Готическая архитектура во Франции
Готический стиль отличается от предшествовавшего ему романского стиля, и последующих ренессанса, барокко и классицизма, это единственный стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объемную композицию. Готические зодчие умело разрабатывают возможности передачи в фасаде движения архитектурных форм в высоту. В то же время во французском решении готического фасада очевидно стремление архитекторов сохранить определенную рациональную гармонию соотношений его высоты и ширины. Архитекторы зрелой французской готики сразу же отказываются от сделанной попытки разбить горизонтальные карнизы, разделяющие ярусы фасада таким образом, что карниз центральной части оказывается выше горизонтальных карнизов боковых частей, создавая тем самым ощущение мощного движения центральной части фасада в высоту. В центре фасада, как правило, помещалась роза, гармонизовавшая и умерявшая вертикальное движение архитектурных форм, сообщая им центробежный характер.Роза французского готического фасада была исходной точкой, началом и концом той сложной и стройной пропорциональной игры, в которую были вовлечены все элементы фасада.Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней,зрелой (или высокой) и поздней готики.Здания раннего периода своей четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм.Наиболее характерные особенности ранней готики заметны в архитектуре собора Парижской Богоматери. Зрелой или высокой готике присуще не только совершенное владение каркасной конструкцией, но и высокое мастерство при создании богатых архитектурных композиций, с обилием скульптуры и витражей. Основные черты поздней готики— изощренность и утонченность архитектурного декора.К примеру готической архитектуры Франции приведём знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам). Это самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики. План собора-громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта с двойным обходом хора (соответственно двум боковым нефам продольной части), со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах. Несмотря на то, что собор строился свыше века, он поражает органичной целостностью своего архитектурного образа. Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду.Главный фасад отличается соразмерностью величавых масштабных соотношений, простотой целого. Если в зрелой готике массив фасадной стены, по существу, исчезает и конструкция выявляется мощными пилонами — контрфорсами и проемами широких порталов и громадных окон, то в соборе Парижской Богоматери стена сохраняет свое значение, однако она уже не играет былой определяющей роли.Западный фасад собора Парижской Богоматери, увенчанный двумя устремленными ввысь могучими башнями, расчленен на три яруса.Фасад и башни образуют гармоничный ансамбль, вписанный в высокий прямоугольник, что в сочетании с нарастанием вертикалей от яруса к ярусу и создает впечатление устремленности ввысь. Вместе с тем каждый из ярусов, взятый в отдельности, растянут по горизонтали, и это сохраняет в архитектуре фасада спокойную силу и устойчивость. Благородные, с первого взгляда простые пропорции фасада при внимательном рассмотрении оказываются исключительно богатыми и сложными. Каждый мотив фасада при всей своей кристаллической четкости и определенности вступает в многообразные взаимодействия — конструктивные, масштабные, ритмические — со всеми остальными. Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства.
Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.