Определение места на галсах по створу и прямым засечкам с берега одним инструментом
7.3.4. В этом способе место на галсах определяется двумя линиями положения: направлением галса и засечкой с берега одним инструментом, установленным на пункте с известными координатами. Исполнитель, стоящий у мензулы, непрерывно следит за передвигающимся по галсу катером, одновременно совмещая край линейки кипрегеля с точкой стоянки на планшете. По сигналам катера по линейке кипрегеля прочерчиваются короткие направления (на измеряющий глубины прибор) в месте пересечения линейки с линией соответствующего галса. Одновременно у засечки отмечается ее код (номер засечки или цвет флага отмашки).
Засечки одной мензулой могут выполняться в двух вариантах: в масштабе плана или безмасштабными.
В первом варианте перед началом работ на планшете (листе ватмана) разбивается сетка и наносятся по координатам все пункты съемочных геодезических сетей, попадающие в границы данного планшета. Кроме того, по данным полевой разбивки на планшет наносятся все размещающиеся на нем галсы.
Все засеченные глубины будут нанесены на план в соответствующем масштабе, что значительно упрощает дальнейшую камеральную обработку материалов. К недостаткам этого способа следует отнести: ограниченное количество галсов, попадающих на один планшет, по которым представляется возможным произвести засечки с одной стоянки, а также необходимость уже до начала производства промерных работ иметь данные по плановому обоснованию и разбивке галсов.
Во втором варианте засечки выполняются безмасштабными. Для этого на чистом листе ватмана накалывается произвольная точка, обозначающая стоянку инструмента, и от нее проводятся дуги произвольных радиусов, которые принимаются за линии галсов. Мензульная доска ориентируется в направлении промера и надежно закрепляется, после чего из точки стояния прочерчиваются направления на пункты съемочных геодезических сетей.
Если мензула находится на пункте, координаты которого известны, то направлений на пункты ориентирования должно быть не менее двух. В том случае, если стоянка выбирается произвольная, то направлений на пункты, имеющие координаты, должно быть не менее четырех.
Средние квадратические погрешности планового положения глубин (в м) при определении их места по створу и засечке с берега одной мензулой рассчитываются по формуле:
где θ - угол пересечения линий положения (допускается в пределах 30 - 150°);
mα - средняя квадратическая погрешность направления, принимаемая для кипрегеля равной ±7';
db - длина засечки, м;
p - величина максимального уклонения от линии створа, при котором расствориваются знаки;
где D - расстояние от определяемой точки до переднего створного знака в км;
d - расстояние между створными знаками в км.
Определение места на галсе прямыми засечками с берега двумя теодолитами (электронными тахеометрами)
7.3.5. При определении места на галсе прямыми засечками с берега двумя теодолитами, теодолиты ориентируются взаимно или на любые другие пункты съемочных геодезических сетей.
При взаимном ориентировании нули лимба и алидады теодолитов совмещаются, а засечки производятся при разных у каждого теодолита положениях вертикального круга с тем, чтобы углы засечек составляли внутренние углы треугольников, образованных линией базиса и засечками.
При ориентировании теодолитов на любые другие пункты лимб каждого теодолита устанавливается с таким расчетом, чтобы отсчеты при засечках соответствовали дирекционным углам. В этом случае засечки производятся при одном положении вертикального круга (КП или КЛ).
Образец засечек в журналах приведен в приложении Д.
Коллимационная ошибка теодолитов не должна превышать 1'.
На станциях ведутся журналы, в которые записываются порядковые номера засечек, соответствующий код (цвет флажка, условный позывной и пр.) и измеренные направления (углы) (приложение Д).
Средние квадратические погрешности планового положения глубин при определении их места засечками с берега двумя теодолитами рассчитываются по формуле:
где mα - средняя квадратическая погрешность измеренного направления на движущийся катер, принимается равной 1';
θ - угол пересечения линий положения (допускается в пределах от 20° до 160°);
D1 и D2 - длины засечек, км.