Выполните задания 2-5 по данному тексту.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Учебный год

Этап I (школьный)

Задания для 9 классов

(рассчитаны на выполнение в течение 3 часов)

Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________

Дата рождения_________________________ класс ___________

Максимальный балл за работу – 95 балла + 5 дополнительных баллов.

Задание № 1. В отрывке из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (используйте знаки соединения ∕ и разделения Ζ ).

Манилов долго стоял на крыльце провожаяуд…лявшуюсябричку и когда она уже соверше…о стала (не)видна он всё еще стоял куря трубку. (На)конец вошел он в комнату сел на стуле ипр…дался размышлению душевно радуясь что д…ставил гостю своему (не)большое уд…вольствие. Потом мысли его пер…неслись (не)заметно к другим предметам и (на)конец занеслись Бог знает куда. Он думал о благоп…лучии дружеской жизни о том как(бы) хорошо было жить с другом на берегу какой(нибудь) реки потом через эту реку началстроит…ся у него мост потом огромнейший дом с таким высоким бельведером что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких(нибудь) приятных предметах.<…> Потом что они (в)месте с Чичиковым приехали в какое(то) общество в хорошихкаретах где обв…рожают всех пр…ятностию обращения и что будто(бы) государь узнавши о такой их дружбе пожаловал их г…нералами.

Максимальное количество баллов – 30.(За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл, за каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла)

Выполните задания 2-5 по данному тексту.

Задание № 2. Можно ли считать выделенные в тексте слова синонимами? Объясните свой ответ.(1балл)

Максимальное количество баллов – 1.

__________________

__________________

Задание № 3. Найдите в тексте из первого задания слово, которое имеет следующее лексическое значение: «лёгкая постройка на возвышенном месте или надстройка над зданием, позволяющая обозревать окрестности». (1 балл)

Максимальное количество баллов – 1.

___________________

Задание № 4. Выпишите из текста первого задания устойчивые сочетания слов, характерные для языка XIX в., которые синонимичны данным ниже словам. (по 1 баллу за ответ)

а) мечтать — ________________________________________________________________

б) порадовать — _____________________________________________________________

Максимальное количество баллов – 2.

Задание № 5. Выпишите из сложных предложений текста первого задания следующие придаточные предложения (по 2 балла за ответ):

а) придаточное предложение имеет дополнительное значение степени __________________

б) придаточное предложение имеет дополнительное значение причины __________________

Максимальное количество баллов – 4.

Задание № 6. Найдите в каждой группе «лишнее» слово и обоснуйте свой выбор. (по 1 баллу за обоснование)

группы слов обоснование
розоватый, красноватый, желтоватый, зеленоватый  
колпачок, кулачок, бережок, скачок  
песок, курок, листок, замок

Максимальное количество баллов – 3.

Задание № 7.В русском языке есть слова, совпадающие друг с другом в произношении (без изменения места ударения) в отдельных грамматических формах. Такие словоформы называются омоформами (в отличие от полных омонимов).

Прочитайте приведённое ниже предложение, выпишите из него слова, которые имеют в русском языке омоформы. Составьте по одному словосочетанию или предложению с выписанными вами словами, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах. Укажите части речи, к которым принадлежат омоформы – в данном предложении и составленном Вами.

Максимальное количество баллов – 18.

Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. (С. Т. Аксаков. Aленький цветочек)

__________________________________________________

___________________

Задание № 8. Прочитайте текст на древнерусском языке и сделайте его прозаический перевод на современный русский язык.(Воспользуйтесь материалом дополнительных заданий, данных ниже.)

Максимальное количество баллов – 15 баллов + 5 дополнительных баллов.

О, далече зайде соколъ, птиць бья, ‒ к морю. А Игорева храбраго плъку не крѣсити! За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи по Рускои земли, смагу людемъ мычючи въ пламянѣ розѣ. Жены руския въсплакашась, аркучи: "Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!" А въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми. Тоска разлияся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху, а погании сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ от двора.

________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные задания

Ответьте на вопросы:

· Какое слово современного русского языка является исторически родственным слову тугою в тексте? (1 балл) _______________________________

· К какой части речи относится слово мычючи? (1 балл) _______________________________

Выпишите из предложенного текста ещё 1 слово той же части речи. (1 балл) ___________________

· Чем можно объяснить различия между написанием слов «злата и сребра» в древнерусском тексте и в современном русском языке? (2 балла)

___________________

___________________

___________________

___________________

Задание № 9. Отметьте справа знаком ˅ слова, в которых возможны равноправные варианты ударения (в том числе зависящие от значения слов).

Максимальное количество баллов – 4.

Баловать   Включишь  
Безудержный   Дозвонишься  
Мастерски   Донельзя  
Вероисповедание   Договорные (цены)  
Включит   Закупорить  
Втридорога   Каталог  
Ходатайство   Ракушка  
Нормировать   Завсегдатай  
Банты   Развитая  
Сливовый   Облегчить  

Задание № 10. Прочитайте текст. Проанализируйте языковые особенности текста, средства языковой выразительности, используемые автором. (Для оценивания достаточно показать использование автором 5 разнотипных языковых средств.) Результат оформите в виде таблицы.

Максимальное количество баллов – 17.

У Бориса Пастернака есть строчки, где проводится параллель между творчеством поэтов и явлениями природы:

Теперь не сверстники поэтов,
Вся ширь проселков, меж и лех
Рифмует с Лермонтовым лето
И с Пушкиным – гусей и снег.

Казалось бы, у Лермонтова нет ни одного (!) стихотворения с «летним» названием или зачином.

Но, изменив благодаря пастернаковской строчке фокус взгляда, вдруг видишь, что лето у Лермонтова – везде, что оно и не замечалось-то раньше лишь потому, что оно – несменяемый фон, на котором развёртывается вся жизнь лирического героя, и даже атмосфера его внутреннего мира.

Жар, зной, страсть, жгучие слезы, раскалённый взгляд, полуденное небо, пустыня души. Что пейзаж, когда портрет у Лермонтова и тот исполнен летнего колорита:

Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, её глазки...

Да и пейзажи лермонтовские не бытописательны, в них лето –- категория символическая: «В полдневный жар в долине Дагестана»; «В песчаных степях аравийской земли»; «Когда волнуется желтеющая нива...». Тут лето не время действия, а вечность пребывания – то ли рай, сияющий, как летний день, то ли ад, пекущий, как летний зной. Он и погиб в полдень года, 15 июля, в разгар грозы, вписав навеки в свою судьбу те огненные разряды, которые рвались в нём, рвались вокруг, разорвали его.

Так что не только созвучием первых слогов, но и жизнью, творчеством, смертью Лермонтов зарифмован с летом. В русской поэзии он остается неостуженным жаром, и жизнь его была так коротка, как только лето бывает в России.

(По М.Н. Эпштейну)

Название языкового средства Пример из текста Роль,функция языкового приёма/ средства в тексте
1.      
2.    
3.    
4.    
5.    

Наши рекомендации