По деформациям и трещиностойкости

Предельным состоянием конструкции по несущей способности считается такое, при котором в одном или нескольких ее поперечных сечениях усилия (нормальная сила N, изгибающий момент М) достигают предельных значений по прочности, по местным разрушениям стыков между сборными элементами. Нагрузка, вызывающая такое состояние, а в некоторых случаях — потерю устойчивости формы или положения конструкции, называется предельной по несущей способности.

Предельным состоянием по деформациям является такое состояние, при котором деформации конструкции (прогибы, смещения, осадки опорных частей) достигают предельно допустимых значений; предельным состоянием по трещиностойкости или по раскрытию трещин является такое, при котором возникают трещины в конструкции или возникшие трещины раскрываются сверх нормативных значений. Нагрузка, вызывающая хотя бы одно из указанных состояний, является предельной по деформациям.

Необходимо, чтобы значения расчетных нагрузок не превышали предельных значений.

Все тоннельные конструкции рассчитывают по несущей способности от воздействия основных и особых сочетаний расчетных значений нагрузок с применением коэффициентов условий работы конструкции и расчетных сопротивлений ее материалов.

По предельным состояниям второй группы расчеты должны производиться на основное сочетание нормативных нагрузок с применением нормативных характеристик материалов конструкции.

В основные сочетания включают постоянные нагрузки и временные от транспортных средств, а также временные строительные и эксплуатационные нагрузки.

Особые сочетания складываются из постоянных и некоторых временных нагрузок основного сочетания и особых воздействий.

К постоянным нагрузкам относятся горное давление, давление от засыпки грунта, собственный вес тоннельных конструкций, гидростатическое давление, давление грунта от веса наземных и подземных сооружений, усилия предварительного напряжения конструкций.

К временным нагрузкам относятся вес транспорта в тоннеле (если проезжая часть расположена не на бетонном или ином сплошном основании), нагрузки от наземного транспорта, строительно-монтажные нагрузки (давление щитовых домкратов, подъемно-транспортного оборудования, нагнетаемого за обделки раствора и воздуха при кессонных работах).

К особым нагрузкам относятся сейсмические и взрывные воздействия, а также неравномерные деформации оснований.

Нагрузки делят на: нормативные и расчетные. Нормативные нагрузки определяют в соответствии с указаниями СНиП II-40-80 и СНиП 2.05.03-84.

При курсовом проектировании тоннелей глубокого заложения, сооружаемых горным и щитовым способами, в сейсмически неактивных районах или при расчетной сейсмичности тоннелей менее 7 баллов можно ограничиться расчетом на основное сочетание нагрузок, включающих горное давление, собственный вес обделки и при необходимости – гидростатическое давление.

Основная предпосылка этого метода расчета состоит в том, что после возведения конструкции и нагнетания цементно-песчаного раствора за обделку достигается плотный контакт ее с грунтом. Тоннельная обделка становится конструкцией распорного типа, работающей совместно с окружающим грунтом.

Под действием внешних активных нагрузок обделка деформируется. В верхней части на участке так называемого "отлипания" она свободно перемещается в сторону выработки и характеризуется возникновением значительных изгибающих моментов. На остальной части контура, называемой отпорными участками, обделка перемещается в сторону массива, встречая противодействие грунта — упругий отпор, ограничивающий деформации конструкции и возникающие в ней изгибающие моменты. Чем больше упругий отпор, т.е. чем больше значение модуля деформации грунта, тем меньше будут изгибающие моменты в тоннельной конструкции.

Взаимодействие обделки с грунтом в статических расчетах учитывается зависимостью между напряжениями и деформациями грунта, аналитическое выражение которой соответствует принятой расчетной модели грунта. Имеется несколько моделей грунта:

Наши рекомендации