Государственный земельный кадастр и
МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
Первоначально кадастр означал книгу, содержащую опись облагаемых предметов и представлял собой простые действия по учету земель. В разное время ведение земельного кадастра было поручено разным организациям и учреждениям. Как правило, земельно-кадастровая служба находилась в ведении финансовых органов, осуществлявших налогообложение. Земельный кадастр имел особенности в содержании и методах ведения, но общим для него являлось получение сведений о земле и землевладениях. Постепенно совершенствовались методы и способы изучения, оценки и учета, классификации земель по видам угодий и качеству.
Согласно ст. 142 Кодекса о земле Государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Он предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности землепользователей, землевладельцев и собственников земли, охраны земли.
Земельный кадастр имеет ряд значений:
* выступает как государственно-правовое мероприятие. Государство устанавливает содержание земельного кадастра, формы кадастровой документации, порядок ведения учета земель, а также систему контроля за правильностью ведения земельного кадастра;
* это целостная система, определенные методы, приемы учета земель, их оценки, регистрации землевладений и землепользовании по особым
обобщенным показателям;
* это институт земельного права, совокупность земельно-кадастровых правовых норм;
* самостоятельная функция управления земельным фондом, имеющая свою правовую основу.
Земельный кадастр - система практических мероприятий, включающая действия по правовой регистрации землевладений и землепользовании, учету и оценке земель для рационального использования и охраны, проведению работ по улучшению качества земель, организации земельного налогообложения.
Кадастр представляет собой совокупность оформленных в установленном порядке необходимых сведений в регистрационно-правовых, землеустроительных, оценочных, отчетных и других документах и материалах о всех земельных ресурсах республики. Такие документы характеризуют землю: с точки зрения естественных условий территории, качества земель, их состава по угодьям, рельефу, почвам, мелиоративному состоянию; с точки зрения правовой - по праву собственности, владения или пользования; с экономической - эффективность использования земель.
Кодекс о земле содержит раздел XII, посвященный земельному кадастру. Кроме того, Совет Министров Республики Беларусь 31 декабря 1991 г. принял постановление «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель».
Земельный кадастр содержит данные о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; составе, структуре и состоянии земельного фонда республики в разрезе административно-территориальных единиц; местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике и установленном режиме использования; государственной регистрации прав на земельный участок, учете и оценке земельных участков и др.
Данные государственного земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрофотогеодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризацией, учетом и оценкой земель, регистрацией прав на землю и другими землеустроительными мероприятиями (ст. 143 Кодекса о земле).
Земельное законодательство закрепляет следующие основные принципы государственного земельного кадастра:
1. Объективность и достоверность сведений;
2. Полнота сведений (охват всех земель, входящих в состав земельного фонда; широта информации);
3. Систематическое обновление сведений (непрерывность ведения кадастра, отражение в учетных данных всех изменений);
4. Наглядность и ясность сведений (доступность их собственникам, владельцам и пользователям земли);
5. Документальность данных (отражение сведений по утвержденным формам; получение сведений на основании документов и материалов);
6. Экономичность;
7. Единство системы сведений и централизованное руководство.
Земельный кадастр содержит ряд сведений о земле, характеризующих данные о собственниках, владельцах и пользователях земли. Земельная регистрация - это государственное мероприятие по оформлению права собственности, владения или пользования землей юридических и физических лиц в соответствующих земельно-регистрационных документах.
В качестве основной земельно-регистрационной единицы выступает землевладение или землепользование как точно установленная и отграниченная на местности юридически оформленная часть земельных ресурсов Республики Беларусь, предоставленная собственнику, владельцу или пользователю земли для определенных хозяйственных или иных целей. В современном кадастре первоочередное внимание должно уделяться не общим, сводным данным о земле, а подробной информации о конкретном земельном участке. Общепризнанно, что у государства должна быть ключевая роль в создании и ведении земельного кадастра. В Республике Беларусь государственный земельный кадастр ведется специально уполномоченным государственным органом по единой для всей республики системе за счет средств государственного бюджета (ст. 144 Кодекса о земле).
Земельный кадастр в государствах бывшего Союза ССР использовался, в основном, для оценки сельскохозяйственных земель и контроля за сельскохозяйственным производством. Он не отражал действительной стоимости земли или недвижимости. В настоящее время в Республике Беларусь проводятся работы по пересмотру кадастровых сведений, разработана и утверждена Временная методика кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Объектом (единицей) оценки является застроенный или незастроенный земельный участок, зарегистрированный в государственном земельном кадастре и являющийся объектов налогооблажения. Данные о земельных ресурсах включают регистрацию землевладений, земельной собственности и землепользовании. Она ведется по единой системе и юридически оформляет права на конкретный земельный участок (на право собственности, владения и пользования землей). При регистрации производится запись сведений о хозяйственном назначении, местоположении и размерах землевладений и землепользовании.
Вторая часть кадастра - учет земель. Он охватывает весь земельный фонд и направлен на получение, систематизацию и анализ сведений о количестве и качестве земель. Данные регистрации землевладений и землепользовании служат основанием для записи размеров участка каждого владельца или пользователя. Земли государственного запаса учитываются по их местоположению как отдельно расположенные земельные массивы с соответствующей характеристикой.
Третий раздел земельного кадастра - бонитировка почв - специальная классификация и оценка почв по природным свойствам. В переводе с латинского бонитировка означает «доброкачественность». Бонитет почвы - показатель ее качества, сравнительного естественного плодородия. Бонитировка выступает в качестве сравнительной оценки качества почв по природным (естественным) и устойчиво приобретенным в процессе окультуривания свойствам.
Бонитировка почв устанавливает их относительную пригодность для возделывания сельскохозяйственных культур или их групп.
Исследованиями выявлено, что в Беларуси при огромном разнообразии почв преобладают дерново-подзолистые (более 45 % всех земель). Они характеризуются низким содержанием гумуса, невысоким естественным плодородием. Широко распространены дерново-подзолистые заболоченные почвы (14,4%). Наименьшую площадь в республике занимают дерново-карбонатные почвы (0,2). Это наиболее плодородные почвы, которые по бонитировочной шкале оцениваются в 100 баллов.
Четвертая составная часть земельного кадастра - экономическая оценка земель - оценка качества земли как главного средства сельскохозяйственного производства. Такая оценка осуществляется с помощью системы натуральных и стоимостных оценочных показателей, проводится в двух аспектах:
1) общая оценка земель;
2) частная оценка (оценка земель по эффективности возделывания отдельных культур).
Земельно-кадастровой документацией являются:
1) документы, характеризующие правовой режим, количество, качественное состояние и местоположение земель, предоставленных в собственность, владение
и пользование юридическим и физическим лицам;
2) государственная земельно-кадастровая книга земель, находящихся в ведении сельского, поселкового исполнительного и распорядительного органа;
3) государственная земельно-кадастровая книга района, города (кроме г. Минска);
4) государственный земельный кадастр области (г. Минска);
5) государственный земельный кадастр республики.
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Задачи мониторинга - выявление изменений в земельном фонде, оценка этих изменений и их последствий, обеспечение собственников, владельцев, пользователей земли, контрольных органов данными о земле, выработка рекомендаций для устранения негативных последствий хозяйственной деятельности.
Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Беларусь.
Содержание и порядок осуществления мониторинга земель устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Как и земельный кадастр, мониторинг предназначен для:
1) обеспечения Советов депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле;
2) обоснования размеров платы за землю;
3) оценки хозяйственной деятельности;
4) осуществления других мероприятий, связанных с использованием земель.
РАСПРЕ ДЕЛЕНИЕ И
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ
Предоставление земель во владение или пользование одна из основных функций и часть содержания государственного управления земельным фондом, проявление права государства распоряжаться ею.
Порядок такого предоставления и изъятия утвержден Верховным Советом Республики Беларусь 5 июня 1991 г.
Деятельность органов государства базируется на следующих основных принципах:
1) предоставление земель может осуществляться органами государства в пределах их компетенции;
2) предоставление земельного участка, находящегося во владении и пользовании, иному лицу производится после его изъятия;
3) земельные участки предоставляются с обязательным указанием целей и условий пользования землей;
4) при предоставлении земель должны быть учтены приоритеты сельскохозяйственного и лесохозяйственного землепользования;
5) предоставление и изъятие земель должно обеспечивать устойчивость земельных отношений;
6) деятельность органов государства, разрешающих вопросы предоставления и изъятия земель, должна обеспечивать охрану как земель, так и других объектов природы;
7) земельные участки должны предоставляться (и изыматься) в оптимальных размерах;
8) собственникам земель, землевладельцам принадлежит право выбора земельного участка, предоставляемого взамен изымаемых земель.
Предоставление и изъятие земель тесно взаимосвязаны.
Под предоставлением и изъятием понимается совокупность действий государственных органов, направленных:
* либо на возникновение права владения или пользования земельными участками у конкретных лиц (и соответственно на изъятие земли у прежних пользователей или из государственного запаса);
* либо на прекращение права пользования участками (и соответственно на передачу их другим лицам или возврат в государственный запас).
Предоставление земельных участков, принадлежащих физическому или юридическому лицу на праве собственности, осуществляется в порядке отвода на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов. В решениях указываются цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода.
Согласно Кодексу о земле (ст. 25) сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных поселков.
Городские (городов областного подчинения и города Минска) исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель этих городов, а также из земель, переданных в их ведение населенных пунктов, за исключением случаев предоставления таких участков по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь.
Районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки по согласованию с сельскими (поселковыми) органами:
* из земель запаса независимо от размера земельных участков;
* из земель лесного фонда для служебных земельных наделов, а также во временное пользование для сельскохозяйственных целей колхозам, совхозам, другим юридическим лицам и гражданам;
* из земель городов районного подчинения и городских поселков, переданных в ведение районным исполнительным и распорядительным органам;
* из земель всех категорий, в том числе сельскохозяйственных земель независимо от уровня их кадастровой оценки для строительства школ, больниц, культурно-бытовых учреждений, культовых сооружений, кладбищ, для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома и дачного строительства, ведения коллективного садоводства и огородничества и других сельскохозяйственных нужд.
К компетенции областных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами отнесено предоставление земельных участков из земель всех категорий во всех случаях, кроме тех, когда предоставление земельных участков осуществляют сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы.
Они также вправе разрешить вопрос о предоставлении земельного участка в случае необоснованного отказа районного исполнительного и распорядительного органа, предоставить земельные участки сельским (поселковым), городским (городов областного подчинения и города Минска) исполнительным и распорядительным органам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства.
Изъятие ценных сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой выше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд, земель заказников республиканского значения, курортов, а также лесов с особым режимом лесопользования (лесопарки, городские леса, лесопарковые части зеленых зон, противоэрозионные леса) для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится по решению Президента.
Республики Беларусь или по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь.
Передача земельных участков в собственность юридических лиц Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Решение исполнительного и распорядительного органа об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий орган или суд (ст. 26 Кодекса о земле).
Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, пожизненном наследуемом владении или частной собственности, другому землепользователю, землевладельцу производится только после изъятия этого участка в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а предоставление земельного участка, находящегося в частной собственности, - после выкупа этого участка у собственника, за исключением случаев, когда в соответствии с действующим законодательством выкуп не производится.
Изъятие и предоставление земель как два самостоятельных юридически значимых процесса возникают по поводу одного и того же объекта, тесно взаимосвязаны и потому регламентированы в едином Положении, которое утверждено постановлением Верховного Совета от 5 июня 1991 г., В новом Кодексе о земле 1999 г. установлено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков будет определяться Президентом Республики Беларусь.
Основными стадиями процессов по изъятию и предоставлению земельных участков являются:
1) предварительное согласование места размещения объекта;
2) предоставление земельного участка, по которому достигнуто соглашение;
3) отвод земельного участка в натуре;
4) документальное оформление предоставления участка и его регистрация.
Без оформления материалов по предварительному согласованию места расположения производится отвод земельных участков кооперативам для коллективного садоводства, животноводства и огородничества, а также гражданам для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, традиционных народных промыслов, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства.
На первой стадии согласовывают наиболее целесообразный вариант места размещения объекта, размеры намечаемых к отводу земельных участков, условия их отвода с соответствующими землевладельцами, исполнительными и распорядительными органами, районными (городскими) органами землеустройства, архитектуры и градостроительства, охраны природы, санитарного надзора, пожарного надзора, другими заинтересованными организациями и службами.
Предварительное согласование проводят исполнительные и распорядительные органы всех ступеней в соответствии с их компетенцией.
Важной новеллой земельного законодательства является установление предельных сроков проведения действий и рассмотрения материалов для дачи заключений. Решение о согласовании места размещения объекта и, размеров намечаемой к изъятию площади действительно в течение трех лет, но этот срок может быть продлен принявшим решение органом.
После проведения проектно-изыскательских работ, утверждения проекта на строительство процесс переходит во вторую стадию - предоставление земельного участка.
Предоставление земельных участков производится на основании проектов отвода земель, которые разрабатываются институтом «Белгипрозем» и его филиалами или соответствующими землеустроительными органами.
Когда земельные участки предоставляются из земель городов, городских и рабочих поселков, проекты отвода вправе разрабатывать соответствующие органы архитектуры и градостроительства. Для этих целей между будущим землевладельцем или землепользователем с одной стороны и соответствующей организацией - проектировщиком - с другой заключается договор.
Проект отвода земельного участка оформляется на объект в целом независимо от количества землевладельцев и землепользователей. Если объект нужно разместить в нескольких районах, такой проект разрабатывается по каждому из них.
Заявления на предоставление земли граждане подают в соответствующий орган (по месту нахождения участка).
О ходе рассмотрения заявлений граждане должны быть уведомлены в месячный срок со дня подачи заявления.
Законодательно определено, что разработка проектов отвода земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства производится по заявлениям местных исполнительных и распорядительных органов и за счет средств бюджета, выделяемых на землеустройство.
Граждане, занимающиеся индивидуальным строительством (жилых домов, садовых домиков, дач), заказывают такие проекты за свой счет.
Разработанный проект согласовывается с землевладельцем или землепользователем, соответствующими органами и службами и представляется на рассмотрение территориальному исполнительному и распорядительному органу.
Решение соответствующего территориального органа содержит указание на целевое назначение участка, его размеры, местоположение субъекта, которому отводится земельный участок, обязанности этого субъекта по возмещению убытков и потерь, связанных с отводом земли.
Третья стадия процесса предоставления земель - отвод земли в натуре. Для этого устанавливаются его границы.
Установление границ осуществляется соответствующими государственными землеустроительными органами или органами архитектуры и градостроительства. При установлении границ присутствуют гражданин или представитель предприятия, которому отводятся земли, землевладелец или землепользователь, из земель которого изымается земельный участок, а в случае необходимости - и смежные пользователи или владельцы земли. Земельный участок отграничивается межевыми знаками.
Четвертая стадия процесса состоит в юридическом оформлении, выдаче документа и его регистрации.
Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:
* один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории одного исполнительного и распорядительного органа;
* на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях нескольких исполнительных и распорядительных органов или предоставлены для разных целей.
При размещении объекта по смежеству с землями населенных пунктов их включают в черту этих населенных пунктов с последующей выдачей государственного акта соответствующим органом. Право временного пользования земельным участком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей.
Государственные акты, а также удостоверения выдаются и регистрируются:
* сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами - при предоставлении земельного участка из земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих и курортных поселков;
* городскими исполнительными и распорядительными органами - при предоставлении земельного участка из земель городов;
* районными исполнительными и распорядительными органами - при предоставлении земельного участка из земель городов районного подчинения
и городских поселков, переданных в их ведение, а также земель других категорий.
Граждане Республики Беларусь, имеющие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, предоставленные им до принятия Кодекса о земле 1999 г., и не получившие документов, удостоверяющих их право на земельные участки, владеют и пользуются этими земельными участками до получения соответствующих документов.
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Землеустройство - система правовых норм, регулирующих землеустроительные отношения, институт земельного права. В отличие от Земельного кодекса 1970 г. новое земельное законодательство не использует термина «государственное» применительно к землеустройству. Это связано с появлением новой формы собственности на землю - права частной собственности, где участниками отношений по землеустройству являются собственники земельных участков.
В Кодексе о земле 1999 г. землеустройству посвящена глава 32 «Землеустройство». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 1991 г. утверждены Основные положения землеустройства в
Республике Беларусь, а также Положение о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных исполнительных и распорядительных органов.
Кодекс о земле (ст. 145) по новому определяет понятие землеустройства.
Землеустройство представляет собой систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель, сохранение и улучшение окружающей среды.
Землеустройство является важной составной частью механизма рационального использования земель.
Задачи землеустройства:
* создание равных условий хозяйствования для развития всех форм использования земли и хозяйствования на разных по качеству и местоположению землях;
* разработка предложений об условиях использования земель;
* статистика информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель и другие задачи.
Принципами, лежащими в основе института землеустройства и определяющими его особенности, являются:
* строгое соблюдение требований земельного законодательства;
* сбалансированность интересов всего общества с
интересами землевладельцев и землепользователей при свободном выборе форм хозяйствования;
* согласованность общих и частных решений с долгосрочной перспективой использования и охраны земель;
* приоритет сельскохозяйственного землепользования;
* комплексность развития территории, учет природно-экологических условий;
* согласованность социально-экономических и экологических требований по охране земель и воспроизводству плодородия почв;
* взаимосвязь работ по землеустройству и работ по государственному кадастру и мониторингу земель.
Землеустройство как система мероприятий по организации рационального использования земли как средства производства постоянно развивается. Оно включает значительный круг землеустроительных действий. Его современное содержание нельзя свести только к внутрихозяйственному и межхозяйственному землеустройству, как это было ранее.
Землеустройство включает:
* разработку республиканских и региональных прогнозов, программ использования и охраны земель, схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных единиц, охраняемых территорий, зон особого государственного регулирования;
* разработку проектов, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, городской, поселковой черты, границ сельских населенных пунктов, охраняемых территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков собственников, землевладений и землепользовании;
* составление проектов образования новых и упорядочения существующих землепользовании и землевладений, отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовку документов, удостоверяющих право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения и права пользования землей;
* проведение оценки земель;
* разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, проектов организации и устройства территории крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих товариществ и населенных пунктов, рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почв и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
* проведение инвентаризации земель, систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому
назначению земель;
* проведение топографо-геодезических, аэрофотогеодезических, картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и других тематических карт (планов) и атласов состояния и
использования земельных ресурсов;
* авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;
* ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
* осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Законодательством Республики Беларусь в содержание землеустройства могут быть включены и другие мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений, использованием и охраной земель.
По содержанию землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное.
Межхозяйственное землеустройство является основным механизмом формирования рационального землевладения и землепользования, наделения землей граждан, крестьянских хозяйств, предприятий, учреждений, организаций и кооперативов, физических и юридических лиц. Содержание межхозяйственного землеустройства определяется исходя из местных природных, экономических условий и особенностей объектов проектирования.
Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется в пределах границ конкретных предприятий и организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. Такое землеустройство проводится по инициативе самих землепользователей. Цель его - создание организационно- территориальных условий для внедрения прогрессивных форм организации труда.
В процессе внутрихозяйственного землеустройства:
* устанавливается экономически и экологически сбалансированный состав земельных угодий;
* выявляются неиспользуемые и нерационально используемые земли;
* уточняется организационно-производственная структура сельскохозяйственного предприятия;
* закрепляются земли за внутрихозяйственными подразделениями;
* определяются земельные участки для огородничества, сенокошения, выпаса скота;
* уточняются границы и проектируется система использования территорий с особым природоохранным режимом;
* разрабатываются мелиоративные и природоохранные мероприятия, требующие капитальных вложений, определяются приоритетные направления,
объемы, стоимость и очередность осуществления мероприятий;
* определяются перспективы развития населенных пунктов, производственных центров, объектов производственной и социальной инфраструктуры хозяйства и проводится ряд других мероприятий.
Землеустройство проводится по решениям исполнительных и распорядительных органов или по ходатайству заинтересованных землевладельцев и землепользователей. Землеустроительные мероприятия, направленные на реализацию единой государственной земельной политики, осуществляются за счет государственного бюджета (ст. 147 Кодекса о земле).
Разработка землеустроительных проектов проводится по инициативе собственников, землевладельцев и землепользователей и за их счет землеустроительными организациями.
Землеустроительные организации имеют право:
* проводить контроль за ходом реализации проектов землеустройства;
* информировать о его результатах соответствующие Советы депутатов;
* вносить предложения об улучшении практики использования и охраны земель;
* согласовывать изменения в проектах, связанные с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основаниям;
* вносить предложения о совершенствовании или пере
работке устаревших схем проектов землеустройства.
Землеустроительные работы могут проводиться субъектами хозяйствования на основании лицензий, которые выдаются на следующие виды деятельности:
* установление (восстановление) границ земельных участков собственников, землевладельцев и землепользователей, охраняемых территорий;
* оформление материалов по изъятию и предоставлению земельных участков в собственность, владение и пользование;
* оформление документов, удостоверяющих право собственности, владения и пользования землей.
Землеустроительные организации оказывают помощь субъектам хозяйствования и несут ответственность за экономическую и экологическую эффективность мероприятий по землеустройству.
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНОЙ
Государственный контроль за рациональным использованием земель - одна из важнейших функций управления земельным фондом.
Государственному контролю за использованием и охраной земель посвящена глава 30 Кодекса о земле (ст. 139-140), а также Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993 г. № 182 с изменениями и дополнениями от 25 февраля 1994 г. № 107.
Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель: соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков требований земельного законодательства Республики Беларусь (ст. 139 Кодекса о земле).
Государственный контроль за использованием и охраной земель характеризуется всеобщностью и постоянством. Он охватывает все категории земель земельного фонда, касается всех землевладельцев и землепользователей. Контроль не ограничен какими-либо сроками, он осуществляется постоянно.
На основании Положения о государственном контроле за использованием и охраной земель от 26 марта 1993 г. контрольные функции возложены на Советы депутатов и землеустроительные органы, органы прокуратуры, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, его органы на местах, органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Республики Беларусь, Государственный комитет по архитектуре и строительству и его органы на местах, Госкомзем, соответствующие его отделы в областях, управление землепользования и землеустройства Минского городского Совета депутатов, землеустроительную службу соответствующих территориальных исполнительных и распорядительных органов.
Контрольную деятельность вышеназванных органов можно подразделить на две части.
Первая содержит элементы контроля за использованием и охраной всех категорий земель.
Вторая отражает специфику контроля применительно к каждой из категорий земель (особенно в отношении сельскохозяйственных угодий).
Контрольные органы проводят проверки ведения государственного кадастра и мониторинга земель, своевременности возврата земель, предоставленных во временное пользование. Они обследуют фактическое использование земель.
Вторая часть контрольной деятельности представлена в виде проверок рационального использования отдельных категорий и видов земель.
Землеустроительные органы осуществляют контроль за своевременным и качественным проведением землевладельцами и землепользователями мероприятии по защите почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, уплотнения, загрязнения сточными водами, отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, другими отходами и иной порчи, проверяют качество кулътурно-технических работ, осуществляют надзор за проведением мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарником и мелколесьем, а также по сохранению торфяных почв в ходе их использования и предотвращению процессов минерализации торфяников, осуществлением проектов землеустройства и других проектов по использованию сельскохозяйственных угодий и охране почв.
Они вносят предложения о консервации земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, а также деградированных земель.
В отношении земель несельскохозяйственного назначения направлениями государственного контроля являются:
* проверка соблюдения требований законодательства при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов с тем, чтобы исключить их
вредное воздействие на состояние земель;
* контроль за снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы хозяйствующими субъектами при проведении работ, связанных с нарушением земель, а также за своевременной и качественной рекультивацией и приведением их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, за рекультивацией земель, отведенных во временное пользование для добычи полезных ископаемых и торфа, строительства и других целей;
* проверка своевременности и качественности мероприятий по защите почв от загрязнения отходами производства, химическими веществами, иной порчи.
Должностным лицам землеустроительной службы предоставлены следующие правомочия, закрепленные в Положении о государственном контроле за использованием и охраной земель:
* давать землевладельцам, землепользователям и собственникам обязательные для исполнения указания по вопросам охраны земель и использования земельных участков по целевому назначению;
* приостанавливать агротехнические и лесомелиоративные работы, вносить в соответствующие органы предложения о приостановлении дорожного, гидротехнического и иных видов строительства, разработки полезных ископаемых, проведения изыскательских и других работ, осуществляемых с нарушением действующих норм и правил, что может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, а также к уничтожению плодородного слоя почвы;
* согласовывать проекты гидротехнических сооружений, мелиорации земель, планировки и застройки населенных пунктов, а также других проектов, в которых предусматривается исключение земель из сельскохозяйственного оборота;
* вносить в установленном порядке представления о прекращении права владения и права пользования (в том числе на условиях аренды) земельными участками, о прекращении права частной собственности на земельные участки в соответствующих случаях;
* запрашивать у соответствующих органов необходимые материалы и получать сведения по вопросам охраны земель принимать участие в приемке в эксплуатацию мелиорированных, рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, строящихся в целях повышения плодородия и охраны земель;
* привлекать должностных лиц и граждан, виновных в нарушении земельного законодательства, к административной ответственности, если эти
нарушения не влекут уголовной ответственности.