Исходные данные для построения теоретического чертежа
Теоретический чертеж судна
Основные сведения
Корпус судна с геометрической точки зрения представляет собой сложную криволинейную поверхность удобообтекаемой формы, которую нельзя выразить простыми математическими уравнениями. Поэтому при проектировании и постройке судов геометрическую поверхность корпуса задают с помощью конструкторского документа, называемого теоретический чертёж (Рис1).
Его используют при выполнении расчетов мореходных качеств судна, при разработке чертежей общего расположения и конструктивных чертежей корпуса, для выполнения разметки листов наружной обшивки и других работ, требующих учета формы корпуса судна.
Теоретический чертёж представляет собой совокупность ортогональных проекций теоретической поверхности корпуса судна на три основные координатные плоскости: диаметральную (ДП), основную (ОП) и плоскость мидель-шпангоута.
Под теоретической поверхностью корпуса судна понимают поверхность судна, проходящую по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса судна, надстроек, фальшборта и козырька (фальшборта переменной высоты на баке судна).
Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с ДП называется диаметралью и дает представление о форме носовой и кормовой оконечностей, килевой линии и линии седловатости верхней палубы (ВП). Линии пересечения теоретической поверхности корпуса с плоскостями, параллельными ДП, называются батоксами,
Линии пересечения поверхности корпуса плоскостями, параллельными ОП, называют ватерлиниями. Выделяют конструктивную ватерлинию (КВЛ) –это ватерлиния, принимаемая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна.
Форма ватерлиний наглядно показывает характер изменения обводов корпуса судна по его длине.
Линии пересечения теоретической поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются теоретическими шпангоутами. Линий теоретических шпангоутов показывают форму днища, бортов и верхней палубы в соответствующих частях длины судна.
Проекции теоретического чертежа имеют следующие наименования:
- бок (вид сбоку)– проекции диаметрали, батоксов, шпангоутов и ватерлиний на вертикальную продольную плоскость;
- полуширота (вид сверху) – проекции ватерлиний, батоксов и шпангоутов на горизонтальную плоскость;
- корпус (поперечные сечения) – проекции шпангоутов, диаметрали, батоксов и ватерлиний на вертикальную поперечную плоскость.
На проекции бок ватерлинии и шпангоуты проецируются в виде прямых, а диаметраль и батоксы – в виде кривых линий. На проекции полуширота диаметраль, батоксы и шпангоуты имеют вид прямых, а ватерлинии – кривых линий. На проекции корпус прямыми линиями изображаются диаметраль, батоксы и ватерлинии, кривыми – шпангоуты.
Вследствие симметрии корпуса судна относительно ДП обводы ватерлиний на полушироте вычерчивают только для левого борта (отсюда и наименование проекции – полуширота). По этой же причине на проекции корпус обводы шпангоутов вычерчивают только для одного борта. С целью упрощения изображений шпангоутов справа от ДП изображают шпангоуты носовой половины судна, слева – кормовые шпангоуты. Мидель-шпангоут, располагающийся на середине длины судна, показывают с двух сторон от ДП.
Теоретический чертеж судна состоит из трех проекций : бок, полуширота и корпус. Дополнительно на чертеж наносят линии пересечения поверхностей верхней палубы (ВП) и палуб первого яруса надстроек с поверхностью борта судна (бортовые линии ВП, бака, юта и т.п.).
При наличии поперечной погиби верхней палубы на проекцию корпус наносят палубные линии шпангоутов.
Исходные данные для построения теоретического чертежа
Для построения теоретического чертежа задаются главные размерения судна, килевая и палубная линии диаметрали, форма поперечной погиби верхней палубы (ВП) и палуб первого яруса надстроек (если таковые имеются), очертания носовой и кормовой оконечностей, а также ординаты шпангоутов в табличной форме.
К главным размерениям относятся:
- LКВЛ- длина судна по КВЛ, определяемая между точками пересечения носовой и кормовой частей КВЛ с ДП;
- Lпп– длина судна между перпендикулярами, равная расстоянию между носовым и кормовым перпендикулярами;
- Lнб – наибольшая длина судна, измеренная в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях;
- Lгб – габаритная длина судна, определяемая расстоянием между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпус судна с учетом постоянно выступающих частей;
- ВКВЛ – ширина судна по КВЛ, представляющая наибольшую ширину КВЛ судна, измеряемую между теоретическими поверхностями бортов перпендикулярно ДП;
- Внб- наибольшая ширина судна,измеряемая перпендикулярно ДП между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна;
- Вгб – габаритная ширина судна, измеряемая перпендикулярно ДП между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей;
- Нвп- высота борта судна, определяемая вертикальным расстоянием от ОП до бортовой линии ВП в плоскости мидель-шпангоута;
- ТКВЛ – осадка судна по КВЛ, определяемая вертикальным расстоянием от ОП до КВЛ в плоскости мидель-шпангоута.
Носовым перпендикуляром (НП) называется линия пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку КВЛ.
Кормовым перпендикуляром (КП) называется линия пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения баллера руля с плоскостью КВЛ.
У судов с транцевой кормой кормовой перпендикуляр совмещается с вертикалью, походящей через точку пересечения транца с плоскостью КВЛ в ДП.