Плавсредства для промеров глубин
7.5.1. Плавсредства для промера глубин:
должны быть моторизованными, достаточно быстроходными и маневренными;
обеспечивать возможность промера непосредственно у берегов и на мелководье;
обеспечивать безопасность производства работ в данных конкретных условиях (большие скорости течения, волна и пр.).
7.5.2. Расположение палубных надстроек и габариты катера, с которого промеры глубин выполняются эхолотом, а определения - обратной засечкой с использованием гониометрической сетки, должны обеспечить нахождение наблюдателей в непосредственной близости от забортного устройства эхолота, а также возможность одновременного измерения углов и фиксации оперативной отметки на эхограмме.
7.5.3. Рулевой катера должен постоянно видеть рабочую прокладку промерных профилей.
В настоящее время применяются следующие плавсредства:
для выполнения промеров глубин по размеченному линю, наметкой и ручным лотом - килевая шлюпка с одной или двумя парами весел;
для выполнения промерных работ с использованием эхолота на реках всех категорий - дюралюминиевая шлюпка типа «Казанка» с подвесным мотором мощностью до 20 л.с. или дюралюминиевая шлюпка типа «Прогресс» с мотором мощностью 25 - 30 л.с.;
для выполнения промерных работ в устьевых участках крупных рек и прибрежных районах морей, крупных озер и водохранилищ, когда определение места на галсах выполняется обратными засечками с катера двумя секстанами или радиодальномерной или фазовой системой - катер со стационарным двигателем мощностью от 50 до 100 л.с.;
для выполнения промерных работ на крупных водоемах или в море при максимальном удалении от берегов не более 10 км с определением места на галсах радиодальномерной системой - закрытый катер типа «Ярославец»;
для выполнения промерных работ по всей чаше крупных озер и водохранилищ или в большом удалении от берегов (более 10 км) с определением места на галсах радиодальномерными или фазовыми системами - катер морского или озерного типа с двигателем мощностью - 150 л.с.;
для выполнения промера маятниковым способом - две однотипные шлюпки (вельботы, четверки, ледянки) грузоподъемностью не менее чем по 0,5 т (для устройства из них катамарана), походная баржа или катер с двигателем мощностью 90 - 150 л.с., позволяющие установку лебедки на корме и усиленного шпиля на носу, якоря весом до 200 кг и 100-метровой якорной цепи для использования их в качестве стоечного судна;
промеры глубин на шельфовом участке моря выполняются с морского гидрографического судна;
скорость движения промерного катера (шлюпки) лимитируется как приборами для измерения глубин, так и способами определения места на галсах;
Наименьшая скорость передвижения отмечается при промерах глубин по размеченному линю. Здесь она ограничивается не только временем передвижения от марки к марке с задержкой у каждой из них для измерения глубины (наметкой, лотом), но и временем, необходимым для подготовки следующего галса (перенесение и натягивание линя). Увеличение скорости продвижения такого вида промера может быть достигнуто организацией второй бригады, подготавливающей последующий галс вторым размеченным линем.
При измерении глубин ручным способом, по свободным галсам, скорость движения промера зависит от интервалов времени, необходимых для погружения наметки (лота) до дна водоема и визуального отсчета глубин. Скорость движения промера здесь составляет 4 - 6 км/час и может быть несколько увеличена за счет введения в бригаду второго наметчика (лотового), работающего с противоположной стороны носовой части катера (шлюпки).
Скорость движения при промерах глубин эхолотом лимитируется наличием в русле водоема островов, осередков, мелей и других образований, способами зрительного определения места на галсах, при которых скорость движения катера должна обеспечивать установленные для определений интервалы времени. Скорость движения промерного катера, в этом случае, в среднем равна 5 - 10 км/час.
Наибольшей скорости продвижения промер эхолотом может достигать на крупных водоемах, свободных от русловых образований с определением места на галсах методом спутниковых определений или с использованием РГС.
Предельные скорости промера здесь зависят от технических возможностей эхолота и могут достигать 12 - 15 км/час.