Заглубление тралящей части

8.2.2. Заглубление тралящей части назначается из условия проверки чистоты судового хода на уровне проектного дна (прибрежных участков морей, озер, водохранилищ, судоходных каналов, шлюзованных участков рек) или на отметках, соответствующих заданным дифференцированным глубинам (на перекатах и других участках рек в свободном состоянии).

Дифференцированные глубины на перекатах и других участках рек задаются в зависимости от уровня воды на опорном уровенном посту УГМС.

При значительном удалении переката от опорного поста (свыше 50 км) на перекате устанавливается уровенный пост, уровни на котором посредством однодневной связки связываются с уровнями на опорном посту. Дифференцированные глубины на этом перекате в этих случаях связываются с уровнями на перекатном уровенном посту.

В отдельных случаях глубина заглубления тралящей части задается относительно уровней приведения глубин. Такими уровнями являются:

проектный уровень, установленный на опорных постах УГМС, расположенных на реках;

НПУ (нормальный подпорный уровень) водохранилищ;

средний многолетний уровень для морей без приливов или для морей, где средняя величина приливов не превышает 50 см;

ТНГ (теоретический нуль глубин) для морей с приливами.

В зависимости от того, в каком измерении задана величина погружения тральной полосы, принимаются следующие формулы для ее вычисления.

Для озер, морей, водохранилищ, каналов и др. с заданной отметкой траления проектного дна глубина погружения вычисляется по формуле:

h = Hраб.ур. - Hдно + ΔH.

Для случаев, когда глубина траления задается относительно уровней приведения глубин (НПУ, проектный уровень, средний многолетний, ТНГ):

h = H + (Hраб.ур. - Hпр.) + ΔH;

для перекатов, где установлены дифференцированные глубины:

h = Hдиф. + ΔH.

В приведенных формулах приняты следующие обозначения:

h - глубина погружения тралящей части;

Hраб.ур. - отметка рабочего уровня воды (во время производства траления);

Hдно - отметка проектного дна;

Н - глубина траления, заданная относительно уровней приведения глубин;

Hпр. - отметка уровня приведения (проектный, НПУ и др.);

Hдиф. - дифференцированная глубина на перекате (установленная в зависимости от уровней на опорном или перекатном уровенном посту);

ΔН - запас на неточность траления, принимаемый (в зависимости от типа трала и глубины траления) в пределах 5 - 20 см. При работах в условиях волнения принимается дополнительный запас на волну.

При производстве траления во всех случаях необходимо знать отметку рабочего уровня на участке работ. На участке или вблизи от него должен постоянно функционировать уровенный пост, надежно привязанный в высотном отношении к реперам государственного нивелирования.

Колебания уровня воды принимаются в расчет при определении глубины погружения трала.

Определение места на тральных галсах, плановая привязка мест задевов трала

8.2.3. Разбивка тральных галсов, выполненная с целью исключения возможных пропусков (окон) при тралении. Определение планового положения точек галсов контролирует правильность хождения трала по галсу и обеспечивает геодезическими данными ось протраленной полосы.

С этой целью на береговом участке (при необходимости и на мелководьях акватории) создается плановое съемочное обоснование, которое должно обеспечить координирование тральных галсов, а также плановую привязку граничных вех обследуемого участка, знаков судоходной обстановки и мест задевов трала.

В случаях, когда тральные работы заданы в комплексе с другими видами гидрографических работ, плановое обоснование строится в соответствии с требованиями заданных масштабов топографической съемки и промеров глубин.

Если траление выполняется как самостоятельный вид работ, плановое обоснование строится в соответствии с требованиями масштабов 1:500, 1:1000 или 1:2000, в зависимости от протяженности и размеров участка траления. Выбор того или иного масштаба обосновывается в проекте производства работ (программе работ).

Определение планового положения тральных галсов производится с использованием спутниковой геодезической аппаратуры или инструментальными прямыми засечками с пунктов обоснования или обратными засечками двумя секстантами с трала (с построением гониометрической сетки на рабочих планшетах), из расчета получения интервалов между обсервированными точками не свыше 3 - 4 см плана.

Данные засечек обрабатываются и наносятся на планшет траления. Полученные при тралении разрывы между галсами (окна) закрываются дополнительными тральными галсами.

Все подробности при производстве тральных работ заносятся в рабочий журнал траления, в котором также указывается время начала и окончания каждого галса, глубина погружения трала, рабочий уровень воды, сведения о задевах трала.

Все места задевов трала обозначаются на месте контрольными буйками или вехами, автоматически сбрасываемыми с трала. Эти места подлежат плановой привязке и последующему детальному обследованию (в пределах тральной полосы), которое заключается в выявлении характера задева и определении наименьшей глубины в районе задева.

Места задевов по вычисленным координатам наносятся на рабочие планшеты траления (отмечаются красным цветом).

Данные обследования и плановой привязки мест задевов трала сводятся в ведомость, примерный образец которой помещен в приложении К.

Наши рекомендации