II. Электрификация сельских районов Вологодской губернии и области.
Подготовлено пресс—центром «Вологдаэнерго» и областным Госархивом к 80 летию ГОЭЛРО
Из архива Областной библиотеки им. Бабушкина.Газета «Красный Север» за 2000 г.
Номера 230, 235, 239 — ноябрь , и 245 ,254 — декабрь 2000 г.
Статья отредактирована зав.кафедрой «Электроснабжения» ВоГТУ профессором А.В. Булычевым
II. Электрификация сельских районов Вологодской губернии и области.
- Электростанции на малых реках и малые ТЭС в сельской местности.
В начале 20-х годов промышленность Вологодской губернии была развита слабо. Естественно, что спрос на электрическую энергию появился значительно раньше, чем был поставлен вопрос об электрификации страны в 1920 году. На первом месте стояла проблема освещения, о применении электричества для промышленных целей начали серьезно задумываться лишь после революции.
К 1922 году в губернии сложилась следующая обстановка с выработкой электроэнергии. Еще в 1904 году маленькая электростанция на 12 кВт появилась при Тотемском техническом училище. Действовали с перерывами, основанные в 1914 и 1918 годах, электростанции в Вологодском молочнохозяйственном институте и Фетинской механико-технической школе. А в конце 1918 года Грязовецкий уездный совнархоз обратился в губсовнархоз с просьбой разработать проект строительства в Гразовце электростанции, которая удовлетворяла бы осветительные и частично промышленные нужды города. Подготовленные расчеты были дополнены и утверждены, отпущено необходимое оборудование: паровой котел, паровая машина, мощностью 50 лошадиных сил, динамо-машина мощностью 27 кВт. И вот 1 октября 1920 года электростанция заработала, в Грязовце загорелось 1000 лампочек. Энергия подавалась 8-10 часов в сутки, до 1 часа ночи. Плату требовалось вносить за месяц вперед. Правда, из-за отсутствия электродвигателей не удалось обеспечить энергией типографию и мастерские города. Да и на саму станцию необходимое оборудование собиралось по случаю из разных мест, по- этому в первый же год её работы потребовался ремонт котлов.
Мольская электростанция, к оборудованию которой приступили в начале 1919 года, открылась одновременно с Гразовецкой. Станция действовала при мельнице местного союза кооперативов и располагала небольшой динамо-машиной мощностью 11,5 кВт. В первый год работы она обеспечивала светом 11 деревень, в каждом доме устанавливалось не более 1-2 лапочек. Благодаря незначительной плате за электроэнергию, наличию дров, используемых в качестве топлива, станция в течение года работала успешно. Опыт с переводом её на водяную энергию не удался, а отсутствие топлива послужило причиной остановки станции в декабре 1921 года.
18 ноября 1920 года заработала электростанция союза кооперативов на станции Морженга, при мельнице. Электроэнергию вырабатывала динамо-машина мощностью 16 кВт. Ровно через месяц появляется станция и при мастерских Тотемского райсоюза.
А с 1 января 1921 года началась эксплуатация электростанции при Вологодском исправдоме и в Кадниковском уезде для освещения села Никольского. Последняя была установлена при мельнице, оборудована небольшой динамо-машиной и работала с полной нагрузкой.
Электростанция при мельнице на бывшем заводе Ганичева в Устье Кадниковского уезда стала действовать 18 сентября 1921 года, используя 2 динамо – машины мощностью 13,5 кВт каждая. Обеспечивала светом 9 деревень (в домах было по 1-3 лампочки) и частично село Устье. Ограниченность в средствах не позволила реализовать первоначальный проект, провода провели гораздо тоньше, чем требовалось.
Писчебумажные предприятия “Сокол” и “Печаткино” располагали довольно большим запасом электроэнергии благодаря собственным силовым станциям, появившимся здесь соответственно в 1899 и 1916 годах. Достаточно сказать, что суммарная мощность каждой их них достигала 2100 кВт. Тем не менее в деревнях, расположенных в непосредственной близости от этих предприятий, электрические лампочки загорелись только в 1920 – 1921 годах.
При мельнице в деревне Мурино тогдашней Кубенской волости Вологодского уезда также имелась значительная по тому времени электростанция, принадлежавшая Едковскому обществу потребителей. Её строительство, начатое в 1919 году, было завершено спустя 2 года, и уже к 1922 году отсюда начало поступать электричество в 17 близлежащих деревень. Надо заметить, что освещались в этих деревнях не только дома, но даже дворы. На энергии этой электростанции работал ещё и небольшой картофелепаточный завод, выстроены в это же время на средства, собранные обществом благодаря заготовкам яблок и ягод.
Своя небольшая электростанция имелась и при мельнице в селе Мироносицы Грязовецкого уезда, которая, начав работать в 1921 году, на следующий год остановилась из–за поломки динамо – машины. В 1922 году возобновила работу электростанция с нефтяным двигателе мощностью в 20 л.с. и динамо-машиной в центре Кадникова. Подача энергии здесь начиналась с наступлением темноты и заканчивалась в два часа ночи.
Два года строилась электростанция в Тотьме, запущенная в эксплуатацию в конце ноября 1923 года. Заведующий строительством инженер Сломинский неоднократно сообщал в вышестоящие инстанции, что работы могут быть остановлены в любой момент, если рабочие, нанятые “по вольному соглашению” , не получат обещанную в качестве премиального вознаграждения - соль.
С момента открытия этой электростанции до октября следующего года число её абонентов достигало 52, а уже к 1925 году оно возросло до 196. Что интересно: многим желающим приходилось временно отказывать в проведении электропроводки и подаче энергии из-за такой банальной причины, как нехватка лампочек и проводов. В 1925 году вырабатываемая Тотемской электростанцией энергия распределялась на освещение, обслуживание мельницы дровопилки и мастерских, а также демонстрацию кинофильмов, и в общей сложности планировалось выработать за год 119 тысяч кВт/час. ……………
Как правило, в те годы деревни располагались достаточно далеко друг от друга. Это обстоятельство, естественно, требовало ощутимых затрат на приобретение медного провода, что не могло не сказываться на себестоимости электроэнергии. К росту тарифов приводил и малый коэффициент полезного действия существовавших машин. В итоге плата за пользование электроэнергией не покрывало расходов по эксплуатации электростанции, и правления обществ, как правило, восполняли их за счет собственных доходов.
Что интересно: в 1922 году губернский центр – Вологду электроэнергией обеспечивали шесть станций суммарной мощностью 890 кВт. О них сохранилось архивная информация. Это – городская станция, оборудованная четырьмя динамо-машинами при железнодорожных мастерских и сельскохозяйственном механическом заводе, при губернской больнице и Кувшиновской психолечебнице и, наконец, при Вологодском исправдоме.
По сведениям на 1925 год, в Вологодской губернии действовали 29 электростанций, в ..том числе в Вологде – уже 11. К вышеназванным добавились при железнодорожном депо, винном складе, типографии губсоюза, кожзаводе “Труд”, заводе “Красный пахарь”. Прочие станции были возведены при бумажной фабрике “Сокол”, целлюлозном заводе “Печаткино”, при пяти лесопильных заводах, стекольном заводе “Заря”, имелись электростанции в городах Гразовце, Кадникове, Тотьме, Вельске, а так же в селах Устье, Никольское, Непотягово, на железнодорожной станции Морженьга и в деревне Мурино.
Как уже отмечалось, к 1922 году возникла угроза закрытия Вологодской городской электростанции. Горсовет взялся за сооружение новой станции. 15 сентября 1922 года был заложен первый камень, а уже к 1 октября здание возвели под крышу (набережная реки Вологды у октябрьского моста, ныне здесь находиться СДЮСШОР). Котлы и машины были приобретены в Петрограде, в академии художеств. Заведовал строительством опытный работник – Франк Феликсович Озембловский. В начале ноября 1924 года новая электростанция, названная именем бывшего председателя горсовета Николая Александровича Смирнова, включена в работу. Её мощность составляла 315 кВт, в то время как мощность первой была 167 кВт.
Отдельные района Вологды получали ток от других действующих при предприятиях и учреждениях электростанций. При этом треть домов вынуждены были пользоваться керосиновыми лампами.
Большая часть мощности всех электростанций губернии приходилось на Вологоду и Сокольских район. В 1925 году электростанции сокольских писчебумажных фабрик развивали мощность до 3700 кВт и удовлетворяли как собственные потребности в электроэнергии, так и фабричных поселков, близлежащих селений и города Кадникова. Комунальные электростанции уездных городов располагали следующими мощностями: Тотемская – 48 кВт, Гразовецкая – 48,5 кВт, Каргопольская – 33,5 кВт, Вельская – 50 кВт. За исключение Тотемсой электростанции, которая отпускала небольшое количество энергии на сторону, остальные обслуживали только городские нужды.
При Всесоюзной переписи населения 1926 года в сельской местности губернии было зарегистрировано 16 электростанций, отпускающих энергию для общего пользования. Они удовлетворяли энергетические потребности 77 селений и 1796 дворов.
План ГОЭЛРО по стране был выполнен по основным показателям уже к минимальному сроку, на который он был рассчитан (в 1931 году), а к 1935-му значительно перевыполнен по всем основным показателям.
На 1938 год общая мощность всех (более 100) электроустановок по Вологодской области составляла около 25 тысяч кВт, при чем только 8 электростанций имели мощность свыше 500 кВт. Самым крупным энергетическим центром в то время являлся Сокольский узел с мощностью двух ТЭЦ – 13,1 тысячи к Вт. Основными видами топива в области служили торф и дрова. Ряд электроустановок работал на привозной нефти. Во многих районных центрах, таких, как Усть-Алексеевский, Павинский, Леденгский и других, электростанции отсутствовали.
Вологодский промузел не имел единого энергетического хозяйства и даже к концу 30-х годов налицо был дефицит мощности. Помимо коммунальных электростанций, на территории промузла находилось 14 мелких установок, обслуживающих предприятия, при которых они непосредственно и сооружались. Наиболее крупной из них являлась электростанция при паровозовагоноремонтном заводе мощностью 1740 кВт.
В документах областного госархива имеются также сведения по электрификации Северо-Двинской губернии (в ее состав, в частности, входили города: Великий Устюг и Никольск) и Череповецкой губернии. В Великом Устюге эксплуатация электростанции (480 кВт) началась осенью 1928 года. Никольская станция строилась в 1920-1922 годах и была рассчитана на мощность 30 кВт.
А вот сведения по Череповецкой губернии за 1924 год. Череповецкая станция обеспечивала освещение губернского центра, обслуживала водопровод и ряд “моторных установок”. Белозерская бездействовала в течение нескольких лет. Кирилловская (подавала электроэнергию для освещения уездного центра и работы мельницы, протяжённость воздушной сети составляла 9 километров). Работала также Тихвинская станция, планировался пуск Устюженской ГРЭС. Имелось 12 установок в уездах (Череповецком-8, Белозерском-2, Устюженском-1, Тихвинском-1) и с выше 25 заводских установок.
В 1946 году в области было освоено изготовление гидротурбин, что заметно повлияло на повышение качество возводимых гидроэлектростанций. Наличие значительных гидроэнергоресурсов позволяло строить ГЭС практически во всех районах. Например, к 1947 году в области имелось свыше тысячи мельниц, использующих энергию воды. Большинство ТЭС работало на местном топливе, остальные на нефтепродуктах.
Сохранились архивные сведения о том, что в год окончания Великой Отечественной войны и в последующие два года в ряде районов нашей области были введены в эксплуатацию электростанции, работающие на энергии воды, в том числе в Грязовецком (Комельская), Кичменгско-Городецуком (Пичугинская), Шольском и Тарногском, а также тепловые электростанции – Вожегодская, Бабаевская, Кадуйская, Сямженская и Куркинская (Кубеноозерский район).
К 1925 году в области были электрифицированы всего лишь 10 процентов колхозов, к тому же не все МТС, совхозы и районные центры пользовались электроэнергией. И это, в общем-то, не удивительно, так как многие станции были сориентированы на локального потребителя, имели ограниченный “радиус действия”. Достаточно сказать, что мощность ни одной из приблизительно пятидесяти построенных в последнюю пятилетку ГЭС не превышала 10-15, а под час и 1-3 кВт, то есть буквально с “рождения” были обречены на неэкономичность, а порой и безопасность. Так что еще долго, по крайне мере все 50-е годы, для многих сельских жителей области, особенно удаленных от больших населенных пунктов, лампочка Ильича оставалась мечтой.
Ясно, что стратегия, направленная на наращивание энерговооруженности области, требовала кардинальных изменений, иных подходов как к выбору типа и мощности строящихся электростанций, так и к механизму распределения энергопотоков. Этот подход диктовал необходимость создания единого энергопространства, централизованной энергосистемы. Началась ликвидация или консервация небольших, экономически невыгодных станций и установок, подключение потребителей к новым источникам питания.
В архивных документах имеются сведения о реорганизации энергоснабжения в области в 1959-1961 годах. Так, в Вологде было ликвидировано 12 мелких электростанций суммарной мощностью 4 тысячи кВт, электроснабжение потребителей частично переведено на ТЭЦ льнокомбината. Приказала долго жить электростанция в поселке Молочное, что под Вологдой, в связи с вводом в строй ЛЭП-35. С ТЭЦ ВМК в Череповце питание некоторых потребителей перевести на ТЭЦ металлургического завода, что позволило освободиться от пяти небольших станций. С пуском в эксплуатацию новой ТЭЦ ликвидировано старое энергохозяйство на Красавинском льнокомбинате – паровые машины и паровая турбина. Новый турбогенератор на Чагодощенском мехстеклозаводе освободил предприятие от услуг старой дизельной электростанции. Изменения в электроснабжении, нередко с отказом от устаревших источников питания, коснулись также и других потребителей, в частности в Грязовце, Соколе, Борисово-Суде.
Что же касается выработке электроэнергии в отдельных городах и районах области, то на начало 1959 года, первое место по годовой выработке электроэнергии занимал Чагодощенский район – около 18 тысяч кВт-час, следом на весьма почтительном расстоянии шел район Великоустюгский – 10 тысяч кВт – час, далее Харовский – 7,4 тысячи. Всего же в районах области было выработано 92 тысячи кВт-час. электроэнергии. Если же брать наиболее крупные города, то, во-первых, это показатель значительно выше и, во-вторых, здесь также есть свои неожиданности. Итак, Сокол – 164,9 тысячи кВт-час., Череповец – 74,5 тысячи, Вологда 66,8 тысячи, Великий Устюг – 7 тысяч, а всего – 313,3 тысячи кВт-час. электроэнергии. Для сравнения необходимо сказать, что нынче счет идет на миллионы.