Жизнь после смерти архитектуры
Отныне и, как показывает опыт с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955г. №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», на многие десятилетия заказчик может делать с любым проектом все что угодно. Передавать его на любой стадии любому другому проектировщику, переделывать, изменять и уродовать проектные решения, как заблагорассудится, не обращая никакого внимания на права авторов. По сути, заказчик становится единственным полноправным «автором» архитектурных объектов. Пока это только государственный и муниципальный заказчик, действующий как бы на благо государства и от его имени. Но завтра этой возможностью обязательно воспользуются частные заказчики, вписывая в контракты пункты о передаче им исключительных авторских прав. И отнюдь не ради общего блага.
А архитекторы вдобавок к нищете и безработице, вызванной жестоким инвестиционным кризисом в купе с полной коррумпированностью системы распределения заказов, получили еще и полное бесправие. Сегодня работой завалены только архитекторы, приближенные к власти, и делящиеся с ней прибылями.
Ура! Бизнес снова победил гражданское общество! Предсказать последствия этого анти-архитектурного закона не просто, а очень просто. В прошлом, 2015 году средняя зарплата у выпускников архитектурных ВУЗов России (за исключением Москвы) по данным Министерства образования и науки РФ составляла от 26,94 (в Санкт-Петербурге) до 13,03 (в Южном округе) тысяч рублей в месяц. При этом четверть выпускников так и не нашли работы по специальности, несмотря на то, что в России количество архитекторов на тысячу жителей раз в шесть – десять ниже, чем в Европейских странах и США.
Однако, при зарплатах ниже, чем у учителей (26,00 тысяч рублей), престиж профессии и возможность творческой реализации все еще держали планку конкурсов в архитектурные ВУЗы на достаточно высоком уровне 3 – 4 человека на место. Поняв, что творчество в этой стране никому не нужно (а нужны только деньги) и ничем не защищено, самые способные молодые архитекторы уйдут из профессии или уедут из страны, еще больше усугубив печальную статистику по обеспеченности России архитекторами. Это, безусловно, повлияет на качество архитектуры самым пагубным образом, обеспечив в ближайшем будущем дальнейшее отставание России в архитектуре.
Особенно больно ударит этот закон, принятый «в целях обеспечения возможности полноценно реализовывать функции Минстроя России в части ведения реестра типовой проектной документации» как раз по индивидуальному проектированию архитектурных объектов, имеющих большое социальное или градостроительное значение. Закон, не делая никаких различий между «типовым» и «индивидуальным», ставит крест на качественной архитектуре, так как свободная замена заказчиком проектировщиков на любой стадии (например, с целью получения отката) с неизбежной переделкой проектных решений, никак не способствует повышению качества, даже там, где оно просто необходимо.
С «авторской архитектурой» музеев, театров, храмов будет покончено окончательно, так как немыслимо получить высокое качество без авторского участия (на всех стадиях создания архитектурного объекта) единственного лица, заинтересованного в реализации своего авторского замысла – автора проекта. Чужие идеи, также как чужие дети, никому не нужны.
Ничего страшного наймем знаменитых заграничных архитекторов. Дудки! Столь любимые нашей элитой «звезды» мировой архитекторы будут обходить Россию за версту, узнав о том, что заказчик может делать с их проектом все, что угодно. Они, «звезды» к этому не привычны, и столь дикие, на их взгляд, обычаи распугают всех Фостеров и Эгератов.
Заодно будет покончено с мечтами «Стрелки» о новом законе об архитектурной деятельности, по которому архитектор, как в Голландии, будет делать только архитектурную концепцию, а все иные «проектировщики» будут беспрекословно реализовывать эту концепцию, защищенную железобетонным авторским правом. Кстати концепции в России авторским правом не защищаются. Права на авторское участие в России уже нет, а заказчик может передать дальнейшую разработку любому иному проектировщику.
Но самое страшное, что законодательство России открывает широчайшие перспективы для стиля СВИНАРНИКОВ И КАЗАРМ, которые очень скоро заполнят просторы нашей родины, нанеся удар культуре и качеству среды жизнедеятельности, не менее разрушительный, чем все типовое панельное домостроение советского периода.