Требования безопасности при эксплуатации машин и транспортных средств
8.2.1При размещении машин в месте производства работ руководитель работ должен до начала работы определить рабочую зону машины и границы создаваемой ею опасной зоны. При этом должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста, а также из других опасных зон. В случаях, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.
Все лица, связанные с работой машины, должны быть ознакомлены со значением сигналов, подаваемых в процессе ее работы. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.
8.2.2Эксплуатация автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с [44].
8.2.3 При размещении и эксплуатации машин и транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта.
8.2.4 Перемещение, установка и работа машины или транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном в организационно-технологической документации и ППР.
При отсутствии соответствующих указаний в ППР минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины следует принимать по таблице 1.
Таблица 1
Глубина выемки, м | Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м, для грунтов | |||
песчаных | супесчаных | суглинистых | глинистых | |
1,0 | 1,5 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2,0 | 3,0 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3,0 | 4,0 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4,0 | 5,0 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5,0 | 6,0 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
8.2.5 Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации – владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ и выдаваемого в соответствии с требованиями 4.11, при выполнении следующих мер безопасности.
8.2.5.1 При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.
8.2.5.2 При обоснованном отсутствии возможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи напряжением св. 1000 В работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 2;
б) корпуса машин с механическим приводом, за исключением машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземлителя.
Таблица 2
Напряжение воздушной линии, кВ | Расстояние, м | |
минимальное | минимально измеряемое техническими средствами | |
До 20 включ. | 2,0 | 2,0 |
Св. 20 “ 35 “ | 2,0 | 2,0 |
“ 35 “ 110 “ | 3,0 | 4,0 |
“ 110 “ 220 “ | 4,0 | 5,0 |
“ 220 “ 400 “ | 5,0 | 7,0 |
“ 400 “ 750 “ | 9,0 | 10,0 |
“ 750 “ 1150 “ | 10,0 | 11,0 |
8.2.5.3 Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на аутригеры и расцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана, без привлечения стропальщиков.
8.2.6 Для технического обслуживания и ремонта мобильных машин они должны быть выведены из рабочей зоны.
8.2.7 При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов, вблизи ЛЭП) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.
8.2.8При перемещении машины или транспортного средства своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны соблюдаться правила дорожного движения.
Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только
после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.
8.2.9 При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции изготовителя отсутствуют другие, повышенные требования.
8.2.10Устройство и эксплуатация наземных рельсовых крановых путей должны соответствовать требованиям СНиП 3.08.01 и [45].
8.2.11 В случае неисправности токоприемника, контроллера, тормозов и сигнала, а также при отсутствии средств защиты от воздействия электрического тока (диэлектрического коврика, диэлектрических перчаток) эксплуатация электротележки запрещается.