Разрешение земельных споров

Разрешение земельных споров - одна из функций государственного управления. До недавнего времени под земельными понимались споры между землепользовате­лями по поводу владения и пользования землей. В каче­стве одной из сторон такого спора обязательно участвовал государственный орган, осуществляющий распоряжение и управление землей.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам и организациям предоставлен широкий круг прав, в том числе и в области земельных правоотноше­ний. Эти права включают в себя как содержащиеся в ранее действовавшем законодательстве, так и принци­пиально новые.

Законодательство обеспечивает восстановление этих прав от нарушений различными способами. Один из них - возможность обратиться за разрешением зе­мельных споров, потребовать возмещения в полном объеме убытков, включая и неполученные доходы, причи­ненные правонарушением.

Разрешение судами земельных споров способствует защите прав и законных интересов собственников зем­ли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов. За последние годы число гражданских дел по искам, вытекающим из земельных правоотношений, увеличилось, они значительно усложнились. Наметились две тенденции, связанные с разрешением земельных спо­ров: расширился круг гражданских дел, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судов. Земель­ное законодательство, реформированное за последние годы, наряду с административным, предусмотрело и зна­чительно расширило судебный порядок разрешения зе­мельных споров.

В связи с включением земельных участков в граж­данский оборот, формированием новых институтов (зало­га, аренды, купли-продажи земельных участков) услож­нилось содержание земельных споров, расширился круг их участников и объектов. Это споры, связанные с под­тверждением (установлением) прав на земельный участок и защитой этих прав, взысканием ущерба, причиненного собственнику, владельцу и пользователю земли. В них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, тру­довые, семейные, наследственные и иные правоотноше­ния. И не случайно поэтому земельные споры являются достаточно сложными, требуют квалифицированного рас­смотрения.

Значительное число физических и юридических лиц является сегодня субъектами земельного рынка. Прак­тика подтверждает непреложный вывод о том, что зе­мельные споры сдерживают развитие рынка, поскольку все еще отсутствует четкое оформление прав на землю, нередки случаи превышения полномочий местных орга­нов власти при предоставлении земель. Что следует понимать под земельными спорами? Зе­мельные споры — это неурегулированные конфликты по поводу предоставления и изъятия земель, установления прав на них, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей земли, на­рушения имущественных прав и защищаемых интере­сов участников земельных отношений.

По мнению профессора Н.Н. Осокина, земельным признается спор по поводу наличного субъективного пра­ва на конкретный земельный участок у лица, которому он предоставлен (отведен в установленном порядке).

Определить порядок рассмотрения того или иного спора - это установить, какой государственный орган правомочен его разрешить.

При разрешении вопроса о подведомственности споров, вытекающих из земельных правоотношений, следу­ет обратить внимание на то, какие из числа земельных споров подлежат разрешению в административном по­рядке и какие подведомственны общим и хозяйствен­ным судам.

По общему правилу компетенция местных исполни­тельных и распорядительных органов по разрешению спо­ров определяется местом нахождения спорного участка и характером правоотношений, возникающих между вла­дельцами, пользователями земли и местной администра­цией или между владельцами и пользователями земли.

Споры землевладельцев и землепользователей на тер­ритории разных районов данной области разрешаются областным исполнительным или распорядительным ор­ганом или судом (ст. 150 Кодекса о земле); одной облас­ти на территории другой области - областным исполни­тельным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка, по которому возник спор; на территории района - районным исполнительным и распорядительным органом, кроме споров, отнесенных к ведению городского и сельского исполнительного и рас­порядительного органа или к компетенции суда.

Споры в административном порядке разрешаются:

* сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами - споры на терри­тории сельских населенных пунктов (поселков), за исключением споров между гражданами, имею­щими строения в общей собственности (ст. 153 Кодекса о земле);

* городскими исполнительными и распорядительны­ми органами - споры вышеуказанных субъектов, если их земли расположены на территории города с тем же исключением, что и для сельского ис­полнительного и распорядительного органа;

* районными исполнительными и распорядительны­ми органами - на территории района, кроме спо­ров, отнесенных к компетенции соответствующих
городских и сельских исполнительных и распо­рядительных органов, а также споров между гражданами, имеющими строения в общей соб­ственности (ст. 157 Кодекса о земле).

Таким образом, круг споров, вытекающих из земель­ных отношений и отнесенных к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, достаточ­но широк. Их можно условно подразделить на четыре группы.

Споры, связанные с предоставлением земель для тех или иных надобностей и возникновением прав на земель­ные участки. Стороны в этих спорах - граждане, заин­тересованные субъекты хозяйствования и соответствую­щие органы власти и управления. Местные испол­нительные и распорядительные органы действуют в пределах полномочии, установленных законодательством Республики Беларусь.

В спорах, возникших в связи с принудительным изъятием земель для государственных и общественных нужд, сторонами, кроме собственников земли, могут быть землевладельцы, землепользователи, арендаторы, физические и юридические лица, а также органы власти и управления. Изъятие земельных участков у землеполь­зователей, землевладельцев и арендаторов для государ­ственных и общественных нужд производится на осно­вании решений Президента Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Респуб­лики Беларусь.

Споры, связанные с прекращением прав на землю по основаниям, предусмотренным пунктами 2-10 ст. 53 Ко­декса о земле. Это - случаи:

* систематического невнесения земельного налога в течение установленных сроков;

* утраты гражданства Республики Беларусь;

* выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, на­ правлением на работу за границу;

* выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответ­ствии с частью пятой ст. 93 Кодекса о земле;

* использования земельного участка не по целево­му назначению;

* неиспользования по целевому назначению в те­чение года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет - в остальных случаях

* невыполнения требований природоохранного режима использования земель;

* использования земельного участка способами, снижающими плодородие почв, ухудшающими экологическую обстановку;

* прекращения юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретается в собственность;

* совершения запрещенных с землей сделок (ст. 88 Кодекса о земле).

Неурегулированные конфликты по вопросам аренды земель, отчуждения и приобретения земельных участков. Решения местных исполнительных и распорядитель­ных органов об изъятии и предоставлении земельных уча­стков, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответ­ствующими Советами депутатов, соответствующими вы­шестоящими органами, Советом Министров Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные орга­ны в случаях, предусмотренных законодательством Рес­публики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, переда­чи их в аренду администрации свободных экономичес­ких зон.

Землепользователь должен быть предупрежден о не­обходимости устранения нарушений земельного законо­дательства в установленный срок. Земельный участок может быть изъят только в том случае, если в деле име­ются материалы, свидетельствующие о предупреждении, а также о том, что и после него землевладелец, земле­пользователь не принял мер к устранению в установлен­ный срок допущенных нарушений. При прекращении права владения и права пользова­ния землей соответствующий исполнительный и распо­рядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или зем­лепользователям затрат, связанных с улучшением зе­мель, или возмещении им нанесенного ущерба.

В статье 154 Кодекса о земле определено, что споры по вопросу землепользования или землевладения рас­сматриваются местными исполнительными и распоряди­тельными органами по заявлению одной из сторон. Обя­зательно при этом участие заинтересованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рас­смотрения спора не позднее, чем за три дня. В случае не­явки одной из сторон, если от нее не поступило заявле­ния о разбирательстве дела в ее отсутствие, рассмотрение дела откладывается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения. Необходимые для разрешения спора материалы подготавливаются государственными органа­ми по земельным ресурсам и землеустройству. Для подго­товки материалов по разрешению споров местные испол­нительные и распорядительные органы могут в необходимых случаях образовывать комиссии.

Материалы подготавливает землеустроительный орган. В некоторых случаях (скажем, нарушения эколо­гических норм и правил) материал может быть предос­тавлен и соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды. Кроме того, местная администрация вправе образовать комиссию из депутатов и представителей зем­леустроительных органов.

Решение местных исполнительных и распорядитель­ных органов по итогам рассмотрения спора должно быть вынесено по существу, обосновано фактами и полностью соответствовать материалам дела и доказательствам. При рассмотрении земельных споров местной админи­страцией должны неуклонно соблюдаться права сторон, участвующих в их разрешении. Стороны имеют право:

* знакомиться с материалами по разрешению зе­мельных споров, делать из них выписки;

* участвовать в рассмотрении земельного спора;

* предоставлять документы и другие доказатель­ства;

* заявлять ходатайства;

* давать устные и письменные объяснения;

* возражать против ходатайств и доводов другой стороны;

* получить копию решения по земельному спору и при необходимости обжаловать его в соответствии с законодательством Республики Беларусь в вы­шестоящий орган.

Решение по земельному вопросу исполняется госу­дарственными органами по земельным ресурсам и земле­устройству или органом, указанным в решении. При об­жаловании решения по земельному спору исполнение решения может быть приостановлено органом, вынес­шим решение, либо вышестоящим органом.

На основании нового Кодекса о земле все земельные споры, разрешаемые в судебном порядке, можно условно разделить на две группы.

Первую образуют споры, подведомственные только суду - споры, составляющие исключительно судебную подведомственность.

Ко второй относятся споры, которые вправе разре­шить и соответствующий исполнительный и распоряди­тельный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомствен­ность. Исключительную судебную подведомственность обра­зуют земельные споры:

а) связанные с правом собственности на землю;

б) связанные с возмещением убытков и определением их размеров, причиненных изъятием или вре­менным занятием земельных участков, а также
ограничением прав землевладельцев или земле­ пользователей ухудшением качества земель в ре­зультате деятельности юридических и физических
лиц;

в) между наследниками в случае смерти главы крес­тьянского (фермерского) хозяйства, а также меж­ду наследниками и другими гражданами Респуб­лики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фер­мерского) хозяйства;

г) между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком.

Кодекс о земле 1999 г. содержит ряд новелл, касающих­ся судебного порядка разрешения земельных споров.

К компетенции судов отнесено разрешение споров по вопросам владения и пользования землей, по­скольку подведомственность споров землевладель­цев и землепользователей определена альтерна­тивно: данные споры могут стать предметом рассмотрения соответствующего исполнительного и распорядительного органа или судебного разби­рательства.

Анализ главы 13 Кодекса о земле позволяет сде­лать вывод, что выбор органа по разрешению спо­ра принадлежит заинтересованной стороне (участ­нику спора). Обращение за защитой в суд не может связываться с требованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешения спора. Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться за защитой нарушенных прав непосредственно в суд. Возмож­ность обратиться за защитой прав в суд является одной из важных гарантий защиты прав граж­дан, владеющих землей на праве собственности, , важным средством защиты прав граждан, имею­щих землю на праве пожизненно наследуемого владения или землепользования.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в сво­ем постановлении от 25 сентября 1997 г. № 11 «О неко­торых вопросах применения земельного законодатель­ства» с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25 марта 1999 г. № 4, разъяснил, что дела по спорам из земельных правоотношений подведомствен­ны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осу­ществлением им предпринимательской деятельности.

Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения соответствующих исполни­тельных и распорядительных органов.

Все земельные споры такого рода можно разделить на несколько групп:

* споры граждан между собой и юридическими лицами;

* земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органов государства, администрации предприятий и организаций по земельным делам;

* споры о преимущественном праве наследования земельного участка или сохранения правопользования им в установленных законодатель­ством случаях.

Самостоятельную группу составляют имущественные споры землевладельцев и землепользователей. Например, споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком. Частью 2 ст. 157 Кодекса о земле установлено, что по­рядок владения частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащих гражданам, с соблюдением требований ст. 17 Кодекса о земле.

Выделенный совладельцу строения земельный учас­ток должен прилегать к его части дома. Общий двор в пользование совладельцев строения выделяется, если исключается возможность устройства отдельных прохо­дов (проездов) к принадлежащим каждому из совладель­цев строениям. Если надворные постройки, принадлежа­щие одному совладельцу строения, окажутся на той части земельного участка, которая передана в пользова­ние другого совладельца, необходимо обсудить вопрос о переносе надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозмож­но, следует обсудить возможность их сноса либо выпла­ты денежной компенсации.

Порядок владения землей определяется с учетом за­ключения судебно-строительной (судебно-землеустроительной) экспертизы. Выводы экспертов подлежат тща­тельной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу.

Изменение долей дома в результате пристройки, над­стройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения размера земельного участка.

В исключительных случаях, когда возведенная с со­блюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участ­ком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования им, не меняя при этом размер участка ист­ца. Участок владельца пристройки в этом случае может быть уменьшен в результате устройства необходимых проходов, проездов, общих дворов, устраняющих создан­ные в результате возведения пристройки препятствия в пользовании участком.

Иски о разделе, порядке владения земельными учас­тками в садоводческих товариществах также подведом­ственны общим судам.

Вторую группу судебных споров с участием граждан составляют: жалобы граждан на решения и действия местных органов, отказ местного органа в предоставле­нии земельного участка, отказ администрации субъекта хозяйствования в предоставлении земель; дела по жало­бам на отказ в выдаче и регистрации Государственного акта, решения местных органов о прекращении права собственности на землю, аренды земли, пользования зе­мельным участком; обжалование решений местных ис­полнительных и распорядительных органов об изъятии земельных участков для государственных и обществен­ных нужд и иные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам, которыми ущемля­ются права и охраняемые законом интересы собственни­ка, землевладельца, землепользователя.

Граждане вправе обратиться в суд с жалобой на со­ответствующий местный исполнительный и распоряди­тельный орган, отказавший в предоставлении земельно­го участка:

а) для создания крестьянского хозяйства (ст. 53 Закона о крестьянских (фермерских) хозяйствах, ч. 5 ст. 79 Кодекса о земле Республики Беларусь);

б) для ведения личного подсобного хозяйства (ч. 4 ст. 70 Кодекса о земле Республики Беларусь) в) для строительства и обслуживания жилого дома в городах, сельских населенных пунктах, посел­ках городского типа (ч. 4 ст. 70 Кодекса о земле Республики Беларусь);

г) для ведения коллективного садоводства;

д) для дачного строительства;

е) для традиционных народных промыслов (ч.1 ст. 69 Кодекса о земле Республики Беларусь).

Дела такого рода рассматриваются судами в поряд­ке, предусмотренном гражданско-процессуальным зако­нодательством.

При удовлетворении таких требований суд обязывает государственный орган или должностное лицо устранить допущенное нарушение.

Решение суда в этом случае является основанием для оформления землеустроительными органами отвода зе­мельного участка или оформления прав на данный зе­мельный участок. Дополнительного решения Совета или его исполнительного или распорядительного органа по этому вопросу, т.е. о предоставлении земельного участ­ка, не требуется.

Обращаясь в суд с заявлением, гражданин должен указать цель использования и размер земельного участ­ка, который просит предоставить, местоположение участ­ка (по возможности).

Особую группу земельных споров граждан составля­ют имущественные споры, связанные с земельными от­ношениями. Они разрешаются судами или хозяйствен­ными судами в зависимости от субъектного состава участников спора.

К этой группе относятся споры:

* о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также иным ограничением прав землепользовате­лей или землевладельцев;

* о возмещении убытков, включая упущенную вы­году, причиненных субъектам землепользования ухудшением качества земель в результате дея­тельности юридических и физических лиц; о возмещении убытков, причиненных собственни­кам или землепользователям в результате уста­новления санитарно-защитных и охранных зон вокруг объектов народного хозяйства; о возмещении убытков, связанных с самовольным занятием земель, их загрязнением; о возмещении убытков, причиненных несвоевре­менным возвратом земель;

* о возмещении убытков, причиненных при произ­водстве строительных и иных работ; о возмещении убытков, нанесенных в связи с про­ведением изыскательских работ; о взыскании стоимости затрат на улучшение зе­мель (при прекращении права владения и пользо­вания) и др.

ЛЕКЦИЯ №7 ПО ТЕМЕ

«ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ»

План

проведения лекции:

по теме 7 «Правовая охрана земель»

Время: 2 часа

Цели лекции:

— обучающая:

изучить:

а) понятие, охраны земель и ее основные направления;

б) содержание и порядок охраны земель;

в) экономическое стимулирование охраны земель.

ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных, а антропогенных воздействий, воспроизводство и повышен) плодородия почв, продуктивности лесного фонда.

В Кодексе о земле цели и задачи охраны земель сформулированы достаточно широко. Охрана земель рассматривается на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетомих зональных и региональных особенностей, целей и характера использования.

Законодательством установлена обязательность раны земель от загрязнения (в том числе радиан биологического загрязнения, иного вредного воздействия).

Необходимость охраны земель связана с целым, дом объективных обстоятельств. После проблем превращения ядерной угрозы проблема деградации почв, падения плодородия и земельных ресурсов - главная экологическая проблема современности.

Постоянно сокращается площадь пахотных угодий, причем этот процесс идет в мировом масштабе. Уже около30 лет площадь пахотных земель практически не меняется, хотя во всех странах постоянно осваиваются пашню новые земли.

Общая площадь земель, необратимо утративших продуктивность за всю историю хозяйственной деятельности человека, оценивается в 2 000 млн. гектаров, что намного больше, чем вся современная пашня планеты (бывшие продуктивные земли превращены в пустыни, овраги, карьеры, пустоши, затоплены водохранилища­ми, застроены, покрыты асфальтом, засыпаны отвалами горных пород, покрылись железистым или известковым панцирем). Оставшиеся в резерве пахотно-пригодные земли составляют около 100 млн. гектаров, причем в резерве остались преимущественно земли низкой продук­тивности.

Деградация почв с частичной или полной утратой плодородия происходит и в результате нарастающего химического загрязнения земель кислотными дождями, тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

В Республике Беларусь площадь сельскохозяйствен­ных угодий уменьшилась почти на 1,5 млн. гектаров, на одного жителя - с 1,15 до 0,91 гектара, из них пашни -с 0,74 до 0,59 гектара. Это произошло в связи с отводом продуктивных земель для строительства промышленных и иных объектов, зарастанием земель кустарником и мел­колесьем, загрязнением радионуклидами земель в Гомель­ской, Могилевской и в других областях.

Правовая охрана земель — одно из направлений ох­раны. Она осуществляется путем установления правово­го режима отдельных категорий земель, прав и обязан­ностей собственников, владельцев и пользователей земли, порядка их возникновения и оснований прекра­щения, установления приоритета земель сельскохо­зяйственного назначения, особой охраны высокопродук­тивных сельскохозяйственных угодий и многими другими средствами. Охрана земель связана с мерами по сохранению земель,их восстановлению и улучшению.

При этом сохранение земель не означает неиспользование земельного фонда. Оно предполагает пользовав землей такими способами и приемами, при которых наступает ухудшение земель. Под восстановлением понимаются меры по рекультивации земель. Улучшение состояния земель означает меры мелиоративного характера, повышающиеих социальную ценность.

Среди мер охраны земель важное место занимают у профилактики: не допустить преждевременного истощения почв, возникающего в ходе обработки земли, непринятия мер по борьбе с водной и ветровой эрозией и других.

Профилактика включает меры по предупреждению загрязнения земель отходами промышленности, коммунально-бытовыми и иными источниками.

Значительные площади сельскохозяйственныхземельизымаются для нужд развития городов, промышленности, транспорта.Охрана земель предполагает мер предупреждению необоснованных изъятий сельскохозяйственных угодий.

Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Нормы, относящиеся к данному институту, содержатся как в Кодексе о земле, так и в Законе об охране окружающей среды, других экологических законодательных актах.

Охрана земель преследует следующие цели:

* предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;

* введением экономического механизма рационального использованияи охраны земель установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землепользователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью иных субъектов, обеспечить улучшение ивосстановление земель, подвергших­ся деградации или нарушению;

* создать механизм учета и проверки экологическо­го состояния земель, а также обеспечить соб­ственников, владельцев и пользователей земли экологическими нормативами режимов оптималь­ного использования земельных участков;

* охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.

Земельное законодательство закрепляет и содержа­ние требований охране земель.

Загрязнение земель связало с изменением физичес­ких свойств и химического состава в результате поступ­ления в почву загрязняющих веществ, применения ми­неральных удобрений, других агрохимикатов. Значительная часть территории Республики Беларусь Е загрязнена в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Негативное воздействие на состояние земель оказывают производственные и иные отходы сельскохозяйственных и промышленных предприятий. В Беларуси значитель­ное число нарушенных земель - следствие разработки месторождений торфа и других полезныхископаемых,строительства дорог, нефте- и газопроводов и других объектов.

В целях охраны здоровья человека и охраны окружа­ющей среды в порядке, определяемом законодатель­ством, устанавливаются нормативы предельно допусти­мых концентраций вредных микроорганизмов и других вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней (ч.4 ст. 135 Кодекса о земле).

При производстве сельскохозяйственной продукции на землях, загрязненных радионуклидами, предусматривается осуществление комплекса агротехнических, мелиоративных и других защитных мероприятий в условиях радиоактивного загрязнения земель.

Значительное число земель загрязнено отходами в процессе производства на промышленных предприятий образуются значительные объемы токсичных отходов. Один из источников их пополнения - пришедшие в негодность в результате неправильного хранения пестициды. Хранение (складирование), переработка и захоронение отходов проводятся только в разрешенных местах и на разрешенных объектах в соответствии с требованиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с другими государственными органами.

Государственная программа охраны и рационального использования земель способствует ускорению разработки технико-экономических обоснований и проектов, полигонов по утилизации н захоронению токсичных отходов (предполагается определение площадей автомобильных дорог, подвергающихся загрязнению тяжелыми металлами).

Земли засоряются бытовыми, промышленными отходами, мусором, строительными конструкциямии другими твердыми телами, в результате нерационально пользования пахотных угодий.

Причем истощение земель и деградация почв происходят с частичной или полной потерей плодородия: опустынивание, водная и ветровая эрозии, затопление, подтопление, отчуждение для несельскохозяйственных нужд особо ценных сельскохозяйственных угодий, нарастающее химическое загрязнение, нарушение прав работки земель, невыполнение требований агротехники, отсутствие научно обоснованной системы земледелия и ряд других.

Использование в сельскохозяйственном обороте для посевов зерновых и пропашных культур торфяно-болотных почв, и особенно мелкозалежных торфяников, при­вело к отрабатыванию торфа и образованию нового типа минеральных и торфяно-минеральных почв с низкой производительной способностью. По имеющимся дан­ным, только на территории белорусского Полесья пло­щадь таких почв -55 тысяч гектаров.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Содержание охраны земель - основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также всем иным организациям и гражданам в области охраны земель. Порядок охраны земель закреплен в земельном законодательстве (в ст. 64-65, 136 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы, собственники, в том числе арендаторы, осуществляют:

1) рациональную организацию территории;

2) восстановление и повышение плодородия и дру­гих свойств почвы;

3) защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

4) защиту от зарастания сельскохозяйственных зе­мель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения технического состояния земель;

5) мероприятия по сохранению торфяных по ходеих использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;

6) консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

7) рекультивацию нарушенных земель, повыше их плодородия и других полезных свойств земли;

8) снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Рациональная организация территории предполагает выполнение требований внутрихозяйственного землеустройства, а также эффективное использование земель.

К числу нерационально используемых земель отнесенных по законодательству Республики Беларусь:

* сельскохозяйственные угодья всех категорий, на которых фактический уровень урожайности (продуктивности кормовых угодий) в среднем за пятилетний период ниже нормативного показателя, определенного по кадастровой оценке;

* земля, на которых в результате хозяйственной деятельности происходит снижение плодородия почв и других свойств земли (уменьшение содержания гумуса, повышение кислотности и развитие эрозии и иных негативных процессов);.

* земли, на которых в результате хозяйственной деятельности происходит их загрязнение отходами производства, химическими, радиоактивными веществами, оказывается негативное воздействие на растительный и животный мир, другие компоненты природной среды, ухудшается общая экологическая обстановка и т.д.;

*земли, на которых не соблюдается установлен­ный проектами внутрихозяйственного землеуст­ройства режим и условияих использования, не произведены почвозащитная организация терри­тории и другие мероприятия, направленные на ра­циональное использование и охрану земель;

* земли лесного фонда, занятые малоценными лес­ными породами и пригодные по почвенным и иным условиям для освоения в качестве сельско­хозяйственных угодий (за исключением лесных насаждений защитного назначения);

* земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохо­зяйственного назначения, используемые не по це­левому назначению, а также если фактические по­казателиих использования (плотность застройки, отраслевые нормы отвода земель и т.д.) не соот­ветствуют проектным или нормативным показа­телям. Исключение составляют земли природоох­ранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Такие земельные участки отграничиваются от других земель на планах землевладений и землепользовании. По результатам выявления таких земель определяется их дальнейшая судьба. Так, возможно прекращение пра­ва владения и пользования такими землями, консерва­ция деградированных сельскохозяйственных угодий, за­числение таких земель в специальный фонд земельного запаса для последующего предоставленияих крестьянс­ким хозяйствам, арендаторам, сельскохозяйственным кооперативам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и других нужд.

Восстановление и повышение плодородия почв в некоторых случаях предполагает их мелиорацию - улучшение почвы, направленное на повышение или восстановление ее продуктивности.

Виды мелиорации зависят от природных условий объекта: гидротехнические (орошение, осушение, двойное регулирование водного режима и др.), агротехнические, культуртехнические, химические, биологические, лесотехнические, комбинированные. В Республике Беларусь, как и в других государствах СНГ, наблюдается преобладание гидротехнических мелиорации. В результате осушались и передавались хозяйствам большие площади новых земель, были образованы целые хозяйства на мелиорированных землях. Однако не было охраны этих ценных земель и организации рационального их использования - земли зарастали кустарником, мелколесьем, забрасывались землевладельцами изепользователями.

Рациональное использование мелиорированных земель предполагает:

* применение систем земледелия, обеспечивай постоянное повышение почвенного плодородия мелиорированных земель и систематический рост урожайности сельскохозяйственных культур

* совершенствование технологии выращивания сельскохозяйственных культур на орошаемых и осушенных сельскохозяйственных угодьях;

* выведение и внедрение перспективных сортов сельскохозяйственных культур интенсивного типа;

* создание и внедрение экономически высокопроизводительных машин для возделывания сельскохозяйственных культур.

В Государственной программе охраны и рациональ­ного использования земель подчеркивается, что в мелио­ративном строительстве предстоит повысить эколого-экономический эффект мелиорации, определить приоритетные направления ее развития, выбрать первоочередные мелио­ративные объекты, усовершенствовать методы и способы проектирования мелиоративных систем. Важными задача­ми в этой связи считают:

* реконструкцию и восстановление недействующих мелиоративных систем, проведение дополнитель­ных мероприятий на мелиорированных землях;

* повышение продуктивности угодий, включение в сельскохозяйственный оборот исходя из экономи­ческой и экологической целесообразности выбыв­ших из него площадей, заболоченных, закустаренных и других земель, не используемых в сельском хозяйстве.

Среди основных требований охраны земель - рекуль­тивация нарушенных земель. К таким землям относят­ся участки, утратившие свое назначение и хозяйствен­ную ценность из-за нарушенияих почвенного покрова, гидрологического режима.

Предприятия, организации и учреждения, деятель­ность которых связана с нарушением земель, обязаны проводить рекультивацию нарушенных земель, повыше­ниеих плодородия, снимать, использовать и сохранять плодородный слой почвы. Впервые в законодательном порядке данная обязанность промышленных, строитель­ных и иных предприятий была установлена в Земельном кодексе 1970 г. (ст. 23).

В настоящее время порядок восстановления земель определен положением о рекультивация земель, нару­шенных при разработке месторождений полезных иско­паемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, которое утверждено приказом Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 25 апреля 1997 г. №22.

Землевладельцы, землепользователи и иные субъекты хозяйствования, выполняющие указанные работы на предоставленныхим во владение и пользование землях, обязаны рекультивировать эти земельные участки, т.е. приводитьих в состояние, пригодное для последующего их целевого использования, оговоренное условиями предоставления.

В зависимости от последующего целевого использовав земель выделяют следующие направления рекулътивации:

• сельскохозяйственное - осуществление комплекса работ по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для использования под сельскохозяйственные земли (пахотные, кормовые и др.);

• лесохозяйственные - подготовка нарушенных земель для создания лесонасаждений различного направления (противоэрозионных, водоохранных, лесопарковых, насаждений производственного значения);

• рыбохозяйственное - создание на рекультивированных землях водоемов для рыборазведения;

• водохозяйственное - создание на рекультивированных землях водоемов различного назначения (противопожарных, для орошения, водопоя скота и т.д.);

• рекреационное - создание на рекультивированных землях зон отдыха;

• природоохранное - подготовка поверхности нарушенных земель для восстановления биологического разнообразия и гидрологического режима;

• строительное - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для промышленного, граж­данского и внутрихозяйственного строительства.

Приведение сельскохозяйственных, лесных и других земель, предоставленных во владение и пользование, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, при строительстве предприятий, зданий и сооружений или проведении других работ, в состояние, пригодное для использования по назначению, производится в соответствии с проектом рекультивации земель, входящим в состав рабочего проекта строитель­ства предприятия, здания, сооружения, другого объек­та. Проект рекультивации прилагается к землеустрои­тельному делу на предоставление земельного участка.

Стоимость работ, предусмотренных проектом рекуль­тивации, включается в сводную смету строительства предприятия, здания, сооружения, геологоразведочных, изыскательских или других работ.

Рекультивация земель, почвенный покров которых нарушен землевладельцами, землепользователями при разработке месторождений общераспространенных полез­ных ископаемых для внутрихозяйственных нужд и при внутрихозяйственном строительстве, производится ими за свой счет с отнесением затрат на стоимость этих ра­бот и объектов.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле контроль за снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы землевладель­цами, землепользователями и иными субъектами хозяй­ствования, проводящими работы, связанные с наруше­нием почвенного покрова, а также за своевременной и полноценной рекультивацией земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ, осуществляют местные ис­полнительные и распорядительные органы, а также зем­леустроительная служба республики.

Наши рекомендации