Требования к архитектурной композиции 2 страница
На всенощном бдении в большие праздники бывает выход священнослужителей для совершения богослужения литии в притвор, где стоят оглашенные и кающиеся, означая тем самым, что Спаситель явился в мир, чтобы привести грешных к покаянию. В конце литии в центре храма освящаются пять хлебов, пшеница, вино и елей.
Утреня
Утреннее богослужение является продолжением вечернего и касается времени новозаветного: явления Христа в мир, Его проповеди и Воскресения.
В продолжение утрени большое значение имеет смена освещения храма. Погашение светильников во время чтения псалмов напоминает о той ночи, во время которой родился Христос, а зажжение светильников знаменует явление Христа, просвещающего всех людей. В храме зажигаются все свечи и паникадило, открываются Царские врата и священник, предшествуемый диаконом со свечой и прислужниками, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму.
В центре храма совершается чтение Евангелия, которое выносится диаконом через Царские врата. Далее Евангелие возлагается на аналое для целования. Верующие прикладываются к Евангелию и праздничной иконе, после чего священник помазывает их елеем, благословенным на литии, и раздает освященные кусочки хлеба.
В конце всенощной читается 1-й час. В это время свечи гасятся и храм снова погружается в полумрак.
Литургия
Литургия - главное богослужение Православной Церкви, во время которого человек соединяется с Богом через Таинство Причащения (или Евхаристии).
В конце Проскомидии (первая часть Литургии) совершается каждение всего храма с выходом священнослужителя из алтаря северными вратами и входом через южные врата.
Важными моментами Литургии являются "Малый" и "Великий" входы, во время которых священник выносит Евангелие и Дары через северные врата на солею и далее снова в алтарь через Царские врата. Молящиеся, видя в переносимом Евангелии как бы Самого Иисуса Христа, явившегося в мир на проповедь, поклоняются Ему. Перед чтением Евангелия диакон кадит алтарь, иконостас и молящихся. В конце Литургии оглашенных некрещеные в древности покидали храм.
Во время Великого входа на Литургии верных священнослужащие в алтаре подходят к жертвеннику, берут дискос и Чашу и, предваряемые свечой, несут их через северные, а затем через Царские врата на престол. Великий вход напоминает верующим торжественный вход Спасителя в Иерусалим и шествие Его с Крестом на добровольные страдания.
После совершения в алтаре священнодействий Царские врата открываются, священник выходит из алтаря на амвон, держа в руках Чашу со Святыми Дарами, которым молящиеся благоговейно поклоняются, как Самому воскресшему Спасителю. Начинается причащение верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой обновленные небо и землю, Царство Небесное, возвращенный человеку Рай. Приняв Святые Дары, причастники идут в приготовленное место и запивают "теплотой".
В конце Литургии молящиеся прикладываются к Кресту и выходят из храма.
Если в храме совершаются в один день две Литургии, то они должны совершаться на разных престолах (в разных алтарях храма или на приставном престоле в том же алтаре).
В особых случаях разрешается совершать Литургию на переносных антиминсах и престолах в часовнях и других приспособленных зданиях и сооружениях, а также на открытом месте, в том числе с применением инвентарного алтаря в виде палатки.
Колокольный звон
Колокольный звон является неотъемлемой частью православного богослужения. Колокольным звоном начинается и заканчивается служба в церкви, звоном сопровождаются самые важные ее моменты и торжественные шествия с Крестным ходом вокруг храма.
Количество колоколов в звоне бывает обычно от 3 до 16.
В зависимости от размера и веса колокола делятся на три основные группы:
большие (благовестник, полиелейный, славословный);
средние (подзвонные или "красные") в количестве от 3 до 8;
малые (зазвонные или трельные) в количестве от 2 до 4.
В современной практике кроме колоколов применяют и церковные била, представляющие собой подвешиваемые к балкам титановые пластины, звоны в которые производятся специальными ударными инструментами.
Символика архитектуры православного храма
С символикой богослужебного чина непосредственно связана символика храмовой архитектуры, которая формировалась одновременно со сложением чина Литургии в Византии в период VI-IX вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма.
По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Так, солнце и камень являются образами Христа, а золото - образом истины и т.д. Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.
Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди еще при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их словам не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного "Святого Иерусалима" передан в следующих определениях:
"... он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот ... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр. 21.12-13);
"... город расположен четвероугольником ... длина и широта и высота его равны" (Откр. 21.16);
"... стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр. 21.18);
"... престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему" (Откр. 22.3).
В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом:
квадратная форма плана и кубическая форма объема;
трехчастные членения с каждой стороны;
центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;
драгоценное убранство (золото, камни), белизна.
Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.
Другие символические толкования структуры и элементов православных храмов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Символика архитектурных элементов храма