Глава 1. Первые конструктивные элементы зданий.
Введение
С древних пор архитектурные ансамбли и их системы являлись самой высокой целью архитектурного творчества. Возникновение таких ансамблей и систем зависело, в первую очередь, от системы потребностей, воплощаемых в первичном функционально-эстетическом комплексе сооружений.
Сооружением является объемная материальная строительная единица, состоящая из соответствующих конструкций, а здание—это разновидность наземного строительного сооружения с помещениями, созданного в результате строительной деятельности в целях осуществления определенных потребительских функций, таких как проживание, хозяйственная или иная деятельность людей, размещение производства, хранение продукции или содержание животных. Поэтому здания делятся на гражданские, промышленные, сельскохозяйственные, культовые и оборонные здания.
В формировании объектов архитектурной среды особенно велика роль многообразных структур (принципов строения, способов связи элементов). Эта структурность объективно проявляется в и в организации архитектурного пространства, и в конструктивных решениях, и в наполненности предметными структурами, и в средах в целом. В отличие от конкретной формы объекта, формообразующие структуры абстрактны, что, возможно, и делает различные структуры активными формообразующими средствами. Проектирование, понимаемое как процесс восхождения от абстрактного к конкретному, может рассматриваться через организацию взаимодействия множества структур, которые синтезируются в итоге в конкретную форму объекта.
В современных условиях проектирования существенно, какие именно структуры с самого начала составляют основу формообразования, а какие могут корректироваться, видоизменяться или вообще выступать пассивным результатом формообразования. А,следовательно, возникают специфические вопросы взаимосвязи функциональных, объемно-планировочных схем с композиционными принципами.
Именно архитектор-проектировщик составляет проект нового знания, который будет предусматривать возможность получения свойств важных для потребителя, что приводит весь процесс проектирования в сложный творческий поиск.
Поэтому, я считаю, что дизайн неразрывно связан с архитектурой. Ведь конечный результат проекта должен иметь не только практическую значимость, но также иметь индивидуальность и эстетическую ценность, чтобы заинтересовать заказчика.
Очевидно, что главное в решении поставленной задачи – это соподчинение пространства, массы и светового потока, соразмерность и согласованность отдельных элементов структуры. С помощью этих трех основных категорий теории композиции организованного пространства, массы конструкций и материала, а также света, все характеристики объединяются в единое целое. При помощи, которой мы создаем не только функционирующий объект, но и его художественный образ.
Нельзя забывать при этом, что как в отдельных сооружениях, так и в комплексах всегда между собой взаимодействуют внутренние и внешние пространства, поэтом главная задача дизайнера-архитектора - это работа над пространством.Дизайнер-архитектор - это технолог окружающей среды. Основная задача архитектора заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно - планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека.
А так как существует разделение зданий по назначению, тои различаются проектные решения к ним. Ведется работа с конкретным объектом, имеющим четкий адрес среды обитания,будь то предметно-пространственная среда жилища, предметно-пространственная средаобъектов промышленного и административного назначения, предметно-пространственная среда и элементы визуальной информации какой-либо части города, отдельного района или конкретного важного узла.
Учёт всех этих аспектов, необходимость знания основных конструктивных элементов здания, а также умение формировать эмоциональное содержание среды, передавая гаммы чувств и настроений, одни из наиболее важных знаний архитектора-дизайнера.
Глава 1. Первые конструктивные элементы зданий.
Современная историческая наука развивается стремительными темпами. Мы многое уже знаем о возникновении Земли, зарождении жизни и распространении живых существ по всей планете. Огромны пространства, в которых протекают эти процессы. Существование нашей планеты исчисляется несколькими миллиардами лет. Ведутся попытки моделирования зарождения жизни на Земле, создана и постоянно уточняется эволюция смены одних форм жизни другими.
Современная наука опирается на труды писателей, ученых, философов, археологические раскопки и исторические сооружения. Однако наиболее противоречивая из всех это наука о возникновении человека. Существует множество теорий насчет появления человека на Земле это и религиозная, и космическая, и научная.
Наверное, самой популярной является научная теория Чарльза Дарвина, где он обосновал, что человек и обезьяна имели общего предка, от которого развитие, пошло по двум направлениям, одно из них привело к появлению человека разумного.
Носителями культуры вдревнем каменном веке были предки современного человека, освоившие каменные орудия труда, однако социальная организация людей находилась на стадии первобытного стада, которое было неустойчивым и формировалось с целью охоты, защиты от врагов, животных, стихии. Орудия работы – наиболее примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты. Хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте, люди вели кочевой образ жизни. И уже в палеолите, зарождается искусство, которое было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями, обрядами, наскальными рисунками, геоглифами, зооморфной и антропоморфной скульптурой малых формиз кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках. А вот памятников архитектуры не сохранилось, поэтому о характере жилищ и поселений мы можем судить по остаткам, находимым в ископаемых стоянках.
Несколько позднее находят расчищенные площадки, очевидно предназначенные для строительства жилищ, однако неандертальцы из-за довольно холодного климата продолжают жить в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур. Позднее начинаются создаваться наземные поселения, которые состояли из ряда центральных опор, поддерживающих коньковую жердь, на которую опирались стропила, врытые в землю, или же землянки и полуземлянки с укреплёнными стенами и лазом через крышу, который одновременно служил дымоходом.
Однако уже в мезолите,среднекаменной эпохе, период между палеолитом и неолитом, стеновые каркасы начинают обмазывать кирпичом - сырцом или глиной, а длинные родовые дома начали делить на помещения для отдельных семей, с помощью перегородок.
Однако не всё, из перечисленного выше, сохранилось до наших дней в первозданном виде, в связи с многочисленными природными факторами.
Однако наиболее ярким примером первых архитектурных сооружений, созданных человеком, являются мегалиты, доисторические сооружения из больших блоков, которые делятся на менгиры, дольмены и кромлехи.
Архитектурное начало сильнее всего выражено в дольменах. Это погребальные или культовые сооружения из двух или более вертикально стоящих плит, перекрытых горизонтальной плитой, внутри которого иногда имелись коридоры и ряд камер (имеются опоры и перекрытия — основные составляющие архитектурной постройки). В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие — круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, — однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку. Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу, которая перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.Дольмены широко распространены в Западной Европе, в Северной Африке, в Крыму.
Более сложными считаются кромлехи, древние сооружения, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющие собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Однако кромлехи создавались не только из камней, но также и из дерева.
Назначение данных сооружений не всегда до конца ясно. Это может быть как ритуальное преграждение погребальных конструкций, обсерватории, ритуальные храмы или выполняющие технологические функции, такие как, предотвращение сползания искусственных холмов и курганов и т.д.
Уже в первую городскую цивилизацию Шумер, начинают использовать сырцовые кирпичи из смеси глины песка и соломы, араствором служила смесь песка или жидкой глины. Основу архитектуры того времени составляют зиккураты и дворцы. Конструктивной особенностью монументального зодчества было применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.
Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южногоДвуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. В городе Ассирии строятся стены с башнями, а Дур-Шаррукин, Ниневиябыли построены на искусственных платформах. Многие города этого времени имеют мощеные улицы, стены, дворцы и ворота, которые всячески украшены барельефами, глазурью и т.д.
Родоначальником архитектуры же по праву считают Древний Египет, который был лишен строительного леса, а основная растительность были пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит.Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Древнеегипетские дома же строили из грязи, добываемой в Ниле, которую оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.
В Кикладской цивилизации, которую относят к раннему бронзовому веку, возникли поселения, укреплённые стенами с башнями. Погребения совершались в каменных ящиках — цистах, затем в купольных гробницах.Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию, пользовались ванными и бассейнами.
Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб.
Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Оно породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. Если верить Павсанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте из нескольких ступеней и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получалось что-то в роде крыльца или крытых сеней и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах». В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фасада, устраивалось и с противоположной стороны . Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями.
Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура, при самом своём зарождении, усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.
Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Если взять параллелепипед А и покрыть его куполом в виде сферического сегмента B, то купол будет подпираться только четырьмя точками вертикальных стен, и внутри сооружения образуются впалые углы, вредящие впечатлению лёгкости и гармоничности сооружения.
Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.
Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс).
В первое время византийский купол имел довольно плоскую форму, потом — более возвышенную, но стоял непосредственно на арках и парусах; впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось уже не сегментом сферы, а возвышенной главой. Нередко здание имело, кроме купола или главы над средним пространством, ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.
Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении, и потому называлась гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом.
Вообще внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.
Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре.
Наиболее значимые архитектурные стили:
Доисторическая архитектура.
Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
Романская архитектура. X—XII вв.
Готика. XII—XV вв.
Возрождение. Начало XV — начало XVII в.
Барокко. Конец XVI века — начало XVIII в.
Рококо. Начало XVIII — конец XVIII в.
Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек.
Середина XVIII—XIX в.
Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
Модернизм. Начало 1900-х — 1980-е гг.
Конструктивизм. 1920-е — начало 1930-х гг.
Постмодернизм. С середины XX в.
Хай-тек. С конца 1970-х гг.
Деконструктивизм. С конца 1980-х гг.