Сочетание правовых, административных, экономических и социально-психологических методов управления
В основе любого управления лежит достижение поставленной цели субъектом управления. Глобальная цель управления формулируется либо непосредственно субъектом управления, либо ставится перед ним некоторым лицом (застройщиком), интересы которого должны быть удовлетворены в процессе управления. Например, субъектом управления, а именно заказчиком, перед подрядной организацией ставится цель, заключающаяся в выполении строительно-монтажных работ по реализации ИСП, или строительно-монтажная организация перед объектом управления в лице производителя работ (прораба) ставит цель безопасного выполнения работ. Под управлением понимают воздействие управляющей системы на управляемую систему в целях поддержания ее в заданном состоянии или в целях перевода ее в другое состояние.
Каждому циклу управления сопутствуют следующие общие функции управления:
1. Анализ – создание модели для достижения цели;
2. Планирование – формирование реализующих модель ресурсов;
3. Контроль – мониторинг процесса достижения цели;
4. Регулирование – корректировка отклонений от модели (плана).
Если цель управления не достигнута, то цикл управления повторяется. Конкретные функции в управлении связаны со специализацией органов управления. Например, состав конкретных функций может быть определен уставами организаций, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и тарифно-квалификационными справочниками. Системы, методы и стили управления. Элементарная система управления состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления), между которыми циркулируют информационные потоки. Под прямой связью понимают информационный поток, направленный от субъекта к объекту управления, по которому отдаются приказы, распоряжения, указания, команды и т.п. Под обратной связью понимают информационный поток, направленный от объекта к субъекту управления, по которому передаются сообщения о состоянии управляемой системы. Передача информации между субъектом и объектом управления может осуществляться либо традиционным способом, т.е. без машинной обработки информации (без ЭВМ), либо автоматизированным (человекомашинные системы, т.е. с применением ЭВМ), либо автоматическим способом (автоматические системы управления). В теории и практике управления с прямой связью ассоциируют методы управления, под которыми понимают способы воздействия управляющей системы на управляемую систему.
Выделяют следующие методы управления: правовые, административные, экономические и социально-психологические.
Правовые методы управления реализуются через законодательные и другие нормативные акты.
Административные методы управления реализуются через наделение должностного лица правами администратора, в пределах которых им отдаются приказы, распоряжения, команды и т.п.
Экономические методыуправления реализуются через формирование так называемых экономических рычагов, основная цель которых заключается в создании соответствия между результатами труда и его оплатой.
Социально-психологические методы базируются на психологических особенностях объектов управления (как отдельных людей, так и их социумов).
Основной принцип при выборе метода управления — это рациональное сочетание всех методов. Продуктом управленческого труда является принятие решения, которое, как правило, должно быть оптимальным. Управленческое решение может быть сформулировано и реализовано с помощью различных стилей управления, к которым относятся авторитарный, либеральный и демократический стили.
При авторитарном стиле управления подготовка и принятие решения в основном аккумулируются в субъекте управления, т е. у руководителя.
Наоборот, при либеральном стиле управления подготовка и принятие решения в основном аккумулируются в объекте управления, т.е. среди подчиненных. Рациональное сочетание авторитарного и либерального стилей управления в ходе подготовки и принятия решения связывают с демократическим стилем управления.
Качественные и количественные признаки информационных потоков. Под информационным потоком понимают поток сообщений, реализованных с помощью принятых символов, кодов, шифров, алфавитов и т.п. Для того чтобы поток сообщений являлся информацией для объекта управления, необходимо соблюдение следующих качественных признаков:
• сообщение должно быть понятным как по языку, так и по смыслу;
• сообщение должно обладать новизной для объекта управления;;
• сообщение должно быть полезным для объекта управления.
Количественные и технические характеристики информации связаны, как правило, с техническими средствами, на приобретение которых субъект управления закачивает денежные или иные средства. Поэтому при управлении вообще и при управлении строительной организацией, в частности, субъект управления должен оптимизировать функцию «затраты — результат». Для этого ему не-обходимо иметь четкое представление о количественных характеристиках передаваемых информационных потоков, к которым от-носятся:
• объем информации;
• скорость передачи информации;
• помехозащищенность информации;
• защищенность информации от несанкционированного доступа.
Все перечисленные характеристики позволяют квалифицированно формировать необходимую для организации строительства и управления проектами информационную среду как с точки зрения необходимых технических и программных средств, так и с точки зрения минимизации затрат на их приобретение.