Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич; развивать речевые и познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Как развивать малыша до 1 года? Первый год жизни - один из важнейших этапов развития. Для ребенка этого возраста самым главным остается развитие сенсорной сферы. Поэтому все другие стороны развития подчинены этой первоочередной задаче. Основной деятельностью малыша становится действия с предметами и игрушками, дающим богатые сенсорные ощущения. Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее развитие малыша. При правильном сенсорном развитии к концу года ребенок сможет: - следить взглядом за игрушкой; подавать игрушку по просьбе взрослого - самостоятельно выполнять простейшие игровые действия -перекладывание, складывание, вкладывание, перемещение и т.д. - реагировать на звуки, издаваемые игрушками, самостоятельно извлекать звуки из звуковых игрушек. - понимать особенности веществ и материалов – дерево твердое, а ткань мягкая; воду можно лить, крупу можно сыпать, камушки перекладывать - воспринимать основные цвета - пользоваться пальчиковыми красками для рисования - реагировать на звуки и извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов Игры с детьми до 1 года Огородники Нужны игрушечные овощи, фрукты небольшого размера и «корзинка». Предложите ребенку собрать урожай в корзинку. Складывайте поочередно фрукты и овощи, показывая и называя каждый. Полную корзину предоставьте малышу для изучения. Называйте предметы, которые он берет. Когда освоит игру, предложите другой вариант. Дайте корзинку с 3-4 предметами и просите поочередно каждый из них: «Дай грушу…». Учите складывать их обратно (это сложнее). Куда спрятался зайчик? Развивает понимание детей, что предметы, исчезнувшие у них на глазах, не перестали существовать, а находятся в другом месте. Возьмите хорошо знакомую игрушку, например зайчика, и переместите на другое место, в поле зрения малыша: на тумбу, кресло, среди других игрушек. Спросите: «Где зайчик? Куда спрятался? Найдем зайчика!». Помогите искать. Изобразите восторг, когда найдете. Повторите с другими игрушками. Водитель Сообщите, что вы водители. Покажите, как катать легковую машинку: положите руку на ее корпус, катайте медленно вперед и назад, затем, следуйте за машинкой. Выполните движения вместе с ребенком. Позвольте ему «управлять» самостоятельно. Меняйте: «Возьми синюю машинку…» Катайте две машинки: одну вы, другую ребенок. Позже посоревнуйтесь. Научите катать грузовик: передвигаться за ним, упираясь в дно кузова или возить за ленточку (если ходит сам). Вместе грузите машину, перевозите груз, разгружайте. Комментируйте действия, и ребенок научится играть самостоятельно. Тянем - потянем Посадите ребенка на стульчик перед столиком, на него поместите игрушку так, чтобы не доставала рука. Наблюдайте за действиями. После неудачных попыток привяжите к игрушке ленточку, конец которой доступен малышу. Потянув за нее, он достанет игрушку. Повторите с другими игрушками и ленточками другого цвета. Усложните. Поставьте игрушку в пластиковую кружку. Через ручку пропустите ленточку (не связывая). Оба конца ленты доступны ребенку. Он должен потянуть за оба конца сразу и достать игрушку. Если не сможет, покажите сами, пусть повторит ваше действие. Кукольный театр Наденьте на руку пальчиковую куклу. Общайтесь с ребенком от ее имени. Выполняйте действия, которые нужно освоить. «Здравствуй Тема!» (здороваетесь за руку), «Поиграем в ладушки» (кукла соединяет руки, ребенок хлопает в ладоши), «Оля хорошая» (поглаживаете), «Возьми мячик», «До свидания!» (машете рукой, ребенок повторяет) и т.п. Как развивать малыша 1 - 2 лет? У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Самый главный навык, который начинает формироваться у ребенка на втором году жизни это, конечно же, речь. В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая пальчики малыша, мы развиваем его речь. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения. Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие. В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера. Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д. Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку. Конструирование - одно из любимых детских занятий, оно не только увлекательно, но и очень полезно. Когда ребенок строит, он сначала придумывает некий образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и творческое воображение. Играя с кубиками, кирпичиками, другими видами конструктора, ребенок учится обращаться с деталями разного размера. Благодаря этому развиваются ловкость, координация движений и мелкая моторика руки. Добиваясь результата, малыш учится действовать целенаправленно. Игры для детей 1 - 3 лет Угадай на вкус Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест. Большой - маленький Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. - Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие. - Попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки. Достаньте чайные и столовые ложки, тарелку и чашку. Суп едят большой ложкой из тарелки, а чай мешают маленькой ложечкой. Сваливаем все ложки в кучу и начинаем сортировать: большие кладем в тарелку, маленькие - в чашку. Найди твой цвет Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы. Чудесный мешочек В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. Чего не хватает? Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр. Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?». Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов. Вариант: «Что прибавилось?». Бусы Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик. Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов. При правильном сенсорном развитии к концу года ребенок сможет: - нанизывать на стержень пирамидки в 4 - 5 колец (от большого к маленькому) - подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм - соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с отверстиями подобной формы - различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый) - по предложению взрослого выбирать предметы определенного цвета - различать некоторые формы (кубик, кирпичик, призма, цилиндр) - различать предметы по величине (большой и маленький) - пользоваться простыми материалами для рисования (краски и карандаши) - пользоваться материалами для лепки - играть на простейших музыкальных инструментах - заниматься совместным творчеством со взрослым - понимать, что детали строительного материала могут быть разной формы и размера - сооружать простые постройки и играть с ними |