Период от начала вложения до окупаемости называют сроком жизни, или жизненным циклом, проекта.
Инвестиционный проект имеет три фазы инвестиционного цикла.
Первая фаза проекта – прединвестиционная–предполагает:
- исследование возможностей;
- подготовительные, предпроектные исследования;
- оценка осуществимости (ТЭО).
Вторая фаза– инвестиционная – превращение интенсивно выделяемых финансовых средств в реальные факторы производства (здания, сооружения, приобретение и монтаж оборудования и т.д.). Это самая затратная фаза, поглощающая основной объем инвестиций. Однако, начиная с некоторого момента времени, соответствующего продаже первой партии товара, приносящей прибыль, проект становится не только расходным, но и доходным.
Третья фаза – эксплуатационная(постинвестиционная) – соответствует времени (t) и режиму производства, использования, эксплуатации объекта. Но и в этой фазе инвестиции нужны, но уже меньше. Однако доход превышает инвестиционные затраты, вследствие чего в некоторый момент t общая схема дохода становится равной стоимости капитала, вложенного в проект, что свидетельствует о достижении точки окупаемости проекта.
2.17. Современные методы и стандарты СМК в строительной отрасли.
В основе системы менеджмента качества лежитконцепция всеобщего управления качеством– TQM (Total Quality Management) – это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.
Цель TQM:достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.
Задачи TQM:постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.
Тактика TQM:предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.
Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты, системный анализ производства, управление с помощью планирования.
На основании концепции TQM построена международная система стандартов качества ИСО 9000, которые в настоящее время приняты в России в качестве национальных.
Стандарты разрабатывались путем обобщения существующего международного опыта работы организаций различных стран с рыночной экономикой и содержат общие требования к системам качества организаций различных отраслей промышленности и экономики.
Система качества по ИСО 9000– это хозяйственный механизм организации, содержащий комплекс необходимых элементов, обеспечивающих его оптимальное с точки зрения качества, стоимости и правового обеспечения функционирование, направленное на достижение конкурентоспособности организации в рыночных условиях хозяйствования. Наличие сертифицированной системы качества строительно-монтажной организации по ИСО 9000 является лицом организации, гарантом качества ее продукции, работ и услуг; свидетельствует о высоком уровне культуры построения хозяйственного механизма внутри организации.
Основным видом деятельности организацииявляются строительно-монтажные работы. К ним относятся следующие элементы системы качества: менеджмент качества процесса СМР; техническое обслуживание технологического оборудования, оснастки, а также машин и механизмов, используемых при монтаже строительных конструкций и систем инженерного оборудования объектов, а также при производстве отделочных работ.
Основной задачей строительно-монтажной организации в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать политику организации в области качества, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9000 и направленную на то, чтобы возводимые этой организацией строительные объекты:соответствовали требованиям проектной и нормативно-технической документации;удовлетворяли требованиям потребителя;отвечали требованиям действующего законодательства;учитывали требования к охране окружающей среды;были экономически выгодны для организации и могли предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.
Ответственным за определение в каждом конкретном случае вида корректирующего или предупреждающего воздействия является руководитель службы качества. Ответственность за принятие решений о необходимости проведения этих воздействий возлагается на руководителя организации, который приказом по организации поручает выполнение их тем руководителям подразделений, от которых зависит устранение причин нарушения требований к качеству. Ответственность за выполнение корректирующих воздействий в конкретной деятельности СМО возлагается на руководителей подразделений, которые осуществляют эту деятельность. Они отчитываются в установленные сроки перед руководителем службы качества о выполнении принятых корректирующих воздействий и их последствиях. Руководитель службы качества учитывает эти данные в очередном отчете по качеству.