Противоречия «оттепели» и новые веяния в искусстве, науке и образовании

Введение

Пе­ри­о­дом «от­те­пе­ли» на­зы­ва­ет­ся время прав­ле­ния Н.С. Хру­ще­ва(рис. 1) в СССР с 1953 по 1964 гг. Эти 11 лет были очень про­ти­во­ре­чи­вы­ми в сфере куль­ту­ры, науки, ис­кус­ства, об­ра­зо­ва­нии и об­ще­ствен­ной жизни.

Предпосылки «оттепели»

Что же спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию науки, об­ра­зо­ва­ния, ис­кус­ства, куль­ту­ры и об­ще­ствен­ной жизни и опре­де­ля­ло их в эпоху «от­те­пе­ли»?

Во-пер­вых, это раз­вен­ча­ние «куль­та лич­но­сти» И.В. Ста­ли­на. Про­цес­сы де­ста­ли­ни­за­ции и де­мо­кра­ти­за­ции, ко­то­рые шли в по­ли­ти­че­ской жизни Со­вет­ско­го Союза в пе­ри­од прав­ле­ния Хру­ще­ва, непо­сред­ствен­но за­де­ва­ли вы­ше­на­зван­ные сферы. Имен­но в 1953–1964 гг. со­вет­ские пи­са­те­ли и поэты со­зда­ли зна­чи­мые ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, ко­то­рые ока­за­ли очень се­рьез­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь об­ще­ства.

В то же время не стоит за­бы­вать о том, что кон­троль го­су­дар­ства не пре­кра­щал­ся над ду­хов­ной сфе­рой об­ще­ства. С одной сто­ро­ны, го­су­дар­ство фи­нан­си­ро­ва­ло сферу куль­ту­ры, а с дру­гой сто­ро­ны, оно тре­бо­ва­ло, чтобы де­я­те­ли куль­ту­ры и ис­кус­ства от­ра­жа­ли офи­ци­аль­ную го­су­дар­ствен­ную идео­ло­гию, то есть от­ра­ба­ты­ва­ли вы­дан­ные им день­ги.

Кроме того, боль­шую роль иг­ра­ла эко­но­ми­ка. На­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс по­ло­жи­тель­но ска­зал­ся на раз­ви­тии есте­ствен­ных и точ­ных наук в тео­ре­ти­че­ском плане, равно как и на ме­ди­цине, ин­же­не­рии, стро­и­тель­стве, кос­мо­нав­ти­ке и дру­гих при­клад­ных об­ла­стях. Таким об­ра­зом, тех­ни­че­ско-при­клад­ным об­ла­стям зна­ний в эпоху «от­те­пе­ли» уде­ля­лось боль­ше вни­ма­ния, чем со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ным на­у­кам.

Огром­ную роль в раз­ви­тии «от­те­пе­ли» сыг­ра­ло еще и то что «же­лез­ный за­на­вес», воз­ник­ший в эпоху Ста­ли­на, начал по­сте­пен­но осла­бе­вать во вре­ме­на прав­ле­ния Хру­ще­ва. Из дру­гих стран в СССР и на­о­бо­рот про­ни­ка­ли раз­лич­ные тео­рии, идеи, мысли.

В воз­ник­но­ве­нии «от­те­пе­ли», на­ко­нец, одной из глав­ных при­чин была лич­ность Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря СССР – Н.С. Хру­ще­ва. Ни­ки­та Сер­ге­е­вич, как на­сто­я­щий боль­ше­вик, был вос­пи­тан в тра­ди­ци­ях «ре­а­ли­стич­но­го и пра­виль­но­го» ис­кус­ства, что по­вли­я­ло на его ху­до­же­ствен­ные взгля­ды.

Противоречия «оттепели» и новые веяния в искусстве, науке и образовании

С одной сто­ро­ны, в 1953–1964 гг. в СССР шла де­ста­ли­ни­за­ция, в куль­ту­ре и ис­кус­стве по­яв­ля­лись про­из­ве­де­ния, раз­об­ла­чав­шие ста­лин­скую эпоху. С дру­гой сто­ро­ны, кри­ти­ка Ста­ли­на была очень узкой.Толь­ко после мно­же­ства уси­лий и лич­но­го вме­ша­тель­ства Н.С. Хру­ще­ва А.И. Сол­же­ни­цын смог опуб­ли­ко­вать роман «Один день Ивана Де­ни­со­ви­ча», рас­ска­зы­ва­ю­щий о ла­ге­ре ГУЛАГ. «Белые одеж­ды» В.Д. Ду­дин­це­ва (роман о борь­бе на­сто­я­щих уче­ных с псев­до­уче­ны­ми), а также дру­гие ра­бо­ты под­вер­га­лись кри­ти­ке, а ка­кие-то во­об­ще не уви­де­ли свет из­да­тель­ства.

Де­мо­кра­ти­за­ция в куль­ту­ре и ис­кус­стве про­яв­ля­лась по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­вое на­прав­ле­ние – это раз­ре­ше­ние раз­лич­ных сти­лей в ис­кус­стве. То есть ху­дож­ни­кам, по­этам, му­зы­кан­там и дру­гим людям, ра­бо­та­ю­щим в сфере ис­кус­ства, раз­ре­ши­ли со­зда­вать про­из­ве­де­ния по сво­е­му усмот­ре­нию (среди по­этов новых ве­я­ний это были, Р.И. Рож­де­ствен­ский и А.А. Воз­не­сен­ский и дру­гие, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли в своих про­из­ве­де­ни­ях ли­те­ра­тур­ные при­е­мы ран­не­го твор­че­ства В.В. Ма­я­ков­ско­го; в му­зы­каль­ной сфере это был джаз как новая му­зы­каль­ная форма). С дру­гой сто­ро­ны если ру­ко­вод­ству СССР не нра­ви­лись неко­то­рые из­ме­не­ния в сфере ис­кусств то оно на­кла­ды­ва­ло за­пре­ты либо огра­ни­чи­ва­ло их.

Что ка­са­ет­ся по­ли­ти­че­ской жизни при Н.С. Хру­ще­ве вы­ска­зы­вать­ся за де­мо­кра­ти­за­цию об­ще­ства и по­ли­ти­ки было можно, но до опре­де­лен­но­го пре­де­ла. Имен­но в эпоху «от­те­пе­ли» по­яв­ля­лись сти­хо­тво­ре­ния по­этов о по­ли­ти­ке, те­ле­ви­зи­он­ный са­ти­ри­че­ский жур­нал «Фи­тиль», в ко­то­ром кри­ти­ко­ва­лись недо­стат­ки со­вет­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Среди ху­до­же­ствен­ных филь­мов в таком на­прав­ле­нии мысли были «Кар­на­валь­ная ночь» , «Добро по­жа­ло­вать, или по­сто­рон­ним вход вос­пре­щен» .

Кон­так­ты с За­па­дом во вре­ме­на «от­те­пе­ли» по­сте­пен­но рас­ши­ря­лись.Со­вет­ские люди ез­ди­ли за гра­ни­цу. Сна­ча­ла это были де­я­те­ли ис­кус­ства, куль­ту­ры, спортс­ме­ны,. Потом в дру­гие стра­ны на­ча­ли ез­дить и обыч­ные люди. В 1957 г. в г. Москве про­во­дил­ся VI Все­мир­ный фе­сти­валь мо­ло­де­жи и сту­ден­тов.

В 1958 г. в Со­вет­ском Союзе про­во­дил­ся Меж­ду­на­род­ный му­зы­каль­ный кон­курс имени П.И. Чай­ков­ско­го.В 1959 г. был про­ве­ден пер­вый Мос­ков­ский Меж­ду­на­род­ный ки­но­фе­сти­валь. Ве­ду­щие ре­жис­се­ры того вре­ме­ни меч­та­ли, чтобы их при­гла­си­ли на него.

За время прав­ле­ния Н.С. Хру­ще­ва, по срав­не­нию с эпо­хой И.В. Ста­ли­на, ре­прес­сий было зна­чи­тель­но мень­ше, но за ста­тьи по ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и про­па­ган­де, кле­ве­те на со­вет­ский строй и т. д. было преду­смот­ре­но стро­гое на­ка­за­ние. Неугод­ных го­су­дар­ству людей са­жа­ли в тюрь­мы.

В науке. Опре­де­лен­ные дис­кус­сии и споры раз­ре­ша­лись среди ис­то­ри­ков, био­ло­гов, вра­чей и так далее. Ге­не­ти­ке был воз­вра­щен на­уч­ный ста­тус, так как ру­ко­вод­ство стра­ны осо­зна­ло, на­сколь­ко важна эта наука для че­ло­ве­ка. В ис­то­рии и по­ли­ти­ке «культ лич­но­сти» был за­ме­нен на т. н. «культ на­род­ных масс», от ис­то­ри­ков тре­бо­ва­ли встав­лять в свои на­уч­ные ра­бо­ты идеи и рас­суж­де­ния о ре­ша­ю­щей роли на­род­ных масс в ми­ро­вой ис­то­рии. Вы­да­ю­щи­е­ся до­сти­же­ния были сде­ла­ны в об­ла­сти фи­зи­ки. Среди уче­ных-фи­зи­ков можно вы­де­лить А.М. Про­хо­ро­ва (рис. 13), Л.Д. Лан­дау (рис. 14), Н.Г. Ба­со­ва (рис. 15) и дру­гих. Много со­вет­ских уче­ных по­лу­чи­ли Но­бе­лев­ские пре­мии в раз­ных об­ла­стях зна­ний.

В об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния тоже были про­ве­де­ны раз­лич­ные из­ме­не­ния. Вво­ди­лось все­об­щее один­на­дца­ти­лет­нее об­ра­зо­ва­ние и про­фес­си­о­наль­ная под­го­тов­ка школь­ни­ков к раз­лич­ным тех­ни­че­ским спе­ци­аль­но­стям (на­при­мер, ме­ха­ни­ка, то­ка­ря, фре­зе­ров­щи­ка, кра­нов­щи­ка и т. д.). Про­во­ди­лись и дру­гие ре­фор­мы в об­ра­зо­ва­нии. Бла­го­да­ря им со­вет­ское об­ра­зо­ва­ние в то время было одним из луч­ших в мире.

В об­ще­стве со­зда­ва­лась уни­каль­ная ат­мо­сфе­ра по­пу­ляр­но­сти по­этов, пи­са­те­лей, уче­ных, об­ще­ствен­ных де­я­те­лей и т. д. Имен­но в эпоху «от­те­пе­ли» по­явил­ся такой му­зы­каль­но-ли­те­ра­тур­ный жанр, как бар­дов­ская песня.Поэты пи­са­ли сти­хо­тво­ре­ния, под­би­ра­ли му­зы­ку на ги­та­рах и сами ис­пол­ня­ли свои песни. Среди ис­пол­ни­те­лей-бар­дов были наи­бо­лее по­пу­ляр­ны В.В. Вы­соц­кий, Б.Ш. Окуд­жа­ва, А.А. Галич . Также по­пу­ляр­ной в СССР в пе­ри­од с 1953 по 1964 гг. стала на­уч­ная фан­та­сти­ка. Вы­да­ю­щим­ся де­я­те­лем этого ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния был И.А. Еф­ре­мов. Мас­со­вость бар­дов­ской песни и по­все­мест­ное об­суж­де­ние про­из­ве­де­ний по­этов, пи­са­те­лей, му­зы­кан­тов, на­уч­ных работ по­ка­зы­ва­ли, что со­вет­ские граж­дане ин­те­ре­со­ва­лись своей куль­ту­рой, ис­кус­ством и на­у­кой, были нерав­но­душ­ны ко всему этому.

Под­во­дя итог всему вы­ше­ска­зан­но­му, можно ска­зать, что со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская, по­ли­ти­че­ская и ду­хов­ная жизнь у людей в пе­ри­од «от­те­пе­ли» улуч­ши­лась. Зар­пла­та уве­ли­чи­ва­лась, места куль­тур­но­го и на­уч­но­го до­су­га стали по­все­мест­но до­ступ­ны, то­ва­ров в ма­га­зи­нах хва­та­ло. В целом, несмот­ря на свои про­ти­во­ре­чия, эпоха «от­те­пе­ли» имела свои по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны и непо­вто­ри­мый ис­то­ри­че­ский ко­ло­рит.

Социальные реформы.

Одной из самых важных отраслей реформ Хрущёва была социальная сфера. Уровень жизни советских граждан, несмотря на выход СССР на передовые рубежи во многих направлениях науки и техники, оставался очень низким.

Наиболее остро стоял жилищный вопрос. Многие граждане проживали в коммуналках, бараках, землянках и прочих малоприспособленных для жилья помещениях.

4 ноября 1955 г. было принято решение о массовом строительстве жилья. Скорейшее решение жилищной проблемы, которой Хрущёв отвел 10-12 лет, планировалось достичь не только за счёт увеличения капиталовложений, но и за счёт удешевления жилья. Был принят проект Лагутенко К-7 – дома, в народе получивших название «хрущёвка».

XX съезд КПСС в феврале 1956 г. принял решение о сокращении расходов на строительство на 20 %, что достигалось за счёт удешевления всех элементов в строительстве. Это совмещённый санузел, снижение высоты потолка, ликвидации лифтов, краны с длинным носиком – один на раковину и ванну и т.п. Для удовлетворения потребностей жителей маленьких квартир разрабатывалась мебель-трасформеры.

Значение этой кампании можно оценивать по-разному.

1. С одной стороны, население выезжало из бараков и коммуналок и получало отдельное жильё, что имело огромный положительный результат, и новосёлы встречали ордера с огромной радостью.

2. С другой стороны, экономия бетона и металла при строительстве вела к разбазариванию земли и тепла. 5-этажки занимали много места и не держали тепло, так что фактически они отапливали улицы.

В 1956 г. был принят Закон о пенсиях, по которому размер пенсий по старости составлял не менее 50 % от заработка, и устанавливался самый низкий в мире возрастной ценз: для мужчин – 60 лет при стаже 25 лет, для женщин – 55 при стаже 20 лет. Этот закон дал пенсионерам более или менее безбедную жизнь, но он не касался колхозников, которые имели свои приусадебные участки. Только в 1964 году впервые были введены пенсии колхозникам

Подверглась изменениям и рабочая неделя, с 48 часов сниженная до 41 часа при двух выходных днях.

Наблюдался рост и заработной платы, но он был достаточно низким, и главной причиной этого являлся медленный рост производства потребительских товаров и сохранение превышения спроса над предложением.

В сер. 50-х гг. остро вскрылись проблемы образования.

1. Во-первых – в этот период на предприятие пришло поколение родившихся во время войны, которое было очень малочисленно и не могло удовлетворить потребности растущей промышленности.

2. Во-вторых – молодёжь в школах ориентировалась на поступление в ВУЗы, и не готовило себя для производства.

Вузы же могли принять лишь четверть всех желающих.

С середины 50-х годов была отменена плата за обучение в средних и высших учебных заведениях.

В 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Закон ввёл всеобщую обязательную 8-летнюю среднюю школу, в которой среднее образование должно было сочетаться с производственным обучением в школьных мастерских. Дальше учащийся мог остаться в школе и получить полное среднее 11-летнее образование, либо завершить обучение в профессиональной школе, техникуме, вечерней или заочной школе рабочей молодежи. Всё это должно было разнообразить и, главное, приблизить школу к производству.

Но не следует и преувеличивать достигнутые результаты. В 50-нач. 60гг. почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие выросли с мая 1962 года почти на столько же. К 1964 году стал резко ощущаться недостаток продовольственных товаров, порождая среди населения недовольство и стихийные возмущения. В некоторых случаях ситуация выходила из-под контроля властей. В октябре 1959 года было подавлено выступление рабочих в Караганде, в июне 1962 года расстреляна семитысячная демонстрация в Новочеркасске, где рабочие протестовали против ухудшения своего материального и социального положения.

Наши рекомендации