Занятие 3. Цветные парочки
Цели.Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы.Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.
Ход занятия
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно.
Занятие 4. Разноцветные палочки
Цели.Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы.Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
Ход занятия
Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
Занятие 5. Ниточки для шариков
Цели.Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы.Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов.
Ход занятия
Перед началомзанятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки.
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».
Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.
Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения
Занятие 6. Построим башню
Цели.Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».
Материалы.Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).
Ход занятия
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».
Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.
В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям но одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
Занятие 7. Бегите ко мне!
Цели.Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.
Материалы.Флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).
Ход занятия
Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх.
В следующий раз поднимите флажок другого цвета.
Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.
Занятие 8. Наряжаем кукол
Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.
Ход занятия
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы.
В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.