной зоной работы крана называется пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.
Для башенных кранов граница опасной зоны работы крана определяется по формуле
Rоп = Rmax +0,5Lmax + Lбез,
где Rmax – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;
0,5Lmax – половина длины наибольшего перемещаемого груза, м;
Lбез – дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливаемое в соответствии со СНиП III-4-80* (табл. 4.4).
Таблица 4.4