Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин

В деревне Ваганово имелась торговая лавка, молочная лавка, пожарный сарай , часовня, школа, семья Серовых содержала кузницу, молоко жители деревни сдавали в молочную лавку и на маслозавод Калининых,в последствии Кузнецовых,зерно мололи на мельницах – водяной Копылова,и ветряных Шамина,Поролова (в последствии перешла к Капитонову),на крупяной толчее Калининых. Шулегины держали торговую лавку.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Станция «Вохтога»

Быстрый рост железной дороги в 19 веке был вызван прежде всего их крупными преимуществами в сравнении с др. видами транспорта. Так, стоимость перевозки грузов уже по первым железными дорогами была в 4 - 7 раз ниже, чем гужевым транспортом, и даже ниже стоимости перевозок по мелководным рекам и каналам. Это понимали промышленники и купцы России,и принимали в строительстве активное участие. Помещичье государство, верное своим традициям, непосредственного участия в постройке железной дороги не принимало. Многие участки и линии, входящие ныне в состав существующих границ Северной железной дороги, строились отдельными акционерными обществами как совершенно самостоятельные Впоследствии эти дороги были изъяты из частного владения, приняты на казённый счёт и объединены в одну под общим названием Северные железные дороги.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

1 апреля 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла в казну в ведение министра финансов. Строительство ветви Петербург — Вологда — Вятка стало осуществляться на казённый счёт, возглавляли его родственники Витте..5 мая 1901года совещание в Министерстве путей сообщения распорядилось приступить к изысканиям по линии Санкт-Петербург – Вологда – Вятка, чтобы в 1902 году начать сооружение дороги.

И вскоре ,как только вохтожские мужики справились с пахотой и посевной ,по их полям забегали межевщики,делая разметку будущей железной дороги,которая подходила прямо к их деревне.Многие жители,ни разу не бывавшие дальше соседней деревни и не видевшие ни разу паравозов с опаской отностлись к этой затее.Были и те,из торгового сословия,кто видел выгоду от проложенной здесь железной дороги.И все же на деревенском сходе уговорились ехать и просить об изменении маршрута пути. И не долго мешкая,набрав подарков для быстрого сговора,отправились на пяти подводах в г Буй к начальнику строительства. Вернулись скоро,договорились дорогу провести по закраям разработанных полей,вдоль лесной приболоти на деревню Тарасово.Место это в деревне татарщиной звалось.Что бы там ни сеяли,- ничего не росло,только под пастбище и годно было.

А Тарасовские,завидя выгоду,очень рады были.Два дня Вохтожские мужики не вылезали из Тарасова,принимали благодарность.Ну а вскоре подошла и Казанская, так тарасовские отгащивать пришли.Хорошо дорогу замочили.

27 марта 1902 года после дополнительных изысканий и уточнений министр путей сообщения М.И. Хилков утвердил план строительства . 5 мая 1902 года правительством было разрешено само строительство за счет казны .

При открытии станция «Вохтога»,название она сохранила от первоначальных задумок строительства (хотя Тарасово ,да и сама станция относилось к Вохтожскому приходу),представляла собой небольшой разъезд с 4 путями и 6 домами по обеим сторонам железной дороги. для обслуживающего персонала и рабочих.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Здание вокзала- ровестник рабочего поселка Вохтога.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Водонапорная башня . Постройка 1905г

Станция зажила сомостоятельной , полнокровной жизнью.Для приема и отгрузки товара на станцию колхозы( а в каждой деревне был свой) начали строить склады под сельхозпродукцию и удобрения. А рядом прирастали дома колхозников.Так и появились первые улицы будущего поселка Колхозная и Железнодорожная. А место,где дома приткнулись к Тарасову,до сих пор притыкиным и зовется. Во время Великой Отечественной Войны железнодорожный узел Вохтога использовался для переброски эшелонов и перевозки военных грузов .Железная дорога, которая соединила Петербург и Москву с Уралом и Сибирью, приобрела стратегическое значение. Через станцию шла эвакуации жителей оккупированных районов а также служила для сообщения с блокадным Ленинградом.На станции работал крупный эвакуационный пункт, по деревням размещали эвакуированных жителей Ленинграда,а на самой станции был открыт детский дом. В начале войны железнодорожный узел подвергался бомбардировкам немецкой авиации.

Вохтожанам, пережившим военное время никогда не забыть эти бомбардировки. .Фашисткие самолеты старались уничтожить стоявшие на путях военные зшелоны,а так же расположенные у железной дороги складские помещения.При очередном заходе самолета на станцию,рассказывает Каберова О. А , мы видели,как прямо над нами от самолета отделился серый предмет,при развороте его отнесло и он упал в находящее невдалеке болото,около склада райпотребсоюза.Земля содрогнулась, из окон полетели стекла,и казалось все болото выплеснулось на ближайшие дома.,перекрасив их в непонятный цвет.В другой раз налет застал нас в поле, добавляет Ольга Александровна. Женщины и ребятня бросились бежать в расположенный неподалеку лесок. Самолет несколько раз заходил на нас, расстреливая пулеметными очередями.На голову летели срезанные ветки и сучки от поврежденных деревьев.. Причем, он спускался так низко к земле, что когда пролетал над нами, то мы совсем рядом видели кабину пилота и лицо злобно улыбающего фашиста.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Однако железнодорожникам удалось обеспечить бесперебойную работу железнодорожного узла. И действительно, «дыхание» станции не прерывалось ни на минуту.Со станции один за другим уходили составы с лесом и дровами для замерзающих городов России. Трудились на лесозаготовке мобилизованные в ближайших деревнях женщины и дети. Все мужское население деревень с первого дня войны были на фронте и от многих из них не было никаких вестей. При первой возможности солдатки бежали на станцию,что бы хоть что нибудь узнать о своих близких.Нередки были случаи, когда из проезжающих мимо поездов выбрасывали весточки от родных с фронта.

Железнодорожная станция сильно изменила многоукладную жизнь местных жителей.Станция – это место встреч и проводов,место местных разборок и свиданий.

Со становлением станции в 1932 году организовался здесь и крупнейший в СССР Монзенский леспромхоз,а после объединения колхозов на их землях и совхоз «Вохтога». А с ликвидацией прихода и развитием на станции промышленной инфраструктуры обосновался здесь и админисративный центр. Все это отложило свой отпечаток на будущее современной Вохтоги.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

ПГТ Вохтога фото Славинской О.Н.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Открытие памятника вохтожанам,погибшим в ВОВ.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Весенний разлив на « Медведь - реке»

фото Славинской О.Н.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Аист на крыше администрации поселения.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Деревообрабатывающий комбинат.

. Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Вохтожская ср. школа

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Первоклашка

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Служба в храме

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Зима в Вохтоге.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Ул Колхозная.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Праздник в Вохтоге.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Послесловие.

Безмятежно над нами проплывают облака,только что были над нами и уже растворились ,пропали в огромном океане неба.Не остановить и протекающий лесной ручей,как не загораживай,наберет силу и размоет, сметет любую плотину и унесет свои воды в большую реку,где смешается она с тыщей таких же ручейков, как и сам.Так же неумолимо проходит и наша жизнь.Человеческая жизнь – молниеносное мгновение. Древние считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. И возникает закономерный вопрос: что мы оставим им в наследство – опустошенные деревни,поля, которые на наших глазах приходят в запустение и вновь зарастают лесом? И глядя на эту картину сегодняшнего дня невольно представляешь,как первые переселенцы,попав в эти земли,где реки были полны рыбы,а леса непуганого зверя,принесли сюда и знание по возделыванию земли.Отвоевывая у леса,шаг за шагом,полоски пахотной земли крестьяне засевали ее льном и хлебами,которые нежно и ласково называли жито – что означало «жизнь».

Еще несколько веков назад земли к северу от водораздела Волги и Северной Двины, именуемые обычно "Русским Севером", первоначально не входили в состав Древнерусского государства. Славяне появились здесь лишь на рубеже X—XI веков.Здешние места были заселены местным финно-угорским населением.В старые времена реки были главной транспортной магистралью по непроходимым таежным дебрям. Какие причины побуждали их заселять негостеприимные северные окраины в ту эпоху, когда в центральных районах Восточной Европы было еще немало незанятых земель? Ответ лежит на поверхности. Славяне бежали от набегов половцев,от притязания татар,от непосильных поборов своих князей.Смешиваясь с местным населением и создавая новые поселения за несколько столетий отодвинули границы Руси на сотни верст на северо-восток.

И большую роль в освоение новых земель сыграло освоение волоков на водоразделах речных систем Волги и Северной Двины.На протяжении длительного времени шла борьба новгородцев с ростовцами за контроль над основными водными магистралями Севера.Подтверждением служит документ,где сказано, что новгородский боярин Василий Данилович, возвращаясь с Двины, был схвачен людьми великого князя "на Вологде", "а он поехал с Двины, а того не ведал, не стереглся". По-видимому, в XIII — XIV веках поездки по этой трассе были для новгородцев сопряжены с большим риском — она находилась под полным контролем ростовцев (позднее москвичей) и перекрывалась при малейшем обострении отношений между Новгородом и великим князем.

Все главные волоки были проложены уже в XI — XII веках. За этот короткий период славяне сумели выбрать оптимальные варианты маршрутов по северным рекам, которые в последующие столетия оставались почти неизменными. На Севере возникали десятки новых поселений, заселялись новые территории. Заселялись деревни и на Лежском Волоке.Для работы на волоке требовались рабочие руки – вытягивать суда на берег и перевозить их по высокой сухой гряде с помощью конной тяги,ремонт и изготовление лодей, контроль за порядком.Все это требовало человеческого присутствия.

К сожалению не найдено ранних упоминаний о деревнях на Лежском Волоке. Весь архив на земли архиерейской кафедры сгорели во время литовского разорения в Вологде Но большое спасибо Патриарху Филарету,который

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

распорядился послать в разоренные местности переписать русские земли для определения платежных сил населения.. В 1624 г Вохтога значится не просто как деревня, а как погост,место сбора церковной и другой дани(возможно с волока),здесь же располагался и архиепископский двор. К погосту закреплялись и ряд ближних деревень,которые тоже фигурируют в данной переписи.

Было бы правомерно считать эту дату первым упоминанием Вохтожского поселения, а события, происходящие в данной территории как факторами ее дальнейшего роста и развития:

1. Введение в действие ж.д. станции, которая была поставлена на землях Вохтожского прихода,место для которой было утверждено совместно с жителями села Вохтога, накануне православного праздника «Казанская».

2. Организация совхоза «Вохтога» на объединенных землях колхозов, бывших Вохтожского и Никольского приходов.

3.Организация на данной территории Монзенского леспромхоза и деревообрабатывающего комбината.

4.Присоединение к Вохтожскому поселению территории Демьяновского сельского совета ( в прошлом погоста Василия Темного в Заволочье).

В довершение всего сказанного хотелось бы привести мой давний разговор с бабушкой – Кичигиной (Молиной)Евстольей Васильевной. Родилась она в 1911 году и всю жизнь прожила в д. Вохтога.Закончив три класса церковно – приходской школы и была по тому времени вполне грамотной.При Советах она руководила бригадой деревни Вохтога. Знания её исходили в основном от её родителей и их родителей,она была хорошей рассказчицей. На мой вопрос о значении названия деревни ответ был такой – « Медвежий берег это, и река Медведь, а вот видишь эту горку (показывая мне в окно на пологий спуск от магазина до самой реки,в том месте речка Елховка впадает) тоже медвежей горкой звалась.Там внизу у реки в старину капище было,старым богам молились.

Капища Велесовы от очей посторонних сокрыты, не на вершине горы, но близ воды. Когда наши Молины дом у реки ставили,деревянные идолы прямо за огородом еще стояли, никто их не трогал. А вот в двадцатом веке их уже не было,только старые бревна валялись, а может уже и не они». А место это все камнем было вымощено, при строительстве храма все туда и свозили.

Сразу за рекой , рядом с этим местом находилось и место захоронений. Позднее,когда рядом на холме храм поставили,то и кладбище как бы при церкви стало.Последний раз в 1942 году там хоронили, после кладбище перенесли к Ваганову,а зто место ,как и сам храм пришли в запустение.В настоящее время только лишь по небольшим,размытым холмикам можно догадаться о значении зтого места. А значение нашей местности в старые века было велико.Она было связующим звеном между племенами и народами финно-угорской национальности, проживающих на территории рек в Волжско-Двинском бассейне.Главным богом у всех этих народов был Велес,прославлявших медвежий культ. И именно Вохтога - «Медведь-река» была одним из связующих путей Волги и Двины. Великие Капища были связаны не только «едиными устами», но и речными путями.

Места древних капищ это Великий Новгород,Великие Луки,Ростов Великий и Великий Устюг. Слово Великий на Руси не просто самовосхваление, это след

дохристианских верований. Даже сама Русь Великая не случайно, потому как она Русь Велия от володыки Велеса. Вот откуда и «русский медведь». Велеса считали могучим богом, объединившем в своем Начале такие главные понятия, как Величие, Власть, Воля.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

(Валерий Демин. «В поисках истоков Руси».)Не приходится особенно сомневаться в тесной связи имени Велеса со смысловым и лексическим гнездом,куда входят слова "велеть", "повелевать", "великий" и их дальнейшие трансформации "воля", "владение", "власть", "вельми" и т.д.

Вот так имя Велеса, Волоса со временем превратилось в Велия, а затем и в слово «Великий». Так Русь Велеса стала для русских Великой Русью, а для западных соседей медвежьей страной. И если бы был свой герб у Вохтоги,то по всей вероятности там должен быть изображен пробирающийся по лесным речкам ушкуйник,а на высоком берегу,наблюдающий за происходящим властелин местных лесов –наш бурый медведь

Сейчас, к сожалению, многие жители ничего не знают не о капище ,не о Велесе, ни тем более об истории края, а история очень даже замечательная. По всей территории северо-запада Руси, даже во время христианства, сохранялся устойчивый культ камней, который не смогли побороть христолюбивые миссионеры, но зато они смогли выветрить из памяти народа их истинное значение и переосмыслить согласно новому пантеону, а те, которые не смогли “подогнать” заклеймили проклятыми, чёртовыми и “погаными”. Один из таких культовых камней как раз находится не далеко от деревни Вохтога . Это Чертова седулка ,по сути Велесов камень. Располагается он в реке на окраине деревни, на вершине валуна имеются впадины,похожие на отмять от сиденья. К сожалению не понятно природное это явление или же дело рук человека. Местные жители,так и жители соседних деревень с опаской относились к этому месту,по возможности старались его обойти стороной. Даже дорога, проходящая вдоль реки,приблизившись к этому камню,резко отворачивала и делала крюк.А по тропе, проходящей у этого места, женщины и малые ребятишки в одиночку старались не ходить. Даже ребятня , собравшись компанией и с духом,старались молчком и бегом проскочить это место.

Известен в деревне и другой «говорящий» камень,-- излюбленное место деревенских мальчишек для ловли рыбы.Располагался он на берегу реки, невдалеке от того места,где находилось древнее капище.Со временем

река постепенно подмыла берег, камень сполз и очутился в реке.В деревне прозывали этот камень «Бабой Ягой».

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе в потусторонний мир (Тридесятое царство). Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга - существо обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма.Буря –Яга(Баба-Яга)-богиня смерти,была одной из жен Велеса.Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Согласно легенде,ее избушка стояла на границе двух миров,где та, благодаря совершению определённых ритуалов служила проводником, позволяющим проникнуть в мир мёртвых. И действительно,

камень был как бы разграничением между старой деревней и местом захоронений, находящееся сразу за рекой.

Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно Спросим себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Многие сейчас ответят: на счастье. Но разве это объяснение?

Почему "нельзя" здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог – естественная "граница" избы – был для древнего человека нешуточной границей между мирами: "своим" и "чужим", "хорошо обжитым" и "менее обжитым". Пересечение её таило серьёзные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьёзно.

Интересен был бы для нас и камень-алтарь для жертвоприношений на месте древнего капища,но к сожалению в памяти людской не осталось его имени,

возможно он лег фундаментом у одного из домов строяшейся деревни,или того же храма, который располагался поблизости.Хотя в этом месте есть и похожие,покрытые мхом, вросшие в землю валуны.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Как бы там ни было, рукотворное ли это сооружение или созданное природой, оно, безусловно, заслуживает внимания и изучения как примечательный памятник. И подтвердить или опровергнуть эту гипотезу могут только профессиональные научные исследования.

Культовым камням приносили различные дары-жертвы (шерсть, творог, масло, ягоды, овощи, цветы, полотенца, платки и др.). В ряде мест были зафиксированы и жертвоприношения животных. Так, на культовый камень в обычные дни клалась черная или белая шерсть, а в праздничные дни — голова и ноги барана или овцы, зарезанных с ритуальными целями. Велес был также тесно связан с языческими представлениями о врачевании и исцелении. Очевидно, поэтому культовые камни стали объектами избавления от недугов. Чтобы вылечиться, прислонялись своим больным местом к камню. Если у кого-либо болели глаза, то он рукой трогал камень, а затем руки подносил к глазам. Воду, взятую из ручья, лили кружками на поверхности камня. Собранная с камня вода считалась святой и по поверию обладала лечебными свойствами. Велес, как показывают исторические источники, был покровителем не только животноводства и охоты, но и богатства. Особенно широко и глубоко культ Велеса бытовал в лесной зоне Восточной Европы. Распространение характеризуемых камней-следовиков на Русской равнине соответствует тому ареалу, где культ Велеса держался наиболее стойко.

Также характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села,что места"игрищ межю селы"остались в названиях памятных мест.Так в соседнем селении с Вохтогой – в Ваганове есть

местечко,название которого пришло из далекой старины – это Красная гора. Сохранилось за ней и другое название ,видимо в память о минувшем времени– Старая гора.

"Красные горки", "красные холмы", где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась "красной горкой") были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны. Такие сакральные "красные горки" отразились в фольклоре:

Ой, у конци села - высока гора, А на той на горе горели огне, Коле тых огнов - все сватые, Увше сватые, мужи старые... .

С приходом христианства все языческие обряды стали преследоваться как греховные. 1534 году новгородский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному о том, что: "во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей... Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи - всей твари поклоняхуся, ако богу".

И это XVI век, который по идее должен был быть полностью пронизан и пропитан церковным христианством!

Однако вытравить вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь, оказалось невозможно. И тогда церковь как бы ''окрестила'' языческий обряд, включив его в пасхальный цикл. Так, до сих пор сохранился обычай предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.; сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Календарь древних славян.

Тысячи лет КалядыДаръ служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого.

С остатками и проявлениями языческих верований мы сталкиваемся на каждом шагу.В округе немало и святых источников.Особо почитаем считается источник на реке Монза – Васильевский.Здесь можно легко рассмотреть языческий культ почитания воды, как одной из стихий, такие святые места как источники, ключи и колодцы, на месте которых случалось то или иное святое событие и вода в них приобретала силу чудодейственной.

Древние славяне обожествляли источники, считая, что они являются местами, где из земли выходит ее сила. Поэтому вода из источника считалась целебной и использовалась как оберег от враждебных человеку сил. Отсюда же происходит и обычай обливаться водой перед каким-либо трудным делом или перед свадьбой. Сохранилось старинное благопожелание: «Будь здоров, как вода». Воду использовали и как оберег. Маленьких детей обливали водой, произнося заговор: «С гуся вода, а с (имя) худоба».

Так же мать и больное дитя, уходили вдвоем на этот источник. Мать омывала дитя, прося воду очистить от болезней. Она наполняла эту воду своей любовью и заботой, тем самым увеличивая ее свойства еще больше. Жены делали обереги своим мужьям. Они уносили сорочки или рубашки своих мужей, и замачивали в источнике с утра до вечера, прося у воды напитать ткань ее силой и энергией, рассказывая ей, как они любят их. Затем одежду высушивали на солнце и одевали. Это был очень сильный оберег, пропитанный свойствами и силой воды, и любовью любимой женщины. Благодарили воду за ее свойства, разговаривая с ней, благодаря ее, кормя духа святого источника и Славя Богов. Можно было одному пойти, сесть рядом с источником, и рассказать воде все, что хотелось. Вода, и это место, в этот момент чистят вас, избавляют от всего негативного, перерабатывают всю высказанную вами информацию. Затем нужно поблагодарить воду, место, духа, выпить воды и уйти». Обращение к воде: «Богами сотворенная, землей заговоренная, ты исцеляющая, преображающая, ты светлое дающая и чистоту несущая. Во Славу Рода светлого, такого ж как ты чистого, ты очисти меня, исцели меня, ты напитай меня, преобразуй меня».

Многие заговоры были до такой степени переделаны сообразно с новым вероучением, что вошли в состав требников 15-17 веков под именем молитв.

Невдалеке от этого святого источника на Монзе находится возвышенность, которую в старину называли Лысой Горой. Там же располагалось селенье – деревня Лысово.

Лысых гор по всей земле множество, почти что в каждом округе есть своя Лысая гора. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и "облысели". Прилагательное "лысый" имеет тут двоякий смысл. Это может объясняться и как "голый без растений и деревьев", и как "ясный", "светлый", связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам.

По самым большим праздникам: на Коляду или Рождество, на Благовещенье , на Пасху, накануне Юрьева дня , на Троицу или в ночь на Ивана Купалу ведьмы норовят непременно прилететь на Лысую гору, чтобы учинить там свой шабаш. Здесь они также справляют Масленицу, и происходит это в первую неделю Великого поста или накануне Христова Воскресенья.

Со временем древние мифы и образы теряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые, однако, сохраняют некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся и в сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь неслучайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себе шкуру священного животного, как и современные шаманы, устраивали условные путешествия на мировую космическую гору в потусторонний мир. То же относится и народным рассказам о полетах ведьм и шабашах на Лысых Горах, которые у наших предков имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол. Языческие же божества и их слуги жестоко преследовались и карались, ведь провозглашались дьявольским отродьем, слугами дьявола.

С принятием христианства началось строительство церквей. Причем зачастую они строились на месте языческих святилищ, как бы наследуя сакральность их мест.По всей видимости, в выборе посвящения главного храма имел место и некоторый расчет на приближение новой религии к языческим верованиям, в которых огромное место занимало поклонение древнему женскому божеству - «матери сырой земле». В народной среде это сближение возникло сразу. Не случайно Русь стала почитаться «уделом Богоматери».

Вместе с тем более древние представления не забылись, они слишком глубоко проникли в сознание людей и повседневную жизнь .Языческие верования восточных славян постепенно вошли в христианский культ. Народная культура, хранителем которой выступала прежде всего деревня, с уходом из жизни их жителей,сейчас медленно, но верно предается забвению.

Кезин 23 Калинин 35 Шеркунов 47 Шулегин-Жилин 59 Марин 71 Пекин - student2.ru

Наши рекомендации