Выполните задания 2-5 по данному тексту.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Этап I (школьный)
Задания для 9 классов
(рассчитаны на выполнение в течение 3 часов)
Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________
Дата рождения_________________________ класс ___________
Максимальный балл за работу – 95 балла + 5 дополнительных баллов.
Задание № 1. В отрывке из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (используйте знаки соединения ∕ и разделения Ζ ).
Манилов долго стоял на крыльце провожаяуд…лявшуюсябричку и когда она уже соверше…о стала (не)видна он всё еще стоял куря трубку. (На)конец вошел он в комнату сел на стуле ипр…дался размышлению душевно радуясь что д…ставил гостю своему (не)большое уд…вольствие. Потом мысли его пер…неслись (не)заметно к другим предметам и (на)конец занеслись Бог знает куда. Он думал о благоп…лучии дружеской жизни о том как(бы) хорошо было жить с другом на берегу какой(нибудь) реки потом через эту реку началстроит…ся у него мост потом огромнейший дом с таким высоким бельведером что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких(нибудь) приятных предметах.<…> Потом что они (в)месте с Чичиковым приехали в какое(то) общество в хорошихкаретах где обв…рожают всех пр…ятностию обращения и что будто(бы) государь узнавши о такой их дружбе пожаловал их г…нералами.
Максимальное количество баллов – 30.(За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл, за каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла)
Выполните задания 2-5 по данному тексту.
Задание № 2. Можно ли считать выделенные в тексте слова синонимами? Объясните свой ответ.(1балл)
Максимальное количество баллов – 1.
__________________
__________________
Задание № 3. Найдите в тексте из первого задания слово, которое имеет следующее лексическое значение: «лёгкая постройка на возвышенном месте или надстройка над зданием, позволяющая обозревать окрестности». (1 балл)
Максимальное количество баллов – 1.
___________________
Задание № 4. Выпишите из текста первого задания устойчивые сочетания слов, характерные для языка XIX в., которые синонимичны данным ниже словам. (по 1 баллу за ответ)
а) мечтать — ________________________________________________________________
б) порадовать — _____________________________________________________________
Максимальное количество баллов – 2.
Задание № 5. Выпишите из сложных предложений текста первого задания следующие придаточные предложения (по 2 балла за ответ):
а) придаточное предложение имеет дополнительное значение степени __________________
б) придаточное предложение имеет дополнительное значение причины __________________
Максимальное количество баллов – 4.
Задание № 6. Найдите в каждой группе «лишнее» слово и обоснуйте свой выбор. (по 1 баллу за обоснование)
группы слов | обоснование |
розоватый, красноватый, желтоватый, зеленоватый | |
колпачок, кулачок, бережок, скачок | |
песок, курок, листок, замок |
Максимальное количество баллов – 3.
Задание № 7.В русском языке есть слова, совпадающие друг с другом в произношении (без изменения места ударения) в отдельных грамматических формах. Такие словоформы называются омоформами (в отличие от полных омонимов).
Прочитайте приведённое ниже предложение, выпишите из него слова, которые имеют в русском языке омоформы. Составьте по одному словосочетанию или предложению с выписанными вами словами, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах. Укажите части речи, к которым принадлежат омоформы – в данном предложении и составленном Вами.
Максимальное количество баллов – 18.
Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. (С. Т. Аксаков. Aленький цветочек)
__________________________________________________
___________________
Задание № 8. Прочитайте текст на древнерусском языке и сделайте его прозаический перевод на современный русский язык.(Воспользуйтесь материалом дополнительных заданий, данных ниже.)
Максимальное количество баллов – 15 баллов + 5 дополнительных баллов.
О, далече зайде соколъ, птиць бья, ‒ к морю. А Игорева храбраго плъку не крѣсити! За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи по Рускои земли, смагу людемъ мычючи въ пламянѣ розѣ. Жены руския въсплакашась, аркучи: "Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!" А въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми. Тоска разлияся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху, а погании сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ от двора.
________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные задания
Ответьте на вопросы:
· Какое слово современного русского языка является исторически родственным слову тугою в тексте? (1 балл) _______________________________
· К какой части речи относится слово мычючи? (1 балл) _______________________________
Выпишите из предложенного текста ещё 1 слово той же части речи. (1 балл) ___________________
· Чем можно объяснить различия между написанием слов «злата и сребра» в древнерусском тексте и в современном русском языке? (2 балла)
___________________
___________________
___________________
___________________
Задание № 9. Отметьте справа знаком ˅ слова, в которых возможны равноправные варианты ударения (в том числе зависящие от значения слов).
Максимальное количество баллов – 4.
Баловать | Включишь | ||
Безудержный | Дозвонишься | ||
Мастерски | Донельзя | ||
Вероисповедание | Договорные (цены) | ||
Включит | Закупорить | ||
Втридорога | Каталог | ||
Ходатайство | Ракушка | ||
Нормировать | Завсегдатай | ||
Банты | Развитая | ||
Сливовый | Облегчить |
Задание № 10. Прочитайте текст. Проанализируйте языковые особенности текста, средства языковой выразительности, используемые автором. (Для оценивания достаточно показать использование автором 5 разнотипных языковых средств.) Результат оформите в виде таблицы.
Максимальное количество баллов – 17.
У Бориса Пастернака есть строчки, где проводится параллель между творчеством поэтов и явлениями природы:
Теперь не сверстники поэтов,
Вся ширь проселков, меж и лех
Рифмует с Лермонтовым лето
И с Пушкиным – гусей и снег.
Казалось бы, у Лермонтова нет ни одного (!) стихотворения с «летним» названием или зачином.
Но, изменив благодаря пастернаковской строчке фокус взгляда, вдруг видишь, что лето у Лермонтова – везде, что оно и не замечалось-то раньше лишь потому, что оно – несменяемый фон, на котором развёртывается вся жизнь лирического героя, и даже атмосфера его внутреннего мира.
Жар, зной, страсть, жгучие слезы, раскалённый взгляд, полуденное небо, пустыня души. Что пейзаж, когда портрет у Лермонтова и тот исполнен летнего колорита:
Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, её глазки...
Да и пейзажи лермонтовские не бытописательны, в них лето –- категория символическая: «В полдневный жар в долине Дагестана»; «В песчаных степях аравийской земли»; «Когда волнуется желтеющая нива...». Тут лето не время действия, а вечность пребывания – то ли рай, сияющий, как летний день, то ли ад, пекущий, как летний зной. Он и погиб в полдень года, 15 июля, в разгар грозы, вписав навеки в свою судьбу те огненные разряды, которые рвались в нём, рвались вокруг, разорвали его.
Так что не только созвучием первых слогов, но и жизнью, творчеством, смертью Лермонтов зарифмован с летом. В русской поэзии он остается неостуженным жаром, и жизнь его была так коротка, как только лето бывает в России.
(По М.Н. Эпштейну)
Название языкового средства | Пример из текста | Роль,функция языкового приёма/ средства в тексте |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |