Задания на контрольные работы

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Первая контрольная работа выполняется на основании знаний, полученных при изучении тем: 1.1- 3.4, вторая — 4.1-4.6; 4.9;4.10.

По первой контрольной работе студент должен выполнить 5 листов, по второй — 1 лист.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра — номе­ра личного дела студента. При окончании номера на «О» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» — вариант № 1 и т.д.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. Контрольную работу следует выслать сло­женной до формата А4 (297x210) и обязательно в полном комплекте.

После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недоста­точно усвоенный материал. Если контрольная работа не зачтена, то студент выпол­няет ее повторно.

Указать, какие темы включаются в первую и вторую контрольные работы, сколь­ко листов должен выполнить студент по каждой работе.

Контрольная работа № 1

Лист 1-1 (формат A4)

Цель работы: научиться правильно писать чертежным шрифтом.

Содержание работы: выполнить титульный лист (рис. 1-1) согласно ГОСТ 2.304—81.

Лист 1-2 (формат А4)

Цель работы: изучить правила деления окружности на равные части, методы построения сопряжений, основные правила нанесения размеров на чертежах; при­обрести навыки работы с чертежными инструментами и оформления чертежа (рис. 1-2; рис. 1-3).

Содержание работы:выполнить контур детали применительно к своему вариан­ту (рис. 1-4).

Методические указания

Деление окружности на равные части приведено на рис. 1-2. Задачу эту решают с помощью циркуля и угольников. Другой способ — это способ хорд. Длину хорды, которую откладывают на заданной окружности, определяют умножением ее на ко­эффициент к. Значения этого коэффициента приведены здесь для числа делений 10.

Число делений 3 4 5 6

к 0,866 0,707 0,588 0,500

Число делений 7 8 9 10

к 0,434 0,383 0,342 0,309

Построение сопряжений сводится к трем моментам: определение центра сопря­жения; нахождение точек сопряжения; построение дуги сопряжения заданного ради­уса. Для построения сопряжения должен быть известен один из элементов: радиус или точка сопряжения, два других элемента определяются графически. В практике чаще всего встречается первый случай: задан радиус сопряжения.

Лист 1-3 (формат А3)

Цель работы: изучить проецирование геометрических тел в проекциях.

Содержание работы и методические указания по ее выполнению

Согласно заданию на листе 1-3 требуется:

1. Начертить горизонтальную, фронтальную и профильную проекции геометри­ческого тела и следы секущей плоскости. Размеры основания тела d, его высота h и угол а наклона секущей плоскости к оси тела приведены в табл. 1.

2. Построить проекции линий пересечения поверхности геометрического тела с проецирующей плоскостью, положение в пространстве которой указано в условии задачи.

3. Способом совмещения или перемены плоскостей проекций определить дей­ствительную величину фигуры сечения.

4. Построить развертку поверхности заданного тела. Сплошной основной ли­нией обвести развертку той части поверхности геометрического тела, которая нахо­дится под секущей плоскостью, если секущая плоскость фронтально проецирующая, или за ней, если секущая плоскость горизонтально проецирующая.

5. Изобразить заданное тело и полученную линию сечения в прямоугольной изо­метрической или диметрической проекции.

Пример компоновки, выполнения и оформления листа 1-3 приведен на рис. 1-5. На листе чертежным шрифтом размера 5 напишите условия задачи. На чертеже нуж­но сохранить все линии построения, обведя их тонкой сплошной линией. Сплошной основной линией нужно обвести контуры той части геометрического тела, которая расположена ниже секущей плоскости или за ней. На всех чертежах и ортогональных проекциях, и на аксонометрическом изображении тела, и на развертке его повер­хности нужно обозначить полученные в результате построений точки, как принадле­жащие искомой линии сечения, так и вспомогательные.

Лист 1-4 (формат A3)

Цель работы: научиться строить недостающую проекцию модели по двум за­данным, проставить размеры на чертежах.

Содержание работы:Построить третье изображение детали по двум данным, дать разрезы, построить натуральный вид наклонного сечения, а также наглядное изображение детали в ак­сонометрической проекции. Пример выполнения работы дан на рис. 1-6, 1-7, инди­видуальные задания — на рис. 1-8.

Методические указания

Выполняя задание, провести тонко линии видимого и невидимого контуров, построить третье изображение, построить разрезы и выполнить штриховку в разре­зах. После этого следует построить натуральный вид наклонного сечения заданной фронтально проецирующей плоскостью («косое» сечение). Выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции.

Лист 1-5 (формат А4)

Цель работы: научиться строить изображения соединения деталей болтом.

Содержание работы: начертить болтовое соединение.

Работа выполняется на листе формата А4 карандашом. Пример выполнения и компоновки листа приведен на рис. 1-9. В табл. 2 в зависимости от варианта задания указан диаметр болта d. Соединяемые резьбовыми изделиями детали изображены на рис. 1-9. Размер L — толщина соединяемых болтом элементов подбирается в зависи­мости от номера варианта, используя значения, приведенные в табл. 2, и формулы — на рис. 1-9.

Методические указания

Приступая к выполнению листа 1-5 необходимо ознакомиться со стандартами на крепежные изделия — болты, гайки, шпильки, соединительные части для трубо­проводов и т.п. Соединение деталей болтом и шпилькой требуется начертить в двух проекциях (фронтальный разрез и вид сверху) по размерам, показанным на рис. 1-9.

Эти размеры вычисляются в зависимости от заданного диаметра болта d и толщи­ны L. Так, например, длину болта следует принять равной L +1,5 d, округлив получен­ное значение до величины, кратной 5 мм при длине / < 80 мм и кратной 10 мм при длине / > 80 мм.

Например, если заданы L = 50 мм и d — 16 мм, то / = 50 + 1,5 • 16 = 74 мм. Принимаем / = 75 мм.

Все другие размеры болта, гайки и шайбы, показанные на рис. 1-9, принимают­ся в зависимости от заданного значения диаметра болта на основе следующих соот­ношений: dx = 0,85 d; d2 = d + 2 мм; D = 2d; H= 0,8rf; h = 0,7rf; Z>m = 2,2d; S= 0,l5d; /0 = 2d + 6mm; /, = 1,25d.

Лист 1-5 рекомендуется выполнять в такой последовательности: сначала тонки­ми линиями начертить соединяемые болтом элементы, затем по указанным выше размерам изобразить болт. При этом обратите внимание на строгое соответствие заданным размерам d и dx наружных и внутренних контуров резьбы как на стержне, так и в отверстии. На чертежах резьбовых соединений следует показать только те размеры, которые показаны на рис. 1-9.

Масштаб чертежей следует принять самостоятельно в соответствии с ГОСТ 2.302—68* с таким расчетом, чтобы эти чертежи разместились на листе формата А4 и лист был равномерно заполнен.

Контрольная работа № 2

Цель работы: изучение условностей и порядка выполнения и оформления стро­ительных чертежей, а также правильное чтение и составление таких чертежей.

Содержание работы:

В состав задания входит вычерчивание: одного поэтажного плана здания в мас­штабе 1:100; разреза здания по лестничной клетке в масштабе 1:100; фасада здания в масштабе 1:100.

В качестве материала для наружных и внутренних стен принять кирпич (разме­ром 250x120x65), для фундаментов — бетон, для покрытий — сборные бетонные плиты, для кровли — сталь.

Наружные стены принять толщиной в 2 кирпича, т.е. — 510 мм, внутренние капитальные — в 1,5 кирпича или 380 мм, перегородки (независимо от материала) — 100 мм.

Толщину междуэтажного перекрытия принять 320 мм.

Уклон кровли для стали 18° или 1/5... 1/6 высоты к перекрываемому пролету здания.

Работу выполняют на листе чертежной бумаги формата A2 ( 594+420) каранда­шом.

Пример выполнения задания дан на рис. 2-1, 2-2, 2-3.

Варианты заданий согласно табл. 3 представлены на рис. 2-4 — 2-15.

Методические указания.

Задание по общестроительному чертежу представляет схематический чертеж плана здания, разреза и фасада. Студенту рекомендуется соблюдать такую последователь­ность при выполнении задания.

Вычерчивание здания должно быть начато с планов этажей, после чего выпол­няют разрез здания по лестничной клетке, затем чертится фасад.

Расположение видов (проекций) на чертеже и связь между ними выдерживается на основе обычных правил проектирования.

Размеры на строительных чертежах наносят на планах и разрезах в миллиметрах: уровни в разрезах — в метрах, на чертежах узлов — в миллиметрах, на генеральных планах — в метрах.

На плане показывают расположение помещений внутри зданий (планировка), места лестничных клеток, внутренних капитальных стен, перегородок и т.д. Необхо­димо следить за тем, чтобы на планах этажей совпадали координационные оси на­ружных и внутренних капитальных стен.

Все наружные и внутренние капитальные стены, а также отдельно стоящие опо­ры (колонны и столбы) должны иметь координационные оси. Оси стен должны иметь так называемую привязку.

Во внутренних несущих стенах и отдельно стоящих опорах координационные оси располагают по геометрическому центру сечения верхней части опор или верх­ней части стены.

В наружных стенах толщиной 510 мм координационная ось пройдет на расстоя­нии 100 мм от внутренней грани стены. В лестничных клетках внутренней гранью считается та, которая обращена в сторону лестничной клетки.

В габаритах плана необходимо нанести размеры всех помещений в чистоте, т.е. от стены до стены. Нанести толщину стен и перегородок, размеры проемов во внут­ренних стенах и перегородках. Показать привязку проемов к ближайшим стенам или координационным осям.

Разрезы назначают так, чтобы показать основные высоты здания. При наличии в здании лестничной клетки разрез делают обязательно по лестничному маршу с таким расчетом, чтобы линия разреза проходила по маршу лестницы.

В здании выполняют архитектурный разрез без показа конструкций, из которых строят здание.

На разрезе показывают все то, что непосредственно лежит в секущей плоскости, и все то, что находится на ней. На нем проставляют все необходимые размеры, характеризующие высоту помещений и отдельных элементов зданий. Внутренние размеры — внутри контура здания, наружные — за контуром.

Для обозначения уровней элементов в горизонтальном направлении применяют знак в виде стрелки с углом 90°. Стрелки обращены вершиной вниз или вверх и опираются на горизонтальную линию (выноску) того или иного уровня. Отметки, характеризующие высоту уровней, указывают в метрах с тремя знаками.

Плоскость, от которой берут начало отсчеты последующих уровней, обозначают нулевой отметкой «0,000». Плоскости, лежащие выше условной плоскости, принятой за нулевую, обозначают со знаком «плюс». Плоскости, лежащие ниже, обозначают со знаком «минус».

За нулевой уровень принимают чистый пол первого этажа, от которого и прини­мают другие высотные отметки.

В плане и разрезе стены (попавшие в разрез) не штрихуют. Внутренние стены и перегородки показывают толщиной принятого для возведения стен строительного материала в соответствующем масштабе. Помещение, где расположена лестница, должно быть в капитальных стенах.

Междуэтажное перекрытие показывают двумя линиями — линией пола второго этажа и линией потолка первого этажа; чердачное перекрытие — одной линией, линией потолка последнего этажа. Пол первого этажа показывают одной линией.

Карниз как необходимый переход от стены к кровле должен быть показан на чертеже.

Лестница состоит из маршей и площадок, вычерчиваемых на плане и разрезе. Марш представляет собой наклонную ступенчатую часть лестницы, соединяющую две площадки. Основной элемент марша — ступень, которая состоит из проступи (а) и подступенка (h) — высота, на которую поднимается человек за один шаг.

Согласно строительным нормам и правилам (СНиП) высота ступени — подступе­нок принимается не более 150 мм; ширина ступени — проступь — не менее 300 мм. Причем в одном марше допускается иметь не более 16 ступеней и не менее 3.

Для вычерчивания лестницы надо пользоваться следующими данными согласно СНиПу: ширина марша должна быть не менее 1200 мм, пожарное расстояние между маршами — 80... 120 мм, ширина лестничных площадок — не менее ширины марша.

В основу графической разбивки лестницы берется высота этажа от пола нижнего этажа до пола верхнего этажа.

Находим число подступенков, для чего делим высоту этажа на высоту подсту­пенка, т.е. 3000 : 150 = 20. Получаем количество подступенков в двух маршах. В каждом марше должно быть четное число подступенков, так как маршей два; берем ближайшее четное число подступенков, т.е. 10.

Фасад на чертеже представляет собой фронтальную проекцию. Фасад строят как третью проекцию по двум данным (с плана и разреза). Его выполняют в масштабе плана (главный фасад).

Толщина линий при обводке чертежа может быть принята следующей: в разрезах и на фасаде линия земли — 0,8 мм; контуры элементов, попавших в разрез, — 0,6 мм; контур здания на фасаде и элементы, не попавшие в разрез, — 0,5 мм; рисунок переплетов — 0,2 мм и все вспомогательные линии, как штриховые, размерные вы­носные и пр.


Наши рекомендации