Тема 16. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
К жилищным отношениям относятся отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги.
Граждане, а также организации обязаны вовремя вносить плату за жилье и за коммунальные услуги.
Лица, которые обязаны вносить плату за жилье и коммунальные услуги:
- наниматель по договору социального найма;
- член жилищного кооператива;
- собственник жилого помещения;
- и другие.
Плата по договору социального найма включает в себя:
- плату за наем
- за содержание, а также ремонт жилого помещения
- плату за коммунальные услуги
Лица, признанные малоимущими и которые занимают жилое помещение по договору социального найма, освобождаются от платы за наем
Собственник жилого помещения осуществляет следующие платежи:
- за содержание, а также ремонт помещения
- за коммунальные услуги.
На собственников домов возложена обязанность по их содержанию, ремонту.
В плату за коммунальные услуги входит:
- холодное, горячее водоснабжение
- электроснабжение
- газоснабжение
- отопление.
Плата за жилье вносится ежемесячно. Она осуществляется на основании платежных документов.
Наниматели жилых помещений вносят плату за пользование таким помещением непосредственно наймодателю.
Право на субсидии по оплате жилых помещений и коммунальным услугам имеют:
- лица, которые пользуются жилыми помещениями государственного, муниципального жилищных фондов
- наниматели по договорам найма
- члены жилищных кооперативов
- и другие.
Такие субсидии предоставляются органами исполнительной власти субъекта.
Если в многоквартирном доме нет товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, а есть управляющая организация, то собственники вносят плату данной организации.
Размер платы за содержание, ремонт помещений, пользование им по договорам социального найма, а также найма помещений из государственного или муниципального фондов, определяется, исходя из той площади, которую данные лица занимают.
Размер платы за наем государственного, а также муниципального фондов устанавливается в зависимости от расположения дома, от качества жилого помещения и его благоустройства.
При оплате за жилье и коммунальные услуги предоставляются следующие виды социальной поддержки:
1. субсидии
2. льготы в виде денежной компенсации
3. льготы в виде уменьшения размера платежа
Право на компенсационные выплаты имеют:
- члены семей военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более
- члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Льготы по оплате жилья, коммунальных услуг в виде уменьшения размера платежа расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от групп лиц, которым они предоставлены, условно делятся на следующие виды:
1) льготы по полному освобождению от оплаты жилья и коммунальных услуг;
2) льготы по пониженному размеру оплаты жилья и коммунальных услуг без каких-либо условий их2предоставления;
3) льготы по пониженному размеру оплаты жилья и коммунальных услуг с дополнительными условиями2их1предоставления.
Льгота по полному освобождению от оплаты жилья и коммунальных услуг распространяется на Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей. Эти льготы сохраняются за пережившими супругами и родителями лиц данной категории.
Некоторым лицам льготы предоставляются дифференцированно. В результате этого льготы по оплате коммунальных услуг в основном применяются без каких-либо оговорок, а льготы по оплате жилья - только с учетом определенных ограничений (в зависимости от вида жилищного1фонда1и1в1пределах1социальной1нормы). Например, судьям, прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, и проживающим с ними членам семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение) и за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда. Однако аналогичная скидка в оплате жилых помещений распространяется лишь на судей и прокурорских работников, проживающих в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Инвалиды, а также семьи, которые имеют детей-инвалидов, имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Такая льгота предоставляется в виде скидки в 50 процентов при условии, что данные лица проживают в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Законодательством предусмотрены льготы по оплате услуг водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Они предоставляются следующим категориям:
- Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы и совместно проживающим с ними членам их семей
- Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы и проживающим совместно с ними членам их семей
- сотрудникам милиции
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территориях других государств; участникам Великой Отечественной войны
- и другим.
Контрольные вопросы к лекции:
1. У кого возникают обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги?
2. Кто освобождается от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем)?
3. Кому предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?
4. Какие формы социальной поддержки населения по вопросам оплаты жилого1помещения1и1коммунальных1услуг предусматривает ЖК РФ?
5. Вправе ли органы местного самоуправления предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающей социальную норму?
Рекомендуемая литература к лекции:
1. Еремичев И. А., Алексий П. В., Жилищное право. Учебник, М.:ЮНИТИ – 2012
2. Филиппова Е. С., Жилищное право, М.: Юстицинформ, 2007.
3. Грудцына Л.Ю., Жилищное право. Информационно-справочное издание, М.: Система ГАРАНТ, 2008.
4. Кудашкин А.В., Жилищное право, М.: Изд. "За права военнослужащих", 2005.
Интернет – ресурсы к лекции:
1. www.lawtoday.ru
2. www.consultant.ru
3. www.allpravo.ru
Тема 17. Общие вопросы регулирования жилищных правоотношений
В жилищном законодательстве даны следующие определения понятий «переустройства и перепланировки жилого помещения».
Под переустройством жилого помещения понимается установка, перенос инженерных сетей, а также санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Такие изменения требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Под перепланировкой понимается изменение конфигурации жилого помещения, которая также требует внесения изменения в технический паспорт1жилого1помещения.
Переоборудование помещений может включать в себя:
- установку бытовых электроплит взамен газовых плит
- перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов
- устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат
- и другое.
В свою очередь, перепланировка включает в себя:
- перенос и разборка перегородок
- перенос и устройство дверных проемов
- расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений
- и тому подобное.
Не допускаются переоборудование и перепланировка, если они:
- ведут к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания
- ведут к ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов
- ведут к нарушению противопожарных устройств
- ухудшают условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры
Перепланировка осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.
Порядок и условия переустройства и перепланировки относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается не позднее чем через 45 дней со дня представления документов.
Через 3 рабочих дня со дня принятия решения органом, который осуществляет согласование, направляется документ, который подтверждает принятие решения.
Перечень оснований дл отказа переустройства:
- непредставление необходимых документов;
- представление документов в ненадлежащий орган;
- несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В решении должны быть указаны основания для отказа с ссылкой на такое нарушение.
Переустройство и перепланировка считаются завершенными на основании акта приемочной комиссии. После этого о произведенном переустройстве квартиры вносятся изменения в поэтажный план БТИ и экспликацию квартиры, а также в технический паспорт квартиры. Акт направляется в отдел Федеральной регистрационной службы для внесения изменений в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) - свидетельство о праве собственности на квартиру.
Помещение признается пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании решения межведомственной комиссии. Такую комиссию создает:
- федеральный орган исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ;
- орган исполнительной власти субъекта РФ для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;
- орган местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального1жилищного1фонда.
Названная комиссия проводит оценку помещения по заявлению собственника, нанимателя, а также органов государственного контроля и надзора, если это входит в их компетенцию.
При проведении оценки соответствия помещения проводят оценку:
- степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом;
- степени его огнестойкости;
- санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;
- уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации;
- и другое.
На основании проведенной оценки комиссия в течение 30 дней может принять одно из решений:
- жилое помещение соответствует требованиям и пригодно для проживания;
- возможно проводить капитальный ремонт, реконструкцию;
- жилое помещение не соответствует требованиям;
- признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании заключения ответственные органы власти принимают решение и издают распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Если дом признается аварийным и подлежит сносу, то договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются. Комиссия отправляет заявителю распоряжение в течение 5 дней. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Перевести жилое помещение в нежилое можно в случае, если:
- нет обременения права собственности;
- к нему есть отдельный доступ;
- помещение расположено на первом этаже;
- лицам, которых выселяют из жилых помещений, предоставляются по договору социального найма благоустроенные жилые помещения;
- такое жилое помещение признано непригодным для проживания.
При переводе жилого помещения в нежилое необходимы следующие документы:
· заявление о переводе помещения в нежилое;
· документы на помещение, которое переводят в нежилое.
Это свидетельство о государственной регистрации права собственности.
- технический паспорт помещения, которое подлежит переводу, поэтажный план дому, где находится это помещение;
- проект переустройства, перепланировки помещения, которое подлежит переводу.
Орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе через 45 дней со дня представления перечисленных документов.
Заявителю в течение 3 дней направляется документ, который подтверждает принятие решения о согласовании проекта.
Заявителю может быть отказано в переводе в случае, если:
- не представлены необходимые документы;
- документы представлены в орган местного самоуправления не по месту нахождения жилого помещения (квартиры);
- переводимое помещение не соответствует критериям, указанным в законе.
В решении должны быть указаны основания отказа.
Завершение переустройства, перепланировки или иных работ оформляется актом приемочной комиссии, который создает глава администрации органа местного самоуправления. Данный акт администрация органа местного самоуправления направляет в Государственное учреждение технической инвентаризации субъекта Российской Федерации.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Переустройство жилого помещения – это?
2. К чьей компетенции относится определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений?
3. В каких случаях допускается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения?
4. Кем выносится решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания?
5. В каком случае не допускается перевод жилого помещения в нежилое помещение?
6. В каких случаях перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается?
Рекомендуемая литература к лекции:
1. Еремичев И. А., Алексий П. В., Жилищное право. Учебник, М.:ЮНИТИ – 2012
2. Филиппова Е. С., Жилищное право, М.: Юстицинформ, 2007.
3. Грудцына Л.Ю., Жилищное право, Информационно-справочное издание, М.: Система ГАРАНТ, 2008.
4.Кудашкин А.В., Жилищное право, М.: Изд. "За права военнослужащих", 2005.
Интернет – ресурсы к лекции:
1. www.consultant.ru
2. www.allpravo.ru
3. www.garant.ru