Последовательность сооружения великого сибирского пути.
19 мая (31 мая по н.ст.) 1891 года в 10 часов утра в районе Куперовской Пади города Владивостока был проведена церемония торжественной закладки дороги и совершен молебен по этому случаю, с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II).
Линия Миасс - Челябинск. 97 верст (103 км).Маршрут: Миасс - Челябинск. Начало работ - 20 февраля (4 марта) 1891 г. Открытие рабочего движения - 1892 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - сентябрь 1892 г.
Начальник строительства: Михайловский К.Я.
Западно-Сибирская линия. 1328 верст (1417 км).Маршрут: Челябинск - Курган - Петропавловск -Омск - река Обь. Начало работ - 7 (19) июля 1892 г. Открытие рабочего движения - 15 (27) октября 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) октября 1896 г.
Начальник строительства: Михайловский К.Я.
Уральская соединительная ветвь. 225 верст (240 км).Маршрут: Екатеринбург - Челябинск. Начало работ - лето 1894 г. Открытие рабочего движения - 1 (13) декабря 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 10 (22) ноября 1896 г.
Начальник строительства: Михайловский К.Я.
Уссурийская линия. 717 верст (765 км).Маршрут: Владивосток - Никольск-Уссурийский - Графская - Хабаровск. Начало работ - апрель 1891 г. Открытие рабочего движения - 15 (27) октября 1897 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) ноября 1897 г.
Начальники строительства: Урсати А.И., с 1892 - Вяземский О.П.
Средне-Сибирская линия. 1715 верст (1830 км).Маршрут: река Обь - Ачинск - Красноярск - Зима -Иркутск. Начало работ - май 1893 г. Открытие рабочего движения - 16 (28) августа 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1899 г.
Начальник строительства: Меженинов Н.П.
Байкальская ветвь. 64 версты (68 км).Маршрут: Иркутск - Байкал. Начало работ - 1 (13) сентября 1896 г. Открытие рабочего движения - 21 октября (2 ноября) 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1900 г.
Начальник строительства: Меженинов Н.П.
Восточный подход к КВЖД. 110 верст (117 км).Маршрут: Никольск-Уссурийский - Пограничная. Начало работ - 1897 г. Открытие рабочего движения - 1 (13) января 1899 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1900 г.
Паромная железнодорожная переправа. Маршрут: Байкал - Мысовая, с 1903 до Танхоя. Начало строительства парома-ледокола "Байкал" - 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 24 апреля (7 мая) 1900 г.
Забайкальская линия. 1036 верст (1105 км).Маршрут: Мысовая - Верхнеудинск - Чита - Сретенск. Начало работ - 11 (23) апреля 1895 г. Открытие рабочего движения - 6 (18) января 1900 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (14) июля 1900 г.
Начальник строительства: Пушечников А.Н.
Западный подход к КВЖД. 324 версты (346 км).Маршрут: Китайский Разъезд - Маньчжурия. Начало работ - 1897 г. Открытие рабочего движения - 10 (23) февраля 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 12 (25) октября 1901 г.
Начальник строительства: Адрианов Г.В.
Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская линии. 2377 верст (2536 км).
Маршрут: Маньчжурия - Харбин - Пограничный; Харбин - Чанчунь - Порт-Артур. Начало работ - 28 августа (9 сентября) 1897 г. Открытие рабочего движения - 21 октября (3 ноября) 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (14) июля 1903 г.
Начальник строительства: Югович А.И.
Кругобайкальская линия. 244 версты (260 км).Маршрут: Байкал - Слюдянка - Мысовая.
Начало работ - конец 1899 г. Открытие рабочего движения - 18 сентября (1 октября) 1904 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 16 (29) октября 1905 г.
Начальник строительства: Савримович Б.У.
Амурская линия с ветвями. 2096 верст (2236 км).Маршрут: Куэнга - Зилово - Алексеевск - река Амур; Бочкарево - Благовещенск; Рейново - Рухлово; ветвь на Кивду. Начало работ - 1907 г. Начало регулярного сообщения до реки Амур - 10 (23) марта 1915 г.
Начальники строительства очередей, с запада на восток: Зеест Б.В, Подруцкий Е.Ю., Трегубов В.В.,Ливеровский А.В.
Сооружение Амурского моста. Менее 3 верст (около 3 км). Начало строительства - 12 (25) августа 1913 г. Сдача в эксплуатацию и начало сквозного регулярного сообщения от Санкт-Петербурга до Владивостока по территории России - 5 (18) октября 1916 г.
Начальник строительства: Ливеровский А.В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1916-1925).
Сквозное железнодорожное сообщение от Челябинска до берегов Тихого океана по территории Российской империи было открыто лишь в октябре 1916 г., после окончания строительства Амурской железной дороги и ввода в строй Амурского моста. Транссибирская магистраль была разделена в административном отношении на четыре дороги: Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую. Непрерывно возрастала перевозка пассажиров: в 1897 г. было перевезено 609 тыс., в 1900 г. - 1,25 млн., в 1905 г. - 1,85 млн., в 1912 г. - 3,2 млн.