Село никифарово до октябрьской революции

До Октябрьской революции в селе насчитывалось 355 хозяйств, входивших в Гайниямаковскую волость Белебеевского уезда Уфимской губерни. Волостным центром являлось деревня Никифарово.

В основном, население занималось хлебопашеством и животноводством, если имелся земельный надел. Земледельцы делились на два общества: тептярское и казанское. В казанском обществе насчитывалось 70-75 хозяйств, остальные входили в тептярское общество. Из–за взаимного пользования землей, выгонами, особенно при дележе сенокосных угодий между этими обществами постоянно шла вражда, часто доходившая до кровавых избиений.

По классовому составу в деревне было купеческих хозяйств: 20-25, кулацких 10-15%, остальные середняки, малоземельные и безземельные бедняки и батраки.

Купцы одновременно владели и крупными земельными участками, к ним относились: Асфандияров Хайрулла (имел более 150 десятин земли), Давлетша-бай(200-250 десятин), также около деревни Чуюнчи имел хутор и был крупным купцом Юсуп-бай, Камалый Хази. Они тоже имели участки. Асанов Ахмадулла - член 4-ой Государственной думы, имел 2 жен и в двух местах хозяйства. Все эти купцы и крупные землевладельцы держали по несколько батраков. К ряду таких эксплуататоров относились: Нигмат – бай, Муллахмет, Низами Кырлай, Сафи – бай, Кирсан-торгалы, Никандр-купец, Габдулла кырлай, Шангарей-бай, Хабибрахман кырлай и Сами-бай, которые еще занимались кустарным производством кожи. Крупными кулаками являлись: Залилов Камал, Зиякай карт, Хази, Халик, Тази, Габит, Абдуллин Зариф, Каримов Ибрай, Кара Фарваз и Сары Фарваз. Ямщики: Ахметвали, Валиулла, Ахметзариф, Валиахметов и Зинатулла – имели по 10-12 лошадей и ездили в основном по маршруту Белебей – Стерлитамак.

В угнетении населения большую роль играли духовные служители, они внушали и проповедовали исламскую религию. Население деревни делилось на 3 части и называлось каждая «махаллей» В каждой махалле было 3-4 муллы и мазин (по 1 мечети). Верхнюю мечеть обслуживали Асфандияров Султан, Габдрахим мулла, Ситдик мазин; Центральную – Табермяк и Ибрагим муллы, Габдулла мазин; Тау-буе – Гафур, Сабир и Исмагил муллы. Религиозные служители, кроме духовной деятельности, занимались и земледелием. На них работали батраки и ученики (шакертляр), собирали у населения гушур, фытыр, фидия, закат и прочие пошлины. Таким образом, всякими путями грабили крестьянство, для подавления бедного крестьянства помогало волостное начальство: старшина, урядник, их прислужники. В деревне насчитывалось 20-25 нищих, днем они ходили по дворам и просили подаяние, а вечером ночевали у старика Абдуллы.

В 1914 – 1915гг. учителя утверждали, что сыновья муллы должны быть муллой, сыновья бая- баем, а батраки – вечно батраками. Мир создан богом, а царь его посланец. Поэтому все должны беспрекословно подчиняться и выполнять приказы царя. Каждый день перед занятием читалось молитва за здоровье царя.

У учителя Амирова Зыи учился Шаймарданов Насыр, который говорит: « В 1915-16 гг к Амирову из Белебея приезжал один незнакомый парень, имя которого ученикам не сообщали, проводил беседы на революционные темы среди учащихся и разъяснял, как можно улучшить жизнь населения».

В 1910 году в деревне открыли земскую школу, где заведующим был Исмагил мулла. В эту школу принимали только сыновей баев. Шаймарданов Н., Султанов М. три года пытались поступить в эту школу, но из-за бедности их не приняли, мотивируя тем, что сыновьям – мусульманам не разрешается учиться

по-русски по шариату (на том свете ослушнику будет в аду). Условия учебы в медресе были плохие. Кроме молитв, никакие другие предметы не изучались, поэтому многие оставили учебу (так было в 1916 году с Шаймардановым Н., Гумеровым Ш., Камалиевым Х.).

Основным занятием населения было земледелие. Обработка земли производились крайне примитивно, основные орудия – деревянная соха, борона, жали серпом, молотили чабагашом (цепями). Для восстановления плодородия почвы после ее использования забрасывали на несколько лет. Севооборота вообще не было, удобрения не вносились. Поэтому часты были низкие урожаи, особенно у бедного крестьянина. Хлеба хватало только на полгода, брали взаймы, чтобы вернуть 1,5 пуда вместо 1 пуда с нового урожая. Средняя семья питалась ржаным хлебом, даже молока не хватало пить с чаем. За фунт сахара и осьмушку чая работали у купцов по 3-4 дня. Купить мануфактуру не могли – носили домотканую одежду из сурового холоста (полотна) и ходили в лаптях. Хотя природные условия Никифарово были благоприятны, но жизнь была очень трудной: вечно служили батраками у баев и купцов. Например, Ямилов Шакирзяян, Ганеев Бахтигарей, Хафизов Габсаттар, Фахретдинов Фасхетдин, Мухитов Авзалетдин, Катаранов Гарифулла, Даулетгарей и многие другие. Всю жизнь пасли скот у баев и у населения: Мухамедьяр, Сагит агай, Фатхутдин, Асфандияр, Фасхутдин Насретдинов, Гарифулла Халиков, Хуснулла Самигуллин и другие. Некоторые добывали пищу посредством ремесла. Известными плотниками того времени считались: Мусин Ягфар, Юсупов Ярулла, Сахабутдинов Шигаб, Хафизов Имам, Фасхетдин и Хабибулла. Камнеукладчиками постоянно нанимались у купцов и баев: Ганиев Масалим, Исламов Саббах и Хаким. Красную глину с примесью песка на берегу реки Демы использовали для производства сырого кирпича летом. Этим занимались: Муфтах, Салах Шайхетдинов, Хафиз, Зариф, Салах Сагадиев, Бадретдин, Мухаметгарей. Кузнецом работал Смирнов Василий с сыном Федором, жестянщиками – Собелев Яков, Пивцов Григорий. Валял валенки Саяхов Сабахетдин, портных и сапожников в деревне вообще не было, приезжали из Татарии. Пекли калачи и сушки: Галкин Иван, Миртов, Пацкеевич Илья, Миннибаев Мухаметгали, Габитов Хайрулла. Известными рыбаками являлись: Мухамадияров Миркай, Салимгарей и Гильмутдин – щука. Занимались пчеловодством: Рафиков Ахметзариф (около 300 улей), Габбасов Минибай и Башаров Янгир. Выращиванием дыни и арбуза занимался Беляев Кирсан. Имели мельницу и работали мельниками: Шангарей, Сабахов Фарваз, Гилязетдинов Фарваз, Халил, Муратша, Гатиятулла, Шарафетдин, Зиякай и Каюм. Все эти мельницы были построены на реке Большой Яйкузе или Никифаре.

Постройки и дома у никифаровцев были из плетня и обмазаны глиной, крыши – соломенные. Плетневых домов насчитывалось более 150, большинство не имели изгороди. О домашней обстановке и речи не было: спали и ели на полу и на нарах. Только купцы и баи жили в благоустроенных домах. Более 90% населения были неграмотными. Питались вдоволь только по религиозным праздникам. Таким образом, малоземельные и безземельные крестьяне жили в неимоверной нужде и нищете.

Наши рекомендации